прп. Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим, Вырицкий чудотворец



 



Поддержите сайт! (пожертвование)

СВЯТО - ТРОИЦКАЯ    АЛЕКСАНДРО - НЕВСКАЯ  ЛАВРА



СВЯТО - ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО - НЕВСКАЯ ЛАВРА

Вид Александро-Невской Лавры
фото В.Мельников,В.Савик.





13 сентября 1920 г.
В.Н. Муравьев подал прошение в Духовный Собор Лавры с просьбой принять его в число братии, на что получил согласие и первое монастырское послушание - послушание пономаря. В это же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича - Ольга. Все имевшееся Муравьевы пожертвовали на нужды обителей.


Духовник Александро-Невской Лавры.

Духовник  Александро-Невской Лавры -

иеросхимонах Серафим (Муравьев В.Н.) 1927год.



Уже 26 октября владыка Вениамин благословил постричь в монашество послушника Василия Муравьева одновременно с Ольгой Муравьевой. 29 октября 1920 г. наместник Лавры архимандрит Николай (Ярушевич) постриг послушника Василия Муравьева в монашество с наречением ему имени Варнава в честь духовного отца, старца Варнавы Гефсиманского. Тогда же в Воскресенском Ново-девичьем монастыре Петрограда была пострижена в монашество и Ольга Ивановна Муравьева с наречением ей имени Христина.

Иконостас храма Сошествия Святого Духа

Иконостас храма Сошествия Святого Духа, где был пострижен в монашество
 Василий Николаевич Муравьев с наречением имени Варнава.


Свершилось!  Исполнилось заветное желание Василия Николаевича Муравьева. Цель, к которой настойчиво и терпеливо он шел почти сорок пять лет, была достигнута.


Храм святителя Николая Чудотворца

Храм святителя Николая Чудотворца
- место служения иеродиакона Варнавы (Муравьева)

    Провожать почивших, утешать родных и близких погибших... Это была первая школа духовного врачевания и наставничества, которую прошел будущий о. Серафим, вырицкий старец - утешитель, молитвенник за сирот и страждущих, предстатель пред Господом за всю Русскую землю.


Феодоровский корпус Лавры.

Феодоровский корпус Лавры.
В левом крыле,примыкающем к Троицкому собору, за вторым и третьим окном второго этажа - келия отца Серафима.



Келия иеросхимонаха Серафима в Лавре

Келия иеросхимонаха Серафима в Лавре.
(http://www.fotopalomnik.ru/im/lv/photo.htm)


    Перед тем как начать свое старческое служение, о. Варнава выразил желание облечься в великую схиму. Точная дата принятия о. Варнавой (Муравьевым) великого ангельского образа пока не установлена. Известно, что произошло это на рубеже 1926-1927 гг. При постриге в великую схиму он был наречен именем Серафим в честь святого преподобного Серафима Саровского чудотворца, которому всеми силами стремился подражать о. Варнава в течение всей предыдущей жизни.


Часть братии Лавры. фото

Часть братии Лавры. Второй справа в нижнем ряду- духовник Лавры старец иеросхимонах Серафим.


Молва о благодатном старце о. Серафиме широко разнеслась по северной столице и за ее пределами. С раннего утра до глубокой ночи стекалось к келлии батюшки все больше людей, ищущих благословения, совета в трудных обстоятельствах, молитвенной помощи и утешения в скорбях. Он стал воистину народным духовником.

    Известен случай, когда старец непрерывно принимал исповедников на протяжении двух суток.     Постоянное переохлаждение, неимоверные физические и душевные перегрузки (сколько чужого горя принимал на себя старец!) постепенно дали о себе знать, и здоровье о. Серафима резко ухудшилось. Врачи признали одновременно межреберную невралгию, ревматизм и закупорку вен нижних конечностей. Боли в ногах усилились и стали невыносимыми. Долгое время о. Серафим никому не говорил о болезни и мужественно продолжал служить и исповедовать. Лицо же старца было всегда озарено такой светлой радостью, что никто из братии подумать не мог, что батюшка в то же время терпит настоящую муку. Порою лишь голос его становился едва слышным. Настал день, когда о. Серафим просто не смог подняться с постели.
     Новое испытание - болезнь - принял батюшка с удивительным спокойствием и благодушным терпением, словно очередное послушание от Бога. Не было в нем ни малодушия, ни недовольства.
Медики настоятельно советовали выехать из города в зеленую зону.Врачи утверждали, что только пребывание в подобном климате может укрепить силы о. Серафима. Старец ехать наотрез отказался - так тяжело было расстаться ему со своим служением и со многочисленными духовными чадами. Предвидя скорое начало новой волны гонений и полное разорение Лавры, батюшка искренне желал разделить эти страдания со всей братией.
     Однако, воля Божия о нем была иной. Митрополит Серафим (Чичагов), который в миру имел профессию врача, ознакомился с заключением медицинской комиссии и немедленно благословил переезд. Смиренному духовнику Лавры оставалось только принять это за послушание. К лету 1930 г. о. Серафим покинул город святого апостола Петра. Вместе с ним, по благословению владыки, в Вырицу отправились схимонахиня Серафима (в миру- Ольга Ивановна Муравьева) и их двенадцатилетняя внучка Маргарита -  юная послушница Воскресенского Новодевичьего монастыря. Они и прежде часто приезжали в Лавру, навещая о. Серафима. Теперь уход за ним и забота о его здоровье стали