прп. Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим, Вырицкий чудотворец



 



Поддержите сайт! (пожертвование)

Святые  и  святыни  Петербурга






13 сентября 1920 г. В.Н. Муравьев подал прошение в Духовный Собор Лавры с просьбой принять его в число братии, на что получил согласие и первое монастырское послушание - послушание пономаря. В это же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича - Ольга. Все имевшееся Муравьевы пожертвовали на нужды обителей.
Свершилось!  Исполнилось заветное желание Василия Николаевича Муравьева. Цель, к которой настойчиво и терпеливо он шел почти сорок пять лет, была достигнута.


Духовник Александро-Невской Лавры.

Духовник  Александро-Невской Лавры -
старец иеросхимонах Серафим (Муравьев В.Н.)
1927год.


Святые  и  святыни  Петербурга

(Телепрограмма   «Православная энциклопедия»,  01.07.2006;
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=34794&p_comment=belief)



Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте. В эфире «Православная энциклопедия». Сегодня мы с вами совершим путешествие в Петербург, молодой, по историческим меркам город – ему всего 303 года. Мы расскажем о святых и святынях города на Неве. О святой Ксении Блаженной и святом праведном Иоанне Кронштадтском, о Серафиме Вырицком, и конечно, посетим Александро-Невскую Лавру. Она была основана в самом начале XVIII века, через 7 лет после начала строительства Петербурга, по личному повелению Петра I. Два столетия – до октябрьского переворота – Лавра была центром духовного просвещения. Ее монахов называли «ученым братством». Они переводили труды отцов Церкви, составляли собственные богословские сочинения. И сегодня – накануне своего 300-летия – монастырь продолжает традиции, прерванные в советское время.









Вид на Александро-Невскую Лавру, XIX в.



История Александро-Невской Лавры


Александро-Невская лавра была основана в честь Святой Троицы в 1713 году. Заложил монастырь Петр I. На том самом месте, где по преданию князь Александр Невский в 1240 году одержал победу над шведами. При императоре Павле монастырь стал Лаврой, третьим духовным центром России, наравне с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой обителями.









Студенты и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии. Фото начала XX в.


Архимандрит Назарий, наместник Александро-Невской Лавры: – Она играла особую роль, это была столичная Лавра, кузница кадров. Я насчитал 65-70 архиереев, которые вышли отсюда за неполных 300 лет.

До революции больше половины лаврских монахов служили в действующей армии полковыми и корабельными священниками, совершали дальние миссионерские путешествия. Например, один из выпускников лаврской академии – Николай Касаткин стал основателем Японской православной Церкви, и причислен к лику святых. Лавра была центром науки и просвещения.









Архимандрит Елеазар, духовник Александро-Невской Лавры


Архимандрит Елеазар, духовник Александро-Невской Лавры: – В Лавре умели говорить и со светскими людьми, не только монахи с монахами. Насельники умели находить общий язык с учеными, композиторами, писателями, архитекторами. Не просто Богу молились.

Отец Елеазар принял монашество 40 лет назад, 3 апреля 1966 года, в день памяти одного из своих предшественников – преподобного Серафима Вырицкого, который тоже был духовником лавры. Тогда, в конце 20-х годов возглавлял Ленинградскую епархию будущий священномученик митрополит Серафим (Чичагов). В Лавре сохранилась его келейная икона Александра Невского. А у раки с мощами святого благоверного князя сейчас находится удивительный образ Спасителя, его митрополит Серафим написал сам. Митрополит Серафим (Чичагов) был расстрелян в 37-м году, когда Лавру уже закрыли, и большинство монахов арестовали, а многих отправили на смерть. В храмах к тому времени расположился завод. Вот здесь, в алтаре Феодоровского храма, усыпальнице великих князей и героев войны 1812 года, стояли станки на ядовитых ртутных подставках – сверхточная техника, а останки героев были уничтожены.









Архимандрит Назарий, наместник Александро-Невской Лавры


Архимандрит Назарий: – Под полом храма в 3-4 этажа были могилы. Например,там были похоронены представители грузинского царского рода Багратиони. Только часть останков перезахоронили, а многие мощи, по словам очевидцев, просто уничтожили. Есть свидетели, которые рассказывают, что останки выбрасывали прямо в Неву.

Лавра возрождается медленно. Она под эгидой ЮНЕСКО, но денег все равно нет. В Феодоровском храме только сейчас начинают восстановительные работы. Мощи небесного покровителя Лавры святого князя Александра Невского еще в 1989 году вернулись из Казанского собора – тогда он был музеем религии и атеизма. А знаменитая серебряная рака, произведение искусства, украшенная стихами Ломоносова, до сих пор находится в Эрмитаже. Сейчас мощи святого князя – главная святыня Лавры – лежат в простом кипарисовом ларце. Но перед святыней не прекращается молитва.









Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра


Архимандрит Елеазар: – В молитве св.кн. Александру Невскому сказано: он воевал и побеждал. И нам поможет побеждать врагов видимых и невидимых.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – В XX веке было несколько периодов особенных гонений на Церковь. Один из их совпал с так называемой Хрущевской оттепелью. Тогда снова закрывались и взрывались храмы. В хрущевском коммунизме не было места для религии, а безбожники пытались глумиться над почитаемой в русском народе блаженной Ксенией Петербургской. О том, как это было расскажет наша постоянная рубрика.









