прп. Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим, Вырицкий чудотворец



 



Поддержите сайт! (пожертвование)

Воскресенский Новодевичий монастырь С-Пб.

Схимонахиня  Серафима (в миру О.И.Муравьева )




ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ

ВОСКРЕСЕНСКИЙ   НОВОДЕВИЧИЙ   МОНАСТЫРЬ
г. Санкт - Петербург


Из Греции в Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге, 
доставлен пояс Пресвятой Богородицы


По преданию, пояс Пресвятой Богородицы помогает избавится от бесплодия, благополучно выносить и родить ребёнка. Святыня впервые покинула пределы монастыря на горе Афон, куда доступ женщинам закрыт. Но теперь у многих россиянок, мечтающих о детях, появилась редкая возможность обратиться к ней с молитвой.

Пояс Богородицы долгое время хранился в Палестине. В конце IV века его перенесли в Константинополь в драгоценном ковчеге. Его открывали лишь однажды, в начале X века. С помощью святыни исцелилась от душевной болезни жена императора Льва VI. После падения Константинополя и до наших дней пояс находится на горе Афон. Женщинам туда доступ закрыт. И сегодня у них редкая возможность поклонится христианской реликвии. Именно поэтому здесь так много именно женщин. К Богородице обращаются с молитвами о семейном счастье. Считается, что заступничество Девы Марии помогает в исцелении от разных болезней, в том числе, от бесплодия.

пояс Пресвятой Богородицы

Верующим раздадут освященные пояски, символы пояса Богородицы. Эта традиция пришла из глубины веков. Паломники, побывавшие на Афоне, привозили их себе на родину и раздавали остальным верующим.

 Священнослужители говорят, что к святыне  приложаться не менее 20 тысяч человек. В Казанской церкви Новодевичьего монастыря каждый день утром и вечером проходили торжественные службы, на которых пели лучшие хоровые коллективы из всех больших соборов Петербурга.

Кроме этого, каждый час, и днем и ночью, в храме будут звучать молитвы. Молебны читались по очереди представители всех приходов Санкт-Петербургской и Ладожской епархии. Святыня будет находитилась в Петербурге до 24 октября 2011г.

В связи с большим количеством паломников из разных городов России, желающих приложиться к поясу Пресвятой Богородицы в Петербурге, доступ к святыне был открыт круглосуточно.

Тысячи петербуржцев с раннего утра выстраиваются в очередь к Новодевичьему монастырю, чтобы приложиться к поясу Богородицы, доставленному в северную столицу из Ватопедского монастыря на Афоне.
Огромная очередь протянулась с двух сторон в направлении обители от станций метро "Фрунзенская" и "Московские ворота". Людские потоки, основную часть которых составляют женщины, сливаются воедино на входе в монастырский двор.
Пояс Божьей Матери был доставлен в Петербург Фондом Андрея Первозванного в четверг и пробудет в городе до понедельника.
Затем святыню доставят в Екатеринбург, Норильск, Владивосток, Красноярск, Нижний Новгород, Дивеево, Саранск, Самару, Ростов-на-Дону, Калининград, Москву.
 23 ноября она вернется на Афон.
Святыня покинула пределы Греции впервые за всю историю пребывания пояса в Ватопедском монастыре.


Воскресенский Новодевичий монастырь С-Пб.
Историческая справка
 ( http://www.novodev.orthodoxy.ru/ )
Фото-альбом ( http://www.novodev.narod.ru/photoalbum10.html ,
                             http://palmernw.ru/novodevich/novodev.html )


Около Московских ворот расположена первая женская обитель Санкт-Петербурга – Воскресенский Новодевичий монастырь. Первоначально он находилсяна левом берегу Невы, там где сейчас Смольный собор. Раньше это место называлось Смоляной двор, а рядом находился загородный дворец императрицы Елисаветы. Императрица Елисавета Петровна пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, для чего передала свой летний дворец, где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. Закладка храма во имя Воскресения Христова ознаменовала рождение Воскресенского Новодевичьего монастыря, часто называемого Смольным, по месту расположения.

Екатерина II учредила при монастыре училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое впоследствии переросло в Смольный институт.
Постепенно монашеская жизнь угасла с кончиной последних монахинь. Возобновлен монастырь при Императоре Николае I. Заботясь о духовной жизни столицы, государь высочайше утвердил положение о строительстве обители. игуменя м. Феофания Игуменьей была назначена монахиня Феофания из Горицкого монастыря.

игуменя ФеофанаСначала для обители был выбран участок на Васильевском острове при Благовещенской церкви, затем в 1848 году было решено перевести обитель в более уединенное место к Московским триумфальным воротам.

Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божией Матери 10/23 окт. 1848 г. Из Казанского собора столицы по этому случаю доставили великую православную святыню - старинный чудотворный образ Казанской Божией Матери.

3/16 нояб. 1849 г. произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова. В 1854 г. в Неделю Всех святых переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус. По сторонам собора в монастырских корпусах устроены были две церкви. Церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери освятили в 1854 г., автором иконастаса был придворный архитектор А.И. Штакеншнейдер, иконы были написаны сестрами обители.

В этой церкви находился чтимый список чудотворной иконы Божией Матери с Ватопедской иконы «Отрада и Утешение», он был прислан старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон. Сама икона находится на Афоне, в Ватопедском монастыре, в соборном храме, где совершаются пострижения в монахи братии обители. К сожалению, икона исчезла,хотя о ней есть сведения до 80-х годов.

Вторая церковь во имя Трех святителей вселенских в больничном корпусе освящена в 1855 г. Постройка пятиглавого монастырского собора с 5 приделами: в честь Воскресения Христова; Успения Божией Матери; Архистратига Михаила; свт, Николая и Всех святых завершена в 1861 г. Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием.

До революции в церкви было несколько бесценных икон – Воскресения Христова с частицами Живоносного Гроба Господня, Казанская Божия Матерь – родовая святыня Ушаковых, Нерукотворный Спас 16века, которым Иван Грозный благословил своего сына Феодора.

Молитвами и трудами налаживалась строгая монашеская жизнь. При монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник - все содержалось в образцовом порядке радением монахинь. Изделия монастырских золотошвейных мастерских славились на всю Россию.
В новых домах расположились церковная ризница, трапезная, больница, библиотека, архив, кельи, кладовые, людские службы

В 1895 г. монастырь украсила стройная четырехъярусная колокольня с золоченым куполом. За городом были устроены скиты.

8/21 июня 1908 г. был заложен каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, Строительство закончили к 1912 г. и приступили к отделке.
В 1925 г. монастырь был упразднен, началась конфискация земель и имущества. В разоренном монастыре остались одни больные и престарелые, которых закрыли в подвале, обрекая их на смерть.
Разграбили монастырский собор, взорвали колокольню. Одно из самых живописных кладбищ Петербурга подверглось надругательству. Сильно пострадал некрополь, где погребены многие выдающиеся государственные, общественные и военные деятели, поэты, композиторы, литераторы.
Из шести монастырских церквей две были поминальные и построены на кладбище – это Божией Матери Всех скорбящих Радости (Карамзинская) и СвятогоПророка Илии. Оба храма снесены в 30-е годы.

Карамзинская церковь была возведена под склепом, в который перенесли прах А.Н. Карамзина, младшего сына знаменитого историка, который героически погиб в бою с турками под Калафатом на Дунае в 1854 году. Церковь была выстроена на деньги его вдовы Авроры Карловны Карамзиной – известной красавицы своего времени, в честь которой был назван роковой для России крейсер «Аврора».

Есть на кладбище образ Господа Иисуса Христа, установленный в 1915 году на могиле А.А.Вершиненой, она была женой генерала и умерла совсем молодой. Вспоминая печаль умирающей о том, что после смерти ее никто не вспомнит, любящий супруг поставил на ее могиле бронзовую скульптуру Спасителя. В безбожное время верующие , не имея возможности ходить в храмы, приходили на кладбище и молились перед образом Спасителя, почитание святого места продолжается и ныне.

В Казанском храме находится часть мощей сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, скончавшегося в больнице пересыльной тюрьмы.
В 1990 г. началось постепенное возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь Державной иконы Божией Матери. Рождественским постом 1996 г. с первыми насельницами началось возрождение монашеского подвига в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

В храме появилась сияющая обновленная икона Казанской Божией Матери. Потемневший дивный образ собирались реставрировать, но он сам обновился 6 нояб. 1996 г. в праздник иконы «Всех скорбящих Радость», как только собрались передать его в Казанский храм.

Постепенно налаживается традиционная монастырская жизнь. Передан только один храм и три полуразрушенных флигеля. В них живут сестры; там же помещаются трапезная, богадельня, библиотека, мастерские.


Расписание богослужений

Проезд: в С-.Пб. до ст. метро «Московские ворота», далее пешком.

В будние дни:

9ч.30мин. Божественная литургия 
(время может меняться, в Великий Пост утренняя служба начинается в 7.00.)

17ч.00мин. Вечернее богослужение

Суббота:

9ч.00мин. Божественная литургия
17ч.00мин. Всенощное бдение

Воскресение:

8ч.40мин. Акафист Илариону Троицкому
9ч.30мин. Божественная литургия
17ч.00мин. Вечернее богослужение

Праздники: 50 дек./12 янв. - Трех святителей; 2/15 янв., 19 июля/1 авг. -прп. Серафима Саровского; 21 янв./З февр. - Ватопедской иконы Божией Матери; 2/15 марта - Державной иконы Божией Матери; 26 апр./9 мая, 11/24 июля, 15/28 дек. - сщмч. Илариона, архиеп. Верейского; 8/21 июля, 22 окт./4 нояб. - Казанской иконы Божией Матери; 13/26 сент. - Воскресения Словущего; 28 нояб./ 1 дек. - сщмч. Серафима (Чичагова), митр. Петроградского.


Настоятельница - игумения София (Силина).

     

Адрес, реквизиты монастыря:

196084, Россия, Санкт-Петербург, 

Московский пр., 100 проезд до ст.метро "Московские ворота"


Сайт монастыря - http://www.novodev.orthodoxy.ru/
 
http://www.novodev-monastyr.spb.ru/kontakt-monastyr.html

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА  МОНАСТЫРЯ - http://www.novodev.orthodoxy.ru/novodev-school.html


Для жертвователей:


Филиал ОАО Внешторгбанка В Санкт-Петербурге
р/сч 40703810400000002206
к/сч 30101810200000000733
БИК 044030733, ИНН 7831000820/ 781001001

Телефоны:

Монастырь:                      +7(812) 387 53 64 (Просим учитывать время богослужений)
Дом паломника:               +7(812) 252 37 59
Монастырская лавка:    +7(812) 369 30 98

Часы работы монастырской лавки:
будние дни                           10.00 - 19.00
суббота                                 10.00 - 18.00
воскресение, праздники     12.00 - 19.00



Подворье
Храм Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в п. Лисино-Корпус, в 18 км от г. Тосно.

Адрес: Россия, Ленинградская обл, Тосненский р-н, п. Лисино-Корпус.

    Ссылки:
Основательница монастыря - Игумения Феофания
Русская странница Дарьюшка
Свято-Владимирская церковно-учительская школа
Главная страница Воскресной школы
Воскресенский Новодевичий Монастырь - Народный Каталог православной архитектуры.



ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ВОСКРЕСЕНСКОГО НОВОДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ

http://www.novodev.narod.ru/index.html



  Воскресная школа при Воскресенском Новодевичьем монастыре открылась в 1996 году. Школа.Занятия для детей проходят в субботние и воскресные дни в помещениях бывшей Свято-Владимирской церковно-учительской школы монастыря. Количество обучающихся составляет около 50 человек. Традиционно участие детей в праздниках: престольных, Рождества Христова, Пасхи. К детскому празднику готовятся музыкальные номера, сценки, дети оформляют ёлку, украшают помещения, выпускают стенгазету.

Священники монастыря проводят занятия по Закону Божьему, в школе работают кружки:воскресная школа. по рукоделию (бисер, бусы, лоскутки), актерскому мастерству, столярному делу. Многие девочки поют на клиросе, и специально занимаются церковным пением. Воспитанники воскресной школы совершают паломнические поездки на подворье монастыря в Лисино-Корпус, а также по храмам и монастырям Санкт-Петербургской епархии.

Продолжает свою работу воскресная школа для взрослых.
 Занятия проходят в здании Казанской церкви каждое воскресение после окончания службы.

Адрес школы: 196084 Санкт-Петербург, Московский пр., д. 104.



Храмы  Воскресенского Новодевичьего монастыря  в Санкт-Петербурге


Храмы  Воскресенского Новодевичьего монастыря  в Санкт-Петербурге
Храмы  Воскресенского Новодевичьего монастыря  в Санкт-Петербурге
Храм во имя иконы Божией Матери Отрада и Утешение

Главный престол Казанской церкви
Храмы  Воскресенского Новодевичьего монастыря  в Санкт-Петербурге
Храмы  Воскресенского Новодевичьего монастыря  в Санкт-Петербурге
Казанская  церковь

Храм трех святителей
Храмы  Воскресенского Новодевичьего монастыря  в Санкт-Петербурге
Храмы  Воскресенского Новодевичьего монастыря  в Санкт-Петербурге
Храм Воскресения Христова