У часовни св. блж. Ксении Петербургской


    «Кинохроника минувшего столетия»: Фильм о блаженной Ксении Петербургской

В середине 60-х годов XX века по заказу Агитпропа был снят документальный фильм. Специально для того, чтобы разоблачить культ известной всем верующим блаженной Ксении Петербургской. Скорее всего, фильм был приурочен к очередному закрытию для посещения часовни на её могиле на Смоленском кладбище в Ленинграде. Часовню закрыли по распоряжению властей в 1961 году.









Кадр из фильма о блаженной Ксении Петербургской


В фильме показано, как не прекращается народный поток на могилу блаженной Ксении. Все эти годы из уст в уста передавала молва о том, как блаженная помогала разным обращавшимся к ней людям в их мирских делах, врачевала недуги, облегчала душевную боль.









Кадр из фильма о блаженной Ксении Петербургской


Фильм был игровой. Специально подобранная актриса исполняет роль Блаженной, которая жила в XVIII веке и ещё при жизни прославилась своим юродивым образом жизни и предсказаниями, которые неизменно сбывались. Ксения вела подвижнический образ жизни, раздала всё имущество, оставшееся ей после смерти мужа, ходила в мужской одежде, но вовсе не производила впечатление бесноватой, как это старались представить авторы фильма.

Любой проницательный зритель мог легко догадаться, что если бы Ксения была умалишенной, то её неизбежно бы заключили уже тогда в Жёлтый дом. Но простые люди XVIII века легко отличали просто больных сумасшедших от юродивых, ведущих такой образ жизни во славу Божию.









Святая блаженная Ксения Петербургская


Блаженная Ксения скончалась в конце XVIII века – точная дата смерти неизвестна. Тогда же она была похоронена на Смоленском кладбище. Людской поток к её могиле начался вскоре после кончины и не прекращался два столетия. В 1903 году над её могилой была поставлена часовня, сохранившаяся до наших дней. Удивительно, что её не разрушили, хотя могли бы сделать не раз, но видно, власти опасались гнева верующих.









Кадр из фильма о блаженной Ксении Петербургской


Известно, что в 1940 году тогдашний Административный инспектор Ленсовета Татаринцева предприняла антирелигиозную акцию: собрала все иконы, висевшие в часовне, и публично сожгла их близ кладбища. Однако народное почитание было сильнее административных запретов.

В 1988 году блаженная Ксения была канонизирована, и по сей день к её мощам не прекращается поток людей.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – 200 лет Петербург живет под молитвенным покровом святой блаженной Ксении, но до сих пор в городе на Неве нет храма во имя самой святой. Они есть на Украине и в Эстонии, Канаде и Финляндии, Киргизии и Удмуртии, а в Петербурге такого храма нет. Только сейчас появилась надежда, что его все-таки построят – причем на том самом месте, где по преданию стоял дом Ксении.









Гробница св. блж. Ксении Петербургской


Храм св. блаженной Ксении в Петербурге

В середине XVIII-го века здесь, на Петроградской стороне, на месте этого сарайчика стоял деревянный дом. Тут жила семья придворного певчего Андрея Петрова. Он служил регентом в Андреевском храме и сделал головокружительную по тем временам карьеру.









Здесь когда-то стоял дом св. блж. Ксении Петербургской


Священник Константин Гультяев: – В те времена в России все увлекались церковным пением. Это считалось не только хорошим тоном, но и было духовной потребностью. Императрица Елизавета Петровна награждала за это и особенно легко продвигала по служебной лестнице тех, кто мог хорошо петь. Муж Ксении дошел в этой карьере до полковника.

Недолгое счастье Ксении и Андрея Петровых оборвалось на третьем году супружества. Ксения овдовела, когда ей было всего 26 лет. После похорон мужа она надела его одежду и всем, обращавшимся с соболезнованиями, отвечала, что умер не Андрей Федорович, а его супруга Ксения Григорьевна. Она больше не вернулась в свой дом. Днем ходила по Петроградской стороне, бродила в Матвеевском парке, где тогда стояла церковь Апостола Матфея. В ней они с Андреем венчались. А ночью молодая вдова уходила за город, в поля и молилась там до утра. Очень быстро горожане узнали, что за своими причудами Ксения прячет настоящее подвижничество.









Храм Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в Петербурге


В те годы на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Оказалось, что ночью кто-то носил кирпичи на леса строящегося храма. Это была блаженная Ксения. Она заранее предсказала смерть Императрицы Елизаветы Петровны, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, вылечила больного ребенка, прикоснувшись к нему. Жители Петроградской стороны замечали, что если блаженная зайдет в дом, то в нем потом царят мир и согласие. Подвиг добровольного безумия Ксения несла почти полвека. После смерти на ее могиле на Смоленском кладбище появилась часовенка. Здесь всегда многолюдно. Ксению по-прежнему просят о помощи, чуде и утешении.









У часовни св. блж. Ксении Петербургской


Паломники: – Помогает Ксеньюшка. Мы приходим сюда не в первый раз. О чем ни попросим – все сбывается.

– Меня просили знакомые заехать и помолиться о здравии. Я из Московской области. Ксения Петербургская очень быстро помогает. У моей знакомой роды должны были быть очень тяжелые, а прошли нормально, родился здоровый ребенок.

Священник Константин Гультяев: – Кому нужна была семья – молились Ксении, кому работа – тоже к ней. И по сегодняшний день – как только начинается сессия у студентов – тут рядом университет – вся женская половина здесь. Просят сдать сессию. Подрастают, просят мужа. И Ксения ни в чем не отказывает.









Кадр из фильма о блаженной Ксении Петербургской


18 лет назад Ксению Блаженную причислили к лику святых. С тех пор храмы в ее честь появились во многих городах России, и в других странах мира. Отец Константин уже не первый год надеется, что такой храм будет и в родном городе Ксении. Тем более, что теперь известно точное место, где она жила.

Священник Константин Гультяев: – Сначала это были легенды: кто-то что-то сообщал, старые петербуржцы уже умерли, улицу переименовали. И тут мы узнаем, что на Петроградской стороне, на улице Лахтинской стоял дом Ксении.

Основу церковной общины будущего храма составило Петроградское отделение Всероссийского общества инвалидов. Церковь построят маленькую, но в ней будет и второй этаж, с библиотекой и трапезной, и зеркала на крыше, в которых будет отражаться небо. Если, конечно, инвалиды Петербурга смогут собрать необходимые для постройки храма деньги.









Священник Константин Гультяев


Священник Константин Гультяев: – Труда было много. Но участок нам выделили на 3 года, что мы успеем за это время построить, то и будет. И деньги идут маленьким ручейком, но его недостаточно, чтобы храм построить.

А пока на Лахтинской, с высоты противоположного дома кривляется один из мелких бесов эпохи модерна. Ему , видимо, совсем не хочется, чтобы здесь появился храм блаженной Ксении Петербургской.









Проект храма св. блж. Ксении Петербургской


* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Обыкновенно, вспоминая о святом праведном Иоанне Кронштадтском, мы представляем его в Петербурге. И это не случайно, он часто служил в местных храмах, и упокоен здесь – в Петербурге, в Иоанновском монастыре. Но большую часть жизнь святой Иоанн провел в Кронштадте. Окормлял моряков русского флота. Принимал каждый день несколько сотен посетителей, со всей России. Несколько лет назад в Кронштадте начали восстанавливать музей-квартиру, где жил батюшка Иоанн.









    Святой праведный Иоанн        Кронштадский


Святой праведный Иоанн Кронштадский

Канонизация Иоанна Кронштадского состоялась 16 лет назад, 14 июня 1990 года. С тех пор в храме Иоанна Богослова, основанном в Петербурге по благословению Иоанна Кронштадского, этот день стараются встречать по особому. В этом году к Дню канонизации был написан новый образ святого праведного Иоанна Кронштадского. Икона включает клейма с житийными сюжетами, например, показывает отца Иоанна, благословляющего народ с балкона своей квартиры в Кронштадте.

После акафиста святому Иоанну Кронштадскому петербургские паломники вместе с иконой отправились в Кронштадт, город, где отец Иоанн прослужил 53 года.

Священник Геннадий Беловолов: – Наш Крестный ход проходит о улицам Петербурга. Воины приветствуют нас.

В Кронштадте паломники прежде всего посетили место бывшего Андреевского Собора. 52 Пасхи встречал в нем отец Иоанн. Каждый день на богослужения Всероссийского пастыря, так еще при жизни называли Иоанна Кронштадского, собиралось несколько тысяч человек.









Священник Геннадий Беловолов


Священник Геннадий Беловолов: – Люди каялись невзирая на то, что их кто-то слышит. Подобное было только на Иордане. Этот храм можно назвать Иорданом Русской земли, всероссийской исповедальней.

Андреевский Собор был разрушен в 1931 году. Сейчас на его месте стоит памятный знак, впрочем, верующие, в надежде на возрождение святыни, чаще называют его закладным камнем.









Памятный знак на месте разрушенного Андреевского собора


Недалеко от Андреевского Собора, на углу Посадской и Андреевской улиц, находился дом причта, где до самой своей кончины в 1908 году, жил отец Иоанн. К его балкончику на 2 этаже каждый день приходили люди.

Священник Геннадий Беловолов: – Здесь даже зимой собиралось много людей. Этот балкон был для батюшки Иоанна амвоном.

В 60-е годы XX века дом был надстроен, квартира Иоанна Кронштадского оказалась разделенной. 10 лет назад группа почитателей памяти отца Иоанна, начала работу по восстановлению квартиры Всероссийского пастыря.

Сегодня здесь полностью воссоздана гостиная. В ней хранятся личные вещи отца Иоанна. К примеру, палица, которой он был награжден в 1895 году к 40-летию своего служения в священном сане. Рядом восстанавливается кабинет. Старинную обстановку воссоздают по сохранившемся фотографиям. А к балкончику, как и сто лет назад, вновь приходят люди.









Музей-квартира св. прав. Иоанна Кронштадского


Наталья Бобкова: – Такое састье, что мы можем пребывать здесь, находясь в гостях у отца Иоанна. Музей открыт ежедневно, вход – бесплатный, и мы можем пребывать здесь целыми днями, проживать рядом с батюшкой! Это – чудо!

В день приезда петербургских паломников в Кронштадт в музее-квартире была освящена новая икона Святого Праведного Иоанна Кронштадского.