Могилы игумени Феофании и монахинь у Казанской церкви

http://rd.rusk.ru/00/rd1/rd1_30.htm
Наши святыни


НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ
В ПЕТЕРБУРГЕ


"Не стоит град без праведника". Не стоит он и без святой обители. Знали это православные цари. Боголюбивая государыня императрица Елизавета Петровна, вступив на престол в 1741 году, пожелала воздвигнуть в новой столице девичий монастырь, куда, по преданию, намеревалась удалиться в старости. Для этой цели государыня передала свой летний дворец, известный под названием "Смольный", где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. Закладка храма во имя Воскресения Христова ознаменовала рождение Воскресенского Новодевичьего монастыря, часто называемого Смольным по месту расположения. Своего расцвета Смольный монастырь достиг при государе, императоре Николае Павловиче. Заботясь о полноте духовной жизни столицы. Государь высочайше утверждает положение о строительстве обители. Игуменией была назначена монахиня Феофания из Горицкого монастыря Новгородской епархии, хорошо известная своими добродетелями.
Игумения Феофания (Александра Сергеевна Шулепникова) происходила из старинного дворянского рода. Она родилась 15/28 февраля 1785 года. В двадцатилетнем возрасте с успехом окончила Екатерининский институт в Петербурге. Своими способностями и благонравием Александра Сергеевна снискала расположение вдовствующей императрицы Марии Федоровны, чье сердечное участие сопровождало ее всю последующую жизнь. Но неожиданные превратности судьбы, и потеря супруга (генерал С.С. Готовцев погиб в Шведской кампании через полтора месяца после свадьбы) и внезапная кончина 4-летней дочери - совершили нравственный переворот в ее душе. Александра Сергеевна решилась оставить мир, всецело посвятив себя Богу, понимая, что служение Богу требует до самозабвения свободного и радостного предания себя в Его Святую волю. Великим постом 1818 года отправилась она в Горицкий монастырь. Двадцать семь лет подвизалась Александра Сергеевна (в иночестве Феофания) в Горицком монастыре, пройдя все многотрудные и многоразличные послушания. В последние годы она служила ризничей, писала иконы, вышивала золотом. На 60-летнюю старицу и пал выбор митрополита Петербургского Антония.
Вместе с другими монахинями прибыла она в Петербург. Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божией Матери 10/23 октября 1848 года. Из Казанского собора столицы по этому случаю доставили великую православную святыню - старинный чудотворный образ Казанской Божией Матери.
"Воля Царя Небесного, слово Царя земного, любовь к святыни православного народа" - и громадное дело совершилось. Третьего ноября 1849 года в присутствии царской фамилии митрополитом Никанором произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова с пятью приделами. В 1854 году в Неделю Всех Святых переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус. По сторонам собора монастырских корпусах устроены были две церкви. Церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери, где часто молилась матушка Феофания, освятили в 1854 году. Список Ватопедской иконы "Отрада и утешение" был прислан старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон.
Из шести монастырских церквей две - во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радости", часто называемой Карамзинской (1856), и Святого Пророка Илии (1888) - возведены на кладбище, на котором одним из первых был погребен монастырский архитектор Николай Ефимович Ефимов.
Молитвами, трудами и слезами налаживалась строгая монашеская жизнь.
Божия избранница игумения Феофания, наделенная многими духовными дарами, отмеченная и земными царскими наградами, тихо почила в Духов День на 80-м году жизни 16/29 мая 1866 года. В ее духовном завещании сказано: "Един Господь ведает, каких трудов и попечений стоило основание и поддержание святой обители в желаемом благоустройстве..."
Всесильная помощь Царя Небесного изливалась неисчислимыми милостями, поддерживала, укрепляла, утешала ее в прохождении земного поприща. По кончине великой праведницы монастырь плодотворно развивался благодаря строго наложенному монашескому житию. При игумении Валентине (+1904) иконописная мастерская под руководством академика живописи Г.И. Яковлева выполняла множество заказов (в том числе и за границу). Изделия монастырских золотошвейных мастерских славились на всю Россию. Открыт был детский приют. Князь-Владимирская церковно-учительская и церковно-приходская школы бесплатного обучения со своей Введенской церковью (ныне больница им. Коняшина).
При игумении Антонии (Рейнбот), 8/21 июня 1908 года по проекту В.А. Косякова был заложен каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство закончили к 1912 году и приступили к отделке. Величественный храм оказался глубоко созвучным нашему времени. Знаток древних стилей В. Косяков умело использовал новые строительные и декоративные материалы в отделке: керамическую плитку, майолику, литые рельефы "под резьбу по камню", черепицу на куполе.
Последняя настоятельница игумения Феофания (Рентель) подвизалась в Новодевичьем монастыре с 1903 года. Сразу после кончины игумении Антонии возглавила обитель в трудные годы гонения на Церковь.
В 1925 году монастырь был упразднен, началась конфискация земель и имущества. Однако иноческая жизнь еще сохранилась в стенах обители, пока игумению и последних сестер не арестовали. В 1935 году матушку Феофанию отправили в ссылку в Башкирию. Дальнейшая судьба ее пока не известна. В разроренном монастыре остались одни больные и престарелые, которых закрыли в подвале, обрекая на смерть. Разграбили монастырский собор, взорвали колокольню. Одно из самых живописных кладбищ Петербурга подверглось надругательству. Сильно пострадал некрополь, где погребны многие выдающиеся государственные, общественные и военные деятели, поэты, композиторы, литераторы: Ф. Тютчев, н. Некрасов, Н. Римский-Корсаков, А. Майков, Э. Направник, М. Чигорин, П. Багратион, А. Краевский, П. Демидов, А. Лядов, Г. Невельской - гордость и слава Отечества. Но и поныне сохранились погребения сестер обители. Среди дорогих могил и праведница XIX столетия, блаженная Дарьюшка (инокиня Исидора), чей удивительный подвиг непостижимой кротости и смирения столь живописно изложен в книге С. Снессоревой "Дарьюшка".
Семидесятилетнее "вавилонское" пленение закончилось. В 1990 году началось постепенное возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери, который сначала был возрожден как приходской. Рождественским постом 1996 года с первыми насельницами началось возрождение монашеского подвига в Воскресенском Новодевичьем монастыре. К этому времени была обретена могила приснопамятной основательницы.
Знаком сугубой Божией милости, подтверждающим непрерываемость молитвенного подвига, связывающего "тогда" и "сейчас", стало промыслительное событие, подтверждающее Божие благословение к монастырю. В декабре 1996 года в храме появилась сияющая обновленная икона Казанской Божией Матери. Прежде потемневшая, пострадавшая от времени и небрежения, сменив много владельцев, она попала в Никольский собор. Этот дивный образ собиралась реставрировать, но он сам обновился 6 ноября 1996 года в праздник иконы "Всех скорбящих Радости", как только собрались передать его в Казанский храм.
В Казанском храме находится часть мощей священномученика архиепископа Верейского Илариона (Троицкого), скончавшегося в больнице пересыльной тюрьмы. В последний путь его проводил митрополит Серафим (Чичагов), который с закрытием лавры жил в Новодевичьем монастыре. Почти семьдесят лет покоились мощи святителя на петербургском Новодевичьем кладбище. Несколько поколений петербуржцев заботливо хранили скромную могилку. 24 июля 1998 года мощи святителя были обретены, и девять месяцев их присутствие в Казанском храме утешало сестер обители и петербургскую паству. 9 мая 1999 года по решению Священного Синода Русской Православной Церкви мощи святителя были перенесены в Москву в Сретенский монастырь. В этот день тысячи паломников пришли попрощаться с дорогой святыней, помолиться Владыке Илариону о покровительстве и помощи. Люди свидетельствовали, что получали исцеления душевных и телесных недугов по молитвам у мощей святителя. Богослужение, совершавшееся в этот день Высокопреосвященнейшим митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, и крестный ход с мощами священномученика Илариона словно обновили пасхальную радость людей.
В раке, где ранее покоились мощи святителя, сейчас находятся облачение, панагия, крест, Евангелие, с которыми владыка Иларион был похоронен в 1929 году.
После расставания с мощами святителя Илариона сестры и прихожане были утешены Царицей Небесной. 10 июня 1999 года прихожанами храма Христа Спасителя в Москве была пожертвована икона Божией Матери "Державная". Икона была освящена, перед ней отслужили молебен с общенародным пением Акафиста, а затем совершен Крестный ход вокруг монастыря с окроплением его стен святой водой. Православные люди со слезами радости и умиления несли маленькие иконки Державной Божией Матери, портреты и образы государя императора Николая II. Государыни императрицы Александры Федоровны и их чад. По воскресным дням в обители неизменно совершается Акафист Державной иконе Божией Матери.
Постепенно налаживается традиционная монастырская жизнь. Совершается усердное помилование всех благодетелей и благотворителей, живых и усопших, служатся панихиды в дни всенародной скорби. Руками сестер осуществляется подновление и реставрация икон и храмовых росписей, в швейной мастерской своими силами шьют облачения. В богадельне при монастыре нашли приют болящие и престарелые. Из-за нехватки помещений старушки, многие из которых лежачие инвалиды, буквально ютятся в трех комнатках. Но забота духовника и врача о. Евгения, внимательное отношение сестер-сиделок утешают их на закате земной жизни. Исповедь, причащение Святых Христовых Тайн, постоянная молитва поддерживают не только духовные, но и телесные силы насельниц Богадельни. В городе это - пока единственная церковная богадельня для постоянного проживания. Сестры молятся Пресвятой Владычице Богородице, чтобы иметь возможность дать кров и христианскую заботу многим и многим обездоленным, от которых отказались и государство, и городские власти, и родные.
В сентябре этого года по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в пос. Лисино-Корпус монастырю передан храм Происхождения Честных Древ Креста Господня для создания при нем монастырского подворья. Прекрасный храм, построенный по проекту архитектора А. Бенуа, в котором молились русские императоры, начиная с государя Александра II.
Ожил "островок вечности". Пока передан только один храм и три полуразрушенных флигеля. В одном из них ютятся сестры, там же помещается богадельня, трапезная, библиотека, мастерские.
Остальные храмы монастыря по-прежнему оскверняются, в монастырских корпусах - все та же "мерзость запустения". Господь "целует намерения", приемлет и малую лепту, сторицею воздает благодетелям, многочисленным друзьям за "земные" милости и помощь, оказываемые монастырю. Знает это православный народ и не оскудевает рука дающего.