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – В начале ХХ века купец Василий Муравьев был одним из самых богатых людей Петербурга. Когда город стал Петроградом, он принял монашество, а в советские годы – схиму. И молился в годы Великой Отечественной войны о победе России и спасении душ неприятелей. Это был старец Серафим Вырицкий – один из самых великих святых ХХ века.









Василий Николаевич Муравьев


 Святой преподобный Серафим Вырицкий

В Петербург будущий старец, а тогда еще Вася Муравьев, приехал в 1876 году, 10-летним мальчиком. Его взяли «на побегушки» в Гостиный Двор. Подростком он пришел в Александро-Невскую Лавру, просился в монахи, но услышал такое наставление: сначала создать семью, вырастить детей, а потом, по согласию с супругой, принять монашество.









Семья Муравьевых


Путь в монастырь растянулся на 40 лет. За это время Вася стал Василием Николаевичем, преуспел в купеческом деле, да так, что стал одним из пяти крупнейших торговцев мехами в Петербурге. Летом он вместе с семьей ездил на дачу, в живописный поселок Тярлево между Царским селом и Павловском.(пережив войны, эта красивая дача Муравьевых была уничтожена уже в наше время, освободив место спортплощадке. Сейчас там цветет оставшийся  куст "муравьевской сирени", и воздвигнут жителями Тярлево поклонный крест в память о прп.Серафиме Вырицком )

Тут чудом сохранился храм Преображения, куда ходили Муравьевы, а их дача прошла сквозь пожары Гражданской и Отечественной войны. Но была разрушена в начале 90-х годов. Теперь на ее месте поставили крест. Семью Муравьевых здесь помнят все.









Александр Крылов


Александр Крылов, житель поселка Тярлево: – Есть такая легенда, что сирень, которую выращивал вместе с матушкой преподобный Серафим, тогда еще купец Муравьев, распространилась по всему Тярлеву.

В начале 20-х Муравьевы одновременно приняли монашество. Наконец, он добился того, о чем мечтал в юности, его приняли в Александро-Невскую Лавру. Исключительный случай – схимонаха Серафима очень скоро назначили духовником Лавры. Сейчас здесь в Федоровском корпусе восстанавливают его келью, где он принимал множество мирян, священников и даже архиереев. Уже в конце 20-х здоровье старца резко ухудшилось. По настоянию врачей ему пришлось уехать в поселок Вырица. Здесь прошли два последних десятилетия жизни преподобного Серафима. В этом маленьком домике бывали академик Павлов и профессор Фаворский, будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский), и тысячи других людей.

Архимандрит Назарий: – Еще живы люди, которые были у него на исповеди, и они говорят, какая кротость и смирение были у этого старца. Но в то же время, какая у него была сила. Представьте себе, остаться в оккупации и заставить немцев уважать себя!

В дни войны преподобный Серафим приходил сюда, и долго молился на этом камне. 1000 дней он обращался к Царице Небесной с просьбой о даровании Победы нашему народу. По преданию, он стоял на этом камне с образом Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», которой благословил его святой Иоанн Кронштадтский. После Победы старец слег, и уже не вставал. Но продолжал принимать посетителей.









Часовня св. прп. Серафима Вырицкого


Протоиерей Виктор Голубев: – Когда я пришел, народу было много – лето. Встал в очередь вместе со всеми, а мне говорят, мальчик, проходи. Я благословился у о. Серафима и назад. Пешком 2 часа и на поезде домой. Это благословение меня сохранило, и до сих пор сохраняет.

Протоиерей Василий Ермаков: – Народу человек десять толпилось у домика. Нас пустили, как семинаристов, без очереди. И что я ему говорил, не помню, наверно, просил молиться, чтобы все было по Воле Божией. Это благословение я получил, и несу эту радость в своем сердце уже 60 лет.

Отец Василий приезжал к старцу еще несколько раз, а после его смерти вместе с другими семинаристами участвовал в отпевании прп. Серафима. У гроба старца тогда стоял и будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.









Старец Серафим Вырицкий


Совсем недавно, на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, старца Серафима Вырицкого канонизировали. За это время на его могиле у Казанского храма появилась часовня, сюда по-прежнему приходят люди. А в этом году в Вырице отметили 140-летие со дня рождения преподобного. Настоятель Леушинского подворья в Петербурге преподнес в подарок Казанскому храму образ, на котором Вырицкий старец снова держит икону «Аз есть с вами, и никтоже на вы».

* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Старца Серафима Вырицкого в Петербурге называют Серафимом младшим. Подчеркивая духовную связь его с Серафимом Саровским. Вырицкий старец принял схиму с именем Саровского чудотворца, тогда еще совсем недавно причисленного к лику святых. В этом году исполняется 100 лет первому храму, посвященному Серафиму Саровскому. И этот храм тоже был построен в Петербурге. Здесь служит старейший священник города на Неве – протоиерей Василий Ермаков.









Святой преподобный Серафим Саровский. Прижизненный портрет


Храм Серафима Саровского

Эту деревянную церковь, посвященную преподобному Серафиму Саровскому, заложили 25 июля 1906 года. Храм небольшой, но уютный. Его очень любят петербуржцы. На праздники сюда приходит до тысячи человек. Именно в этом храме хранится знаменитый прижизненный портрет Серафима Саровского. И икона с частицей его мощей. Но не только святыни привлекают сюда людей. Они хотят встретиться с настоятелем храма, отцом Василием Ермаковым. Для каждого у него – свое слово. Кого-то можно пожалеть, кого-то пожурить, а некоторых отец Василий может и отругать – за легкомысленное отношение к вере.









Протоиерей Василий Ермаков


Протоиерей Василий Ермаков: – Нельзя думать, что это таблетка – Причастие. Давайте свято относиться. Как сказал Серафим Саровский – здесь ты причастился, а там тебя не приняли.

Отец Василий стал священником больше полувека назад. А в этом году исполняется четверть века его служения в храме преподобного Серафима Саровского.









Частица мощей св. прп. Серафима Саровского


* * *

Ведущий – священник Алексий Уминский: – Наша программа подошла к концу. Ее полную версию вы можете найти на сайте «Седмица.Ru» где всегда помещаются самые последние новости жизни Русской Православной Церкви, а также религиозные новости со всех концов света. Спасибо всем, кто был с нами эти полчаса. В следующую субботу мы встретимся снова. А сейчас я прощаюсь с вами и желаю всего доброго. Храни Вас Господь!








Казанский собор, Санкт-Петербург






Святые и святыни Петербурга
Комментарий в аспекте культуры




Троицкий собор Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Фото -М. Чупринин

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра


Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был основан Петром I в июле 1710 года на левом берегу реки Невы. Петр I решил перенести мощи Св. Александра Невского в строящийся Санкт-Петербург и сам наметил место для постройки монастыря. Ошибочно предполагалось, что на этом месте новгородцы, возглавляемые князем, в июле 1240 года разгромили шведские десанты. Останки Александра Невского были перенесены из Владимира в монастырь в 1724 году.

В 1712 году была заложена первая деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Существующая двухэтажная церковь построена в 1717 – 1722 годах. Сооруженное Доменико Трезини здание, расположенное в северо-восточном углу монастырского каре близ главного входа во двор монастыря на правом берегу реки Монастырки (налево от ворот), послужило образцом для более поздних построек. Прямоугольное в плане, с деревянной восьмигранной башней под высоким гранёным куполом со световым фонариком, оно имеет характерные для петровского зодчества высокую кровлю с переломом и декоративную обработку фасадов рустовкой нижнего этажа, пилястрами с ионическими капителями и лепниной в лучковых фронтонах и наличниках. В 1764 - 1765 годах к западному фасаду церкви архитектором М. Д. Расторгуевым был пристроен двухэтажный павильон в формах барокко с лестницей, которая вела в верхнюю, Александро-Невскую церковь.

Верхняя церковь во имя Святого благоверного князя Александра Невского освящена 30 августа 1724 года, в третью годовщину Ништадтского мира, в день перенесения в неё мощей святого Александра Невского. Здесь в серебряной раке мощи покоились вплоть до 1790 года, когда они были перенесены в Троицкий собор. Лепное убранство церкви выполнили Иван и Игнатий Росси. Дубовые царские врата изготовили резчики М. Шестаков и Г. Жариков, образа для церкви написали И. Г. Адольский, И. Я. Вишняков, И. Н. Никитин и Д. Н. Соловьев. К главному алтарю примыкал придел во имя Преподобного Сергия Радонежского, славившийся своим иконостасом. В 1817 - 1819 годах помещение церкви подверглось капитальному ремонту и частичной перестройке в связи с созданием новой большой двухсветной церкви в Духовском корпусе.

Нижняя, Благовещенская церковь освящена 25 марта 1725 года. С самого начала Благовещенская церковь служила усыпальницей членов царской семьи и знаменитых государственных деятелей России. Среди каменных плит пола примечательна надгробная плита за левым клиросом церкви с лаконичной надписью «Здесь лежит Суворов», сочиненной Г. Р. Державиным. Другие захоронения XVIII и XIX веков в этой церкви отмечены надгробиями работы И. П. Мартоса, Ф. Г. Гордеева и других ваятелей. В конце XVIII века к южной стене, у алтаря, была пристроена «палатка» - сводчатая усыпальница - для переахоронения в ней праха графа И. И. Шувалова, И. И. Бецкого, А. А. Нарышкина, А. А. Вяземского и А. А. Безбородко. В 1818 - 1821 годах в Благовещенской церкви были произведены существенные перестройки в связи с расширением Духовского корпуса; тогда же, в 1821 году по проекту лаврского архитектора В. П. Петрова были сооружены каменные ворота с колоннами для проезда в церковь со стороны реки Монастырки. В 1833 году изменилось внутреннее убранство церкви, а в 1838 году был произведен ее капитальный ремонт, и она была вновь освящена. В первые послереволюционные годы в Благовещенской церкви продолжали совершаться богослужения. В 1922 году из неё изъяли церковные ценности. В феврале 1933 года церковь была закрыта; при этом нижнюю церковь передали «музею-некрополю», а верхнюю в 1935 году разделили межэтажными перекрытиями. С 1948 – 1949 годов оба этажа здания заняты экспозицией Музея городской скульптуры. В 1988 году начата комплексная реставрация Благовещенской церкви – старейшей из сохранившихся каменных церквей Петербурга.