Адрес монастыря:
196084, Россия, Санкт-Петербург,
Московский пр., 100.

Для жертвователей:
http://www.novodev-monastyr.spb.ru/kontakt-monastyr.html


Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл - визит в Петербург 

( 4 апреля 2009г.,  "100ТВ" - Видео-архив )



Оглавление монастыря

21.03.2006. Вчера на главном корпусе Воскресенского Новодевичьего монастыря в Московском районе, где продолжаются реставрационные работы, были установлены три купола на крышу храма.

оглавление монастыря. ФОТО Александра ДРОЗДОВАМонтажная операция началась в час дня.
Двухтонные металлические каркасы, которые рабочие собрали на земле, беспокойно раскачивались на тросах крана. Установка их с помощью специальной техники и десятка рабочих заняла около получаса. Четвертый купол решено собирать на месте. Все главки были установлены на предназначенные для них каменные барабаны.

По словам Веселова, теперь куполки будут обшивать медью, а потом золотить. На это уйдет от трех до четырех месяцев. Внутри барабанов, которые первоначально утеплят, пройдут отделочные работы.

Монастырь, возведенный в 1845 году архитектором Н. Е. Ефимовым, был упразднен в 1925 году. Здание церкви в советское время принадлежало проектному институту. Во время войны на первом этаже располагалось бомбоубежище.

Реставрационные работы в главном корпусе Воскресенского Новодевичьего монастыря начались осенью прошлого года. За это время рабочие практически завершили демонтаж новодела советского периода.

На первом этаже снят семидесятисантиметровый слой бетона и разобраны стальные конструкции. Удалены металлические балки, делившие внутреннюю часть храма на несколько этажей. Кое-где на внутренней части куполов из-под слоев краски появляется первоначальная роспись — строители обещают ее сохранить.
Окончательно все работы с учетом наружных и внутренних отделочных работ планируется завершить к концу 2007 года, а первую службу в новой церкви отслужить уже в 2008 году


Дмитрий БОРИСОВ, ФОТО Александра ДРОЗДОВА.
Оглавление монастыря.
Выпуск  № 047 от 21.03.2006. "С. Петербургские ведомости"
( http://www.spbvedomosti.ru/document/?tpl=PrintArticle&id=12582&folder=163 )



Новодевичий монастырь закрываться не будет

Пожарные принесли свои извинения за некорректные заявления и пообещали помочь обители…

...Воскресенский Новодевичий монастырь, в котором реконструируется Воскресенский собор, не будет закрыт вследствие обнаруженных нарушений при реконструкторских работах. Как передает ИА Regnum, об этом 2 ноября сообщил глава ГУ МЧС РФ по Санкт-Петербургу Леонид Беляев.
Он рассказал, что при оглашении результатов проверки культовых учреждений и объектов культурно-исторического наследия сотрудниками МЧС произошла ошибка – на самом деле были оштрафованы не объекты, на которых производились работы, а строительные фирмы-подрядчики. Так, в случае с Новодевичьим монастырем на 10 тысяч была оштрафована фирма "Акме-дек", производившая работы по реконструкции Воскресенского собора.

"Монастырь продолжает жить своей жизнью и закрываться не будет", - подчеркнула настоятельница монастыря игуменья София. При этом Беляев отметил, что некорректное объявление МЧС о нарушении монастырем правил пожарной безопасности нанесло "урон имиджу монастыря" и принес свои извинения. По его словам, ГУ МЧС по Санкт-Петербургу на благотворительных началах поможет оборудовать монастырь противопожарными средствами и сигнализацией. Кроме того, пожарные выразили готовность осуществлять дежурства при проведении сварочных работ в монастырских зданиях. По словам игуменьи, сварочные работы на куполах будут закончены к концу декабря. В начале января закончатся работы по сварке элементов кровли здания.
Русская линия. (http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=722974)
 3.11.2006г.


ОСВЯЩЕНИЕ КАЗАНСКОГО ХРАМА НОВОДЕВИЧЬЕГО МОНАСТЫРЯ

Казанский храм
17 июня 2006 года
митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил освящение Казанского храма Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери был заложен в 1908 году, закончилось строительство к 1912 г. С тех пор храм так и не был освящен.

Построенный по проекту В.А.Косякова в греко-византийском стиле, он напоминает нам собор Святой Софии в Константинополе.

В Казанском храме находится часть мощей сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского.

В ходе освящения престол - специальный стол в центре алтаря - укрепляется, омывается, помазывается святым миром и особым образом символически облачается. Под престол закладывается частица мощей святых мучеников, в память о служении Литургии на гробницах мучеников в первые века христианства. Стены храма окропляются святой водой и также помазываются миром.

Торжественное освящение храма завершилось крестным ходом и водосвятным молебном, по окончании которого началась Божественная Литургия. Возглавил Литургию митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, ему сослужили прот. Александр Кудряшов, настоятель собора свв. апп. Петра и Павла в Петергофе, игумен Исидор, настоятель Рождество-Богородичного Коневского мужского монастыря, и другие.

По завершении Литургии Владыка поздравил настоятельницу монастыря монахиню Софию и всех присутствующих с большим событием в жизни монастыря.

Митрополит Владимир наградил заместителя руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга К.В. Кондакова серебряной медалью ап. Петра за усердные труды во славу Святой Церкви и за помощь в восстановлении Воскресенского Новодевичьего монастыря, а также вручил церковные награды благотворителям монастыря.