Композиционным ядром ансамбля является Троицкий собор - значительнейшее сооружение раннего классицизма, одно из немногих культовых сооружений этого стиля. Величествен видимый издалека со стороны Невы силуэт храма с его могучим куполом и двумя симметричными звонницами. Место для него было выбрано Доменико Трезини в составленном им первоначальном проекте лавры. Первое здание этого собора, построенное архитектором Т. Швертфегером, не сохранилось. Законченную постройку пришлось разобрать до «подошвы» из-за трещин в сводах. Современный храм возведен в 1776 – 1790 годах по проекту и под наблюдением архитектора И. Е. Старова. Скульптурное убранство храма создано скульптором Ф. И. Шубиным. Благородные архитектурные формы собора нисколько не нарушили барочного стиля фасадов монастырских корпусов. Мощный купол храма, поднявшийся вместе с двумя колокольнями над монументальным шестиколонным портиком, удачно завершил формирование всего ансамбля. С Духовским и Феодоровским корпусами собор связали две дугообразные галереи, прорезанные широкими арками проходов. Собор после постройки не раз подвергался ремонту, но его внутренний вид при этом не менялся. Только в 1862 году П. С. Титов заново расписал его по эскизам академика Ф. Г. Солнцева.

Внутри здание очень просторно и совершенно по пропорциям. Сочетая базиликальную форму сцентрально-купольной, собор представляет собой в плане латинский крест. Главный неф искусно декорирован приставными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Через шестнадцать окон главного барабана, поддерживающего купол, внутрь здания льются потоки света. Интересна композиция иконостаса, исполненного из белого итальянского мрамора и задуманного Старовым в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине. Их венчает символическое облако в сиянии лучей. В соборе много икон и полотен, исполненных известными художниками: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса. Это выдающийся памятник архитектуры в стиле русского классицизма, вершина творчества И. Е. Старова.В соборе захоронена частица мощей Св. Апостола Андрея Первозванного и мощи Св. Александра Невского. После революции ограбленный при изъятии церковных ценностей собор на несколько лет (1923 – 1926) перешел к обновленцам. В декабре 1933 года храм был закрыт. После возвращения храма Православной церкви в 1957 году в нем проведены реставрационные работы, власти вернули часть икон.

Крупные реставрационные работы в соборе проведены также и к 1000-летию крещения Руси в 1986 – 1988 годах. В 2000 году перед собором установлен памятный знак, посвященный двухтысячелетию Рождества Христова.

Одновременно со строительством Свято-Троицкого собора, над центральным входом в лавру со стороны круглой площади в конце Невского проспекта по проекту И. Е. Старова в 1783 – 1785 годах возведены святые ворота с Надвратной церковью, освященной во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости». Главный фасад церкви зодчий украсил пилястрами дорического ордера. Алтарный выступ восточного фасада, обращенного в сторону Невы, он уравновесил таким же выступом западного, в котором разместил лестницы, ведущие в церковный зал, расположенный над воротами. Здание увенчивает низкий купол. С двух сторон к церкви примыкают невысокие каменные ограды, ограничивающие площадь.

Приходская церковь на втором этаже здания освящена 15 июля 1786 года. В 1806 году стены храма были расписаны, а в 1860 году она была капитально отремонтирована под смотрением архитектора М. А. Щурупова. В январе 1904 года в этой церкви был открыт латышский приход. Церковь закрыта в октябре 1931 года. Долгое время в ней размещалась дирекция Музея городской скульптуры, однако 30 апреля 1993 года власти вернули эту церковь епархии.

В 1717 году была построена и освящена каменная церковь во имя Святого Лазаря при основанном в 1716 году Лазаревском кладбище, где была погребена любимая сестра Петра I Наталья Алексеевна. На этом кладбище захоронены М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Л. Эйлер, Дж. Кваренги, И. Е. Старов, Ф. И. Шубин, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, П. К. Клодт, Ж. Ф. Тома де Томон, М. И. Козловский, В. Л. Боровиковский, И. П. Мартос, Н. Н. Гончарова-Ланская. и многие другие деятели культуры, науки и знатные особы. В 1787 году каменный храм был расширен за счет ризницы и трапезной, возведенной на месте разобранной деревянной постройки на деньги И. П. Елагина. В последующие два года граф Н. П. Шереметев дал средства на новый иконостас и пристройку притвора, расширенного в 1835 году по проекту Т. Я. Тиблена на средства Д. Н. Шереметева, после чего церковь приобрела современные размеры. В церкви находится семейная усыпальница графов Шереметевых, здесь также похоронены гр. А. П. Шувалов, гр. М. Ю. Вильегорский, кн. И. Ю. Трубецкой, гр. Г. А. Строганов, адмирал А. С. Шишков и основатель Херсонской крепости И. А. Ганнибал.

Интерьеры Лазаревской церкви, закрытой в 1923 году, и пристройки к ней подверглись перестройкам, после которых от убранства церкви сохранилось очень немногое. В 1932 году был разобран иконостас и расхищены многие иконы и остатки церковного имущества.

К югу от собора расположен двухэтажный Феодоровский корпус, который в 1725 году начал строить Т. Швертфегер, в 1742 году продолжил П.А. Трезини, а после его отъезда завершил И. Росси. Среди первых сооружений монастырского ансамбля была и церковь во имя Святого Феодора (брата Александра Невского), построенная по проекту Пьетро Антонио Трезини в 1745 – 1750 годах в юго-восточном углу комплекса. Завершил строительство архитектор М. Д. Расторгуев. Композиция и формы здания, где она находилась, в основном повторяли архитектуру здания Благовещенской церкви, отличаясь лишь некоторыми деталями.