Екатерина Самойленко
http://www.mitropolia-spb.ru/rus/eventarch/2006_1/0617kazan.shtml


* * *

Санкт-Петербургский мартиролог духовенства и мирян
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Духовенство и миряне
(http://www.petergen.com/bovkalo/mar/russh.html)


    Монахиня ИОАННА (ШИХОБАЛОВА Вера Дмитриевна) , 20.08.1869–1944. Родилась в С.-Петербурге. Дочь купца 2-ой гильдии. После смерти отца в 1882 мать взяла ее с собой в Новодевичий монастырь в С.-Петербурге. Живя там, училась в гимназии, окончив ее, занималась живописью у проф. П.П. Чистякова. После окончания учебы 10 лет преподавала в монастырской школе живопись и рисование. В 1905 заболела нервным расстройством и попала в монастырскую больницу. Из больницы ее взяла семья Муравьевых [В.Н. Муравьев – будущий иеромонах Серафим Вырицкий]. До 1917 проживала в этой семье. Затем возвратилась в Новодевичий монастырь и приняла монашество, была личным секретарем игуменьи Феофании (РЕНТЕЛЬ), исполняла должность «заведующей общежительных кадровых сестер милосердия». Арестована 17.02.1932. Выслана в Казахстан. После окончания срока высылки жила в пос. Вырица Ленинградской обл., где и умерла. Похоронена у Казанской церкви в Вырице.
(Соколова Л.И. Никто молитвы не отнимет. СПб. 2000. С. 85–87; Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в русской православной церкви. СПб. 1999. С. 308.)



* * *
"Воскресенский Новодевичий монастырь"
 - фильм ТВ-"Спас" о истории и святынях монастыря

 - СКАЧАТЬ  здесь (127 MB)   или  здесь.

* * *

Схимонахиня  Серафима

 (в миру — Ольга Ивановна Муравьева)

На кресте  могилы  схимонахини Серафимы
(Ольги Ивановны Муравьевой,+1945г)
в Вырице было прикреплено четверостишие,
которое прп.Серафим Вырицкий  написал о ней :

"Не зарастет тропа народная травой,
 К твоей могилке матушка родная.
 Ты всех любила сердцем и душой,
 Не пропадет твоя любовь святая."

1945г.

    Русское купечество всегда было носителем национальных традиций и хранителем православной культуры. Оно славилось делами милосердия и благотворительности. Это был созидательный слой, который, стоя на прочном фундаменте православной веры и любви к Отчизне, помогал Русским Государям строить великую Державу.






монахиня Феофания и Ольга Ивановна Муравьева.
Семья Муравьевых.
Ольга Ивановна Муравьева,
Вера Дмитриевна Шихобалова,
Николай Васильевич Муравьев, Василий Николаевич Муравьев. Около 1914 г.
Казначея Воскресенского Новодевичьего монастыря монахиня Феофания и
Ольга Ивановна Муравьева.
С.-Петербург. Ок.1906 г.


    Помогая ряду храмов и обителей, Василий Николаевич и Ольга Ивановна Муравьевы постоянно вносили пожертвования на содержание нескольких богаделен, самая крупная из которых находилась на Международном (ныне Московском) проспекте при Воскресенском Новодевичьем монастыре. При малейшей возможности дружные супруги, искренне сострадавшие чужому горю, посещали эти дома призрения, утешая одиноких и беспомощных теплым участием, раздавая гостинцы и духовные книги.
Ольга Ивановна Муравьева, будучи внешне весьма женственной, характер вместе с тем имела твердый и решительный. Известно, что она немало помогала супругу в торговых делах, а во время отсутствия Василия Николаевича в Петербурге успешно руководила работой предприятия. Василий Николаевич старательно подбирал себе в сотрудники верующих православных людей, и оттого в, отношениях между хозяевами и служащими всегда царил дух Христовой любви.

    Муравьевы не раз принимали к себе болящих из казенных больниц. Страждущим было несравненно легче поправляться в домашних условиях. Сердечное участие и искренняя любовь творили чудеса — безнадежно упавшие духом и истощенные тяжкими недугами люди вставали на ноги и возвращались к деятельной жизни. Василий и Ольга никогда не навязывали ближним своих убеждений и строгостей духовных. Сама их подлинно христианская жизнь служила к назиданию окружающих.

    1903 год. Дивен Бог во святых Своих! (Пс. 67, 36). Невозможно передать словами все то, что ощутили верные чада Церкви на торжествах прославления преподобного Серафима Саровского. В те незабываемые дни вся Россия, сохранившая верность Христу, во главе с Государем Императором и членами Августейшей фамилии пришла поклониться смиренному Серафиму.

    Сподобил Господь и Василия с Ольгой побывать тогда в Саровском обители. На всю жизнь сохранили благоговейную память о великих Серафимовских днях благочестивые супруги Муравьевы. Василий Николаевич от юности своей глубоко почитал батюшку Серафима. Он всегда помнил слова преподобного о том, что истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божия.

    С душевной отрадой взирал отец Варнава на духовное преуспеяние Василия Муравьева и щедро делился с ним духовным опытом, готовя к иночеству. Годы, проведенные под руководством старца, стали тем временем, когда был заложен прочный фундамент, на котором происходило дальнейшее духовное возрастание Василия Муравьева.

    13 сентября 1920 года В.Н. Муравьев подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской лавры с просьбой принять его в число братии, на что получил согласие и первое монастырское послушание — послушание пономаря. В это же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича, Ольга.
    Ольга Ивановна, уйдя в Воскресенский Новодевичий монастырь, взяла с собой внучку Маргариту. В этой обители Ольга Ивановна приняла монашеский постриг .
Все имевшееся Муравьевы пожертвовали на нужды обителей. Только в лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете - по тому времени целое состояние!

    Уже 26 октября владыка Вениамин благословил постричь в монашество послушника Василия Муравьева одновременно с Ольгой Муравьевой. 29 октября 1920 года наместник лавры архимандрит Николай (Ярушевич) постриг послушника Василия Муравьева в монашество с наречением ему имени Варнава (в схиме Серафим) в честь духовного отца, старца Варнавы Гефсиманского. Тогда же в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда была пострижена в монашество Ольга Ивановна Муравьева с наречением ей имени Христина ( в схиме Серафима ).
Мать Христина стала заместительницей настоятельницы монастыря игумении Феофании (Ренталь), имела право благословлять монахинь. (О.И. Муравьева и м. Феофания были знакомы еще, по крайней мере, с 1900-х гг., когда м. Феофания была казначеей обители. Об этом свидетельствует и фотография, сделанная в 1906 г.). Вера Шихобалова, которая  вместе с О. И. Муравьевой вернулась в Новодевичий монастырь,  приняла постриг с именем Иоанны, а когда мать Христина покинула обитель, заняла ее место подле игумении, став ее секретарем.

    На поприще духовника Александро-Невской лавры иеросхимонах Серафим (Муравьев) пребывал почти три года. Во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу Свято-Троицкого собора. Главный храм лавры в ту тяжелую пору за недостатком дров почти не отапливался, и на стенах часто выступал иней.

    Постоянное переохлаждение, неимоверные физические и душевные перегрузки (сколько чужого горя принимал на себя старец!) постепенно дали о себе знать, и здоровье отца Серафима резко ухудшилось. Врачи признали одновременно межреберную невралгию, ревматизм и закупорку вен нижних конечностей. Боли в ногах усилились и стали невыносимыми. Долгое время отец Серафим никому не говорил о болезни и мужественно продолжал служить и исповедовать. Лицо же старца было всегда озарено такой светлой радостью, что никто из братии подумать не мог, что батюшка в то же время терпит настоящую муку. Порою лишь голос его становился едва слышным. Настал день, когда отец Серафим просто не смог подняться с постели.

    Новое испытание — болезнь — принял батюшка с удивительным спокойствием и благодушным терпением, словно очередное послушание от Бога. Не было в нем ни малодушия, ни недовольства. Непрестанно воссылая благодарения Господу, батюшка говорил сочувствующим: "Я, грешный, еще не этого достоин! Есть люди, которые и не такие болезни терпят!" Время шло, но, несмотря на усилия врачей, здоровье старца продолжало ухудшаться. Ему шел тогда 64-й год. Появились застойные явления в легких и сердечная недостаточность. Медики настоятельно советовали выехать из города в зеленую зону. В качестве климатического курорта была рекомендована Вырица.

    Митрополит Серафим (Чичагов), который профессионально владел медицинскими знаниями, ознакомился с заключением медицинской комиссии и немедленно благословил переезд. Смиренному духовнику лавры оставалось только принять это за послушание. К лету 1930 года отец Серафим покинул город святого апостола Петра. Вместе с ним по благословению владыки в Вырицу отправились схимонахиня Серафима (в миру — Ольга Ивановна Муравьева) и их двенадцатилетняя внучка Маргарита — юная послушница Воскресенского Новодевичьего монастыря. Они и прежде часто приезжали в лавру, навещая отца Серафима. Теперь уход за ним и забота о его здоровье стали главным их послушанием.

    А вскоре по Петроградской епархии, как и по всей стране, прокатилась волна еще более жестоких репрессий. Воистину гефсиманской стала для монашествующих ночь на 18 февраля 1932 года. В народе ее так и назвали — святой ночью. В те страшные часы гонители арестовали более пятисот иноков.
    Со словами "Да будет воля Твоя!" вступали на путь страданий бесчисленные сонмы верующих. К ноябрю 1933 года число действующих храмов в Петербурге сократилось с 495 до 61. Монастыри и подворья были полностью разгромлены и разграблены. Даже колокольный звон к тому времени был запрещен.

    В 1945 году Господь призвал от земных трудов схимонахиню Серафиму (в миру Ольгу Ивановну Муравьеву). Почти шесть десятилетий она была для отца Серафима преданной спутницей жизни, и ее кончину подвижник пережил с ощущением, что разлука недолга и скоро им предстоит встретиться в вечной жизни.

В вырицкой Часовне.


В  Часовне преп. Серафима в Вырице.
Надгробия  схимонахини Серафимы( в миру О.И. Муравьевой)
  и  прп.Серафима.

Из воспоминаний близких...

... В 1920 году родители отца Маргариты(нашей Мамы), Николая Васильевича Муравьева, ее бабушка и дедушка ушли в монастырь.
Дедушка в Александро-Невскую лавру с именем Варнава, а в дальнейшем в схиме с именем Серафим, бабушка - во  Воскресенский Новодевичий монастырь с именем Христина, в схиме с именем Серафима...
...  По благословению и разрешению игуменьи монастыря Феофании 3-х летнюю Маргариту бабушка взяла к себе. В архиве сохранился список насельниц  монастыря, где значится - монахиня Христина с внучкой Маргаритой.
  Мама прожила в монастыре до 13 лет, где ей уже была одета ленточка, что означало стать юной послушницей.
... Это был особый монастырь, опекаемый нашей последней государыней Александрой Федоровной. Люди, пришедшие в эту обитель были в основном из семей, где радели о духовном развитии, воспитывали добрые чувства сострадания, милосердия, любви к ближнему.
Это были люди образованные, умные, искренне молящие Бога, и пришедшие в монастырь по великому повелению сердца.
... Яркие воспоминания о Великих праздниках переживали и мы в ее рассказах вместе с ней.
Особенные приготовления к Рождеству, к  Пасхе. Все в кельях чистилось, открывались тяжелые киоты икон, протирались и чистились ризы на иконах, все это делалось с величайшей любовью и радостью в сердцах.
Разговоры и молитвы, которыми все это  сопровождалось были совершенно особые, наполненные радостью о приближающемся торжестве.
    Мама ходила  вместе с бабушкой и кокочкой(монахиней Иоанной, которая жила вместе с ними) в церковь и там она, девочка, впитывала в себя великолепные, торжественные богослужения.
    А как ходила по кельям, чтобы поздравлять с праздником, вспоминает как пели игумене: " Добрый тебе вечер, ласковая матушка, радуйся, радуйся в мир Христос родился ! "
Как ходили к светлой Пасхальной заутреней. Мама стояла вместе со всеми всегда от начала богослужения и до окончания, и какая необыкновенная радость была в сердце всех и ее детском сердце тоже. Все друг с другом христосовались : "Христос воскресе ! - Воистину воскресе !"
 ...   Это особая, не земная радость.
Дай Бог такое когда-либо ощутить и нам, людям этого времени. И это не просто слова.
... Мама очень любила бабушку, о ней необходимо сказать еще отдельно.
В своей, еще мирской жизни бабушка была женщиной, обладавшей сильной волей, незаурядным умом и красотой.
Она была богата, и полна внутреннего достоинства. Часто выезжала вместе с дедушкой в Вену, Варшаву, Париж.
Однажды в Вене ее признали самой красивой женщиной среди многих, многих пришедших со своими мужьями отмечать закончившиеся деловые договора.
И не смотря на богатство, ум, красоту, всеобщее уважение и нередко почитание, она с раннего возраста, хотела посвятить свою жизнь Богу, уйти в монастырь.
И это свершилось, оба - дедушка и бабушка, отдав все свое состояние в монастыри и просто людям, в 1920 году ушли в монастырь. Хотя правильно отмечено в одной из многих книг о преподобном Серафиме Вырицком, что его семью с радостью приняли бы банки любой страны Европы.
Архивы сохранили суммы пожертвований в Александро-Невскую лавру и Новодевичий монастырь.
Нам, многим, а может быть и всем трудно не только совершить такое действие, но даже реально представить возможность такого.
    Бабушка маму воспитывала в строгости, чистоте нрава, уважении к старшим и конечно же в любви к Богу и состраданию к каждому человеку.
... В 1930 году по причине тяжелой болезни дедушки, Мама  вместе с ним и бабушкой выехали в Вырицу по благословению Митрополита Серафима(Чичагова) и по Воле Божией прожила там вместе с ними до самой их кончины.
...  Бабушка вспоминала, что в мирской жизни ей было не легко с дедушкой, потому что он был и в миру не от мира сего. Его естественно обманывали многочисленные его подчиненные, не радели в работе и многое другое...
    Никогда это все, житейское не вызывало в душе его протест, он всех и в этих случаях окружал лаской и полной терпимостью. Бабушка же, обладая горячим темпераментом, даже будучи в схиме, не могла спокойно реагировать на неправду, неискренность, фальш и обман. Это возмущало все ее существо так ярко, как только возможно.
...  И несмотря на такую  разность в характерах бабушку и дедушку объединяла неистребимая любовь к Богу, желание делать добро людям, во все время их жизни, большая любовь и привязанность друг к другу.
Маргарита с бабушкой( схимонахиней Серафимой )
Маргарита с бабушкой( схимонахиней Серафимой ),
 фото последних лет

    Когда бабушка в 1945 году скончалась от обширного инсульта и ее выносили в церковь из дома, дедушку, который не мог ходить,  поднесли в кресле к окну. Мы дети - я и моя сестра, стояли рядом и видели какой человеческой скорбью было полно его сердце. Слезы текли по его щекам, но тут же  пришло то, что выше просто человеческих чувств, и он спокойно сказал : "Там, моя дорогая, незабвенная матушка будем вместе".