К 1766 году отделка верхнего и нижнего храмов закончилась. Освящение церквей задержалось до 1770 года, когда верхняя была наречена во имя Феодора Ярославича, нижняя – во имя Иоанна Златоуста. В 1840 году оба храма подверглись переделке. Иконостасы были заменены, и в них поместили образа работы Д. Антонелли. После переделки храмы 17 сентября 1842 года были переосвящены: верхний – во имя свт. Николая Чудотворца, нижний – благоверного князя Феодора. Верхняя церковь называлась прихожанами Никольской домовой в отличие от Никольской кладбищенской церкви. С 1806 года до начала XX века в нижнем храме производились захоронения. Именно здесь погребены многие грузинские и имеретинские царевичи, умершие в Петербурге; здесь же находились захоронения многих духовных лиц, участвовавших в управлении монастырём и Санкт-Петербургской епархией во второй половине XVIII и начале XIX веков.

В 1889 году с алтарной стороны по проекту Г. И. Карпова начата постройка усыпальницы митрополита Исидора, освящённой 6 октября 1891 года как придельная церковь прп. Исидора Пелусиота с двухъярусным иконостасом. За четверть века в ней было проведено свыше 150 захоронений.

С октября 1930 года Феодоровская церковь не действовала, но окончательно оба храма были закрыты в ноябре 1931 года, а Исидоровская церковь – тремя месяцами позднее. Декоративное оформление интерьеров Феодоровского храма частично сохранилось до наших дней. Большая часть размещенных здесь захоронений была уничтожена, а могилы разграблены. Церковь св. Исидора была полностью перестроена.

Духовской корпус, связывающий Троицкий собор с Благовещенской церковью, был построен по проекту Доменико Трезини в чисто барочном стиле. Его строительство началось в 1717 году. 6 июня 1820 года в нем была заложена церковь, автором которой является лаврский архитектор В. П. Петров. Чтобы разместить церковь он пристроил с востока к корпусу алтарь, а с запада – паперть.

Освящение нового храма 18 мая 1822 года произвел митрополит Серафим. Двухсветный храм, декорированный коринфскими колоннами, украшал высокий, до потолка, ампирный иконостас, образа написал Д. Антонелли, лепные работы выполнил М. Зорин. По окончании строительства Духовского храма на его хорах 18 июня 1822 года был освящён небольшой придел преподобного Сергия Радонежского. В 1867 году церковь отремонтирована и украшена росписью Р. Ф. Виноградова. Еще до освящения, в 1820 – 1821 годах, в Духовской церкви произвели несколько погребений, в том числе её основателя, митрополита Михаила (Десницкого). Усыпальница использовалась для захоронений вплоть до начала XX века. Всего в ней было 172 захоронения. 1 февраля 1881 года при огромном стечении народа в церкви состоялось отпевание тела Ф. М. Достоевского.

В 1894 - 1895 годах справа от алтаря Духовской церкви, ближе к Свято-Троицкому собору, над склепом семьи Галуновых, была пристроена небольшая придельная церковь во имя святой мученицы Евдокии, освященная 12 марта 1895 года.

Церковь святой Евдокии была закрыта в 1933 году, позже её помещение было перестроено. Духовская церковь была закрыта в лавре последней, в середине января 1936 года и сразу началось разрушение её интерьера и осквернение могил. До своего закрытия, особенно в 1920-е годы, храм играл большую роль в православной жизни города. В 1949 году Духовской корпус возвращен епархии, а в следующем году в покоях митрополита была освящена его домовая церковь св. Александра Невского, закрытая в 1961 году, когда корпус был снова отнят властями. Сейчас в помещении храма – городская станция переливания крови.

Из-за тесноты Лазаревского кладбища в 1823 году справа от него было основано еще одно, вначале называвшееся Ново-Лазаревским. Храма на этом кладбище долго не было. В 1869 – 1873 годах над семейным склепом братьев Полежаевых была возведена Тихвинская церковь по проекту Н. П. Гребенки. Освящена она была 2 февраля 1873 года.

Церковь была построена в русско-византийском стиле и имела в плане форму креста. В церкви находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. По названию церкви и само кладбище вскоре стало называться Тихвинским. В 1901 году небольшое здание было отремонтировано под руководством лаврского архитектора Л. П. Андреева. Храм был закрыт в сентябре 1931 года и в 1935 году передан под почту. Церковь эта сохранилась, правда утрачен шатёр. Ныне в ней находится выставочный зал Музея городской скульптуры. Полностью уничтожена была небольшая часовня, располагавшаяся южнее церкви.

В восточной части лавры, между Невой и оградой поначалу намечалось разбить сад, но в 1861 году был утвержден проект Г. И. Карпова нового, третьего по счету, лаврского кладбища. Как и на других, на нем было погребено немало выдающихся людей, среди которых адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский. Старинное кладбище сильно пострадало в 1960-х годах при реконструкции восточной части площади и строительстве транспортной развязки у моста Александра Невского, когда оно было сильно сокращено в размерах. На этом кладбище похоронены также последние митрополиты Ленинграда, историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Это единственное действующее кладбище в Александро-Невской лавре.