На кресте бабушкиной могилы было прикреплено четверостишие, которое иеросхимонах Серафим написал о ней :

"Не зарастет тропа народная травой,
 К твоей могилке матушка родная.
 Ты всех любила сердцем и душой,
 Не пропадет твоя любовь святая."


    Бабушка, обладая необычайной смелостью, во время оккупации Вырицы немцами, смогла пришедшим в дом офицерам указать на дверь со словами : " Weg ! ( Прочь !)"  и они ушли, почувствовав ее силу и моральное превосходство.
Наша Мама унаследовала от бабушки полностью  всю ее яркость и силу характера.
... Мама о своей жизни у дедушки в его келье, вспоминала в течении своей жизни так часто, что у нас было ощущение своей причастности к этому прекрасному времени.
    Если бабушка была с  Мамой-девочкой  строга, то здесь, у  дедуленьки, как  Мама всю жизнь до конца своих дней его называла, была только и только ласка, любовь, все такое, что сразу заменяло ей всех - мать, которую она не знала, отца и всех близких ей людей. Это была взаимная любовь двух сердец - ребенка и монаха, имеющего внучку от единственного сына, за которого молился и страдал душой в эти страшные для нашей страны годы...

полный текст - смотрите Воспоминания "На пороге Вечности"  - >>

Бабушка

схимонахиня Серафима

18 июня 1872г. -  17/04 апреля 1945г.


    Самой яркой и загадочной для нас была бабушка, моя прабабушка, хотя и воспоминаний личных о ней не имею, она отошла ко Господу не дождавшись буквально дни до жданной Победы весной 1945 года. Но из рассказов ее внучки, моей мамы, и старших сестер в моих представлениях о ней – схимонахине Серафиме (монахине Христине) - она возвышается  столь яркой и могучей личностью, что заслуживает особого упоминания.

В миру, Ольга Ивановна Муравьева, в девичестве Нетронина или Найденова. Где точно ее место рождения  – нам не известно. О детстве бабушки нам тоже почти ничего не известно. Разве что воспитывалась она в крепкой крестьянской, ярославской семье Нетроненых, и была приемной, не родной по крови. Существует несколько версий ее происхождения, но определенно что-либо  утверждать рано.

Вообще ярославские женщины всегда были известны своей твердостью характера, оборотистостью, ибо именно на их плечи ложилась часто забота о семье, когда мужья по необходимости уходили на заработки в дальние края, в отходники, как это называлось тогда.
И эта твердость, стабильность непоколебимая явственно чувствуется на старинных фотографиях того времени.

Однако следует отметить и то, что она получила хорошее по тем временам образование, что проявилось и в трудные времена управления семейным купеческим делом, в котором она играла часто не последнюю роль. И была действенной помощницей и опорой дедушке в купеческой бытности. Известно и то, что она свободно владела немецким языком, что помогло ей в военное время.

Несомненно она обладала огромной внутренней энергией, твердой справедливостью и искренней любовью к ближним. Но не терпела несправедливость, пустословие и всяческие сплетни, жестко пресекая ростки этого сатанинского семени. И этому множество  свидетельств.

Авторитет бабушки был заслуженным, общепризнанным и даже можно сказать непререкаемым. Дедушка был характера скорее мягкого, на фоне твердости бабушки. Их очень крепко объединяла глубокая обоюдная любовь, общее дело в купеческие времена и стремление к жизни по завету Христа. И общее решение окончательно посвятить себя служению Господу, приняв одновременно монашество в самое гонимое и трудное для иноческой жизни время.

Они были едины, два в одно, и в мирской жизни, и в пути ко Господу. можно твердо сказать, что они с дедушкой, иеросхимонахом Серафимом, оба состоялись вместе. И сейчас, они лежат один около другого в Вырице, в возведенной над их могилами красивой деревянной часовне.

Когда бабушка отошла ко Господу, в память о ней дедушка написал четверостишие, которое долгое время было прикреплено к ее кресту :

        “Не зарастет тропа народная травой,
          К твоей могилке матушка родная.
          Ты всех любила сердцем и душой,
          Не пропадет твоя любовь святая.”
                                                            1945г.
                                                                                прп.Серафим Вырицкий


И сам завещал похоронить его, когда это будет угодно Господу, рядом с ней. Так, как было в их жизни.
В келье дедушки, перед его глазами, висела в рамке под стеклом большая фотография могилки бабушки. И он часто, указывая на фотографию говорил – и я здесь буду лежать, рядом.

Вспоминая рассказы о бабушке, производит впечатление яркость и твердость ее характера. Какая-то ясность и последовательность в ее действиях, убежденность в необходимости стоять в правоте. Так она не терпела среди близкого окружения наветов и сплетен и даже жестко, но справедливо, наказывала за это. И понимали ее право и правоту, вспоминая с уважением и благодарностью.

Особо следует отметить то внутриннее достоинство, которое в ней ощущалось постоянно, вне обстоятельств.
Даже во времена оккупации она твердо и жестко выгнала вон немцев, пришедших занять дом, в котором они в это время жили, указав на выход, изяснив на намецком “Вон!”. И они подчинились и более не появлялись, чувствуя наверное ее внутреннюю силу над собой. Страх у нее был только перед  Господом.

Это был очень достойный и в достоинстве человек. Такой она останется в наших сердцах. Светлая тебе, бабушка, память.

Перед уходом в монастырь дедушка и бабушка жили в Тярлево, что между Царским Селом и Павловском под  Петроградом. Их дом был недалеко от  павловского парка. Это был большой двухэтажный дом  из двенадцати комнат, с дворовыми постройками и конюшней для экипажа – выезда, как тогда называли. Дом, пережив две войны в целости, долго еще стоял и местные знали, что это дом Муравьевых, добрая память о которых сохранилась.

Но уже в наше, послевоенное время почему-то дом был снесен и сейчас там голая спортплощадка, да лишь муравьевский, как говорят местные, куст сирени напоминает о них. И в память, что добрую они оставили в потомках тех жителей, многие берут от этого куста и себе в сад муравьевскую сирень, на память. Добро не забывается, хотя мы часто думаем ведь иначе.

Уже в новое время на углу улиц, там поставлен в добрую память и освящен большой деревянный поклонный крест. И туда каждый год идет крестный ход.  В память.

Однажды, рассказывала мне мама, она ехала в электричке в Вырицу, мимо Тярлево. И сидя около окна невольно всматривалась в то место, где стоял их дом. И вдруг сидевшая напротив ее пожилая женщина, заметив это, сказала – а знаете, здесь был  дом миллионщиков Муравьевых и я, будучи еще девочкой, со своей мамой бывала у них в доме. И всегда хозяйка старалась меня угостить чем-нибудь лакомым. Очень добрые были люди.  Да, и помню у них был сын, красивый и статный.
Вот живое эхо тех времен. Мама не открылась, что их внучка, явно не желая вводить в смущение спутницу.

Когда жили в Тярлево их сын, Николай Муравьев, учился в Царско-Сельской Императорской Николаевской гимназии, элитной в те времена, и давшей много достойных воспитанников Отечеству.

Павловский вокзал был не только вокзал, но и место многих культурных событий. Одно время там гастролировал с успехом Штраус. Но безусловно сам павловский парк и дворец, чудом и усердием восстановленный после войны –  жемчужина  в культуре нашей Родины.