Храм на кладбище был выстроен в 1868 - 1871 году. Церковь с деревянным куполом строилась на кладбище по проекту Карпова на средства купца Н. И. Русанова, устроившего в цокольном этаже семейную усыпальницу. Ризница и вся утварь церкви были приобретены и принесены в дар церкви Русановым. Работы длились два года и закончились в 1871 году освящением. Находившаяся в храме икона Николая Чудотворца широко почиталась.

Церковь была закрыта в декабре 1932 года. В начале мая 1985 года она была вновь освящена после реставрации и используется для ранних обеден.

Архиерейский (или митрополичий) дом - выдающийся памятник гражданской архитектуры XVIII века. Он был воздвигнут на западной стороне монастыря в 1756 – 1758 годах по проекту М. Д. Расторгуева и имел вид двухэтажного здания, соединенного одноэтажными крыльями с угловыми башнями. По окончании постройки сюда была перенесена существовавшая еще с 1743 года митрополичья церковь, и в 1767 году она была освящена в покоях, в юго-восточной части, во имя Всех Святых.

После надстройки дома церковь была перемещена и 3 февраля 1819 года снова освящена митрополитом Михаилом уже в честь Архангела Михаила. В 1851 году небольшой храм был расширен притвором. Закрыта церковь, очевидно, в начале 1920-х годов, до последнего времени в ее здании размещалось объединение «Прометей».

Небольшая двусветная Успенская церковь с хорами заложена 16 июня 1861 года в южной части митрополичьего дома, на третьем этаже. В это время А. М. Горностаев вел в доме надстройку боковых крыльев. 23 июня 1863 года митрополит Исидор освятил домовой храм, а 13 августа того же года - его левый придел во имя святителя Тихона Задонского. Иконы в двухъярусном иконостасе написал С. В. Постемский, роспись стен и потолка произвел П. С. Титов по эскизам Ф. Г. Солнцева. Церковь была закрыта в 1926 году; святыни храма были изъяты, а помещение перестроено и передано Педагогическому музею, а затем объединению «Прометей».

Домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Преподобного Палладия на хорах братской трапезной появилась после того, как в 1896 году архитектор Л. П. Андреев начал расширять трапезную в митрополичьем доме. Митрополит Палладий освятил оба её придела 23 марта 1897 года - во имя Покрова Пресвятой Богородицы и своего святого покровителя – преподобного Палладия. Закрыта, очевидно, при ликвидации резиденции митрополита в 1920-х годах. Помещение храма при трапезной было полностью перестроено.

Здания Феодоровского корпуса, находящееся в юго-восточном углу монастырского каре; Просфорного и Семинарского корпусов, Митрополичий дом построены в середине XVIII века М. Д. Расторгуевым. Юго-западная и северо-западная угловые башни, возведенные в 1772 – 1774 годах, повторили формы Благовещенской и Феодоровской церквей.

В начале XX века на территории Лавры размещалось 16 церквей. На протяжении двух столетий в храмах лавры хоронили царских особ и виднейших государственных и церковных деятелей. C 1920 года до сих пор весь ансамбль находится под охраной государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в 1931 – 1936 годы, когда были закрыты все храмы Лавры, во многих зданиях комплекса обосновались различные мастерские, разгрому подверглась Духовская церковь.

После многочисленных ходатайств верующих города Свято-Троицкий собор был возвращен Православной церкви в 1955 году, реставрирован и вновь освящен 12 сентября 1957 г. в день Святого князя Александра Невского. Только в 1985 году возобновились богослужения в Никольской церкви.

В 1991 году городские власти приняли решение о постепенном возвращении епархии всего комплекса лавры. С 1996 года началась поэтапная передача храмов и построек Лавры Санкт-Петербургской епархии. Тогда же в стены митрополичьего корпуса вернулось Епархиальное управление, восстанавливается келия духовника лавры преподобного Серафима Вырицкого, Духовской, Просфорный и Феодоровский корпуса.

(По материалам сайта «Народный каталог православной архитектуры» - http://www.sobory.ru/)

Телепрограмма «Православная энциклопедия»,01.07.2006;
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=34794&p_comment=belief
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=34794&p_comment=culture


_____________________________________________________________________________



ДЕСНИЦА ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

в Александро-Невской лавре

(2006 г)

ДЕСНИЦА ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ в Александро-Невской лавре
молебен перед святыми мощами
в Александро-Невской лавре



С  6 по10 июля 2006 года  десница Иоанна Крестителя пребывала в Александро-Невской лавре.

За 90 часов пребывания в Северной столице к деснице Иоанна Крестителя приложилось 100-120 тысяч человек.


________________________________________________________

Адрес   Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры:
197163  Санкт - Петербург, наб. реки Монастырки, д.1.

(проезд:  до ст.метро "Площадь Александра Невского")

Наместник монастыря архимандрит Назарий (Лавриненко) тел. (812) 277-58-54

У Лавры есть и своя гостиница, которая гостеприимно за очень небольшую плату принимает паломников, приехавших поклониться святыням города на Неве.

Отче  Серафиме, моли Бога о нас !


Дальше...






© 2005-2012  serafim.com.ru.
Все права защищены



Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100