Кроме поезда, движение в те времена было обычно на лошадях. Для этого у Муравьевых имелся и свой выезд – экипаж с парой коней. Дедушка вспоминал, рассказывала мама, как они с бабушкой ехали в Павловск. Навстречу им едет карета императора Николая Александровича. Естественно остановились, чтобы пропустить и вышли. Но карета вдруг тоже остановилась. Николай Александрович вышел из кареты, поздоровались, и он поцеловал бабушке руку и пригласил семью Муравьевых к себе на чай в Павловск. Вот таким уважением пользовалась заслуженно бабушка. Когда они жили в Санкт-Петербурге, на Гороховой улице, у них был этаж в доме, бабушка была принята при дворе.

Муравьевы всегда, в меру своих возможностей, старались помогать ближним и опоре души народа – обителям. Их общий духовный наставник и духовник в те времена был о.Варнава Гефсиманский(Меркулов), будущий преподобный. Мудрый старец. Он, в свое время, благословил на супружество Василия и Ольгу Муравьевых.

Семья Муравьевых была глубоко религиозной, традиционной.  Отечество с его духовной силой – православием, было для них драго. При этом они никогда и никому не навязывали своих взглядов и предпочетаний. Уважая свободу всем данную Господом, свободу своего пути. Даже когда их сын Николай, человек своего непростого времени и окружения, следовал своим взглядам и убеждениям, будучи искренне христианином, родители уважали право сына на  свободу своего пути. Будучи тверды в своих убеждениях, они уважали и выбор и убеждения других, и в этом есть тоже мудрость. Сила – не лучший аргумент в убеждении. Надо пройти свой путь. И он был им пройден. Пройден с честью.

Будучи студентом Санкт-Петербургского Университета, после окончания первого курса, их сын , патриот не на словах а на деле, с началом Мировой войны вступает добровольцем в армию, на защиту Отечества. Становится авиатором, участвует в боевых действиях на фронте, где контужен и Георгиевским кавалером отправлен из действующей армии на лечение в госпиталь. Он был аристократичен по духу и воспитанию, достойным, мягким, с тонкой душой поэта человеком. Уже в советское время сын, Николай Муравьев, был репрессирован по доносам, расстрелян,  но посмертно полностью реабилитирован. Место его упокоения в свердловской области на Урале, не известно. Судьба. Свой крест он нес достойно, до конца.

Родилась у Муравьевых и дочь, Ольга, но она отошла ко Господу  еще во  младенчестве.

Свою любовь и доброе сердце семья Муравьевых делила и с одинокой больной девушкой,   племянницей игуменьи Феофании – Верой Дмитриевной Шихобаловой (в монашестве Иоанна), которую они взяли к себе в семью и она многие годы жила у них. И могила Веры, монахини Иоанны, рядом с могилой бабушки, в Вырице. Муравьевы были щедры сердцем и любовью.  и даже будучи преуспевающими купцами, в числе пяти самых успешных мехоторговцев столицы, не потонули в погоне за прибылью но были всегда тайными и щедрыми благодетелями. Тому много свидетельств.

Уйдя в Воскресенский Новодевичий монастырь в Петрограде, бабушка взяла с собой и свою внучку Маргариту. Вместе с ними вернулась в монастырь и Вера Шихобалова, приняв постриг с именем Иоанна. Она была крестной нашей мамы и ее дома называли кокочкой.
Мама вспоминала свою жизнь  в монастыре с бабушкой как самое счастливое время в своей жизни. Строгий быт, любовь и мир вокруг, заботливая подготовка к праздникам, праздничные поздравления и долгие торжественные монастырские службы. Красота и душевный покой, прогулки с бабушкой в монастырском парке. Все это осталось у нее в памяти. И тянуло вернуться в этот ушедший уже безвозвратно мир.

Юная послушница Маргарита жила в келье у бабушки, довольно просторной и состоящей из трех частей. В кельи было и небольшое окно выходящее внутрь храма, на алтарь. У бабушки в келье кроме икон был и большой портрет императора Александра II Николаевича, Освободителя. Стоит отметить, что и по сей день в Болгарии во время литургии в православных храмах, во время великого входа литургии верных поминается Александр II и все русские воины, павшие на поле боя за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877-1878  года.

Мама вспоминала как она гордилась черной ленточкой на лбу, дарованной специально для юной послушницы. Вспоминала она и добрых сердцем монахинь.  Где точно была бабушкина келья,  уже в наши дни, установить пока не удалось. Часто и подолгу Маргарита гостила и у дедушки в Александро-Невской лавре. По ее воспоминаниям удалось восстановить точное местонахождение кельи прп.Серафима Вырицкого, сейчас там находится красивый  домовой храм в память преподобного.

Мать Христина(Ольга Муравьева) была заместительницей настоятельницы монастыря, и как вспоминала мама, имела право благословлять монахинь.

Когда, по благословению митрополита Серафима (Чичагова) и игуменьи Феофании мать Христина (в схиме Серафима) с Маргаритой , получив послушание по уходу за тяжело больным дедушкой, иеросхимонахом Серафимом, отправились в указанную им Вырицу нести послушание, то было это в еще  относительно спокойное время. Вторая волна закрытия монастырей и погромов церквей начались позже.

Мама была невольной свидетельницей  чудовищных своеволий новой власти и ареста беззащитных монахинь. Однажды бабушка, послала Маргариту в Петербург, в Новодевичий монастырь, чтобы пригласить в Вырицу и монахиню Иоанну(Веру Шихобалову). Но приехав, мама была поражена ужасом увиденного там (наверное это было в день ареста монахинь 17 февраля 1932 года) .  В монастыре был погром, несчастные монахини с маленькими узелками в руках, все в слезах, ждали своей учести. Была арестована и сослана в Казахстан и монахиня Иоанна, которая отбыв там три года вернулась к бабушке, в Вырицу.

До конца своих дней схимонахиня Серафима пребывала в послушании в Вырице. Она долго и тяжело болела, но никогда не показывала это окружающим. Мама вспоминала, как она, стоя на коленях около бабушки в молитве, часто прислушивалась к ее дыханию, опасаясь за  состояние ее здоровья.

Бабушка отошла ко Господу  в 10 часов 36 мин. 17 / 4 апреля 1945 года в доме на Майском пр. в Вырице, где они снимали комнаты у благочестивых хозяев. Своего жилья у них не было.
Похоронена схимонахиня Серафима у Казанской церкви, и над ее и дедушкиным надгробиями теперь возвышается часовня.

Иеросхимонах Серафим (прп.Серафим Вырицкий), схимонахиня Серафима(Ольга Муравьева), их внучка Маргарита Муравьева и монахиня Иоанна(Вера Шихобалова) нашли свой вечный покой в вырицкой земле, все рядом, на погосте Казанской церкви.

Жизнь, всеотдайность и искренняя любовь к людям Муравьевых - добрый пример нашим современникам – бизнесменам, а по русски - купцам.

Не случайно петербургские предприниматели взяли себе в покровители прп.Серафима Вырицкого, в миру тоже купца, в пример.

    Самая яркая, добрейшая, но твердая в справедливости, верная супруга и опора Ольга Ивановна Муравьева, в монашестве Христина, в схиме Серафима, останется в нашей памяти живым и достойным примером нам.

Светлая память тебе, схимонахиня Серафима, наша прабабушка, верная спутница и опора семейная.
И да упокоит Господь тебя в Царствии Своем, и да дарит любовью и милостью Своею. 
Вечная память!

октябрь 2009 года

Светлая  всем  память  !






© 2005-2012  serafim.com.ru.
Все права защищены



Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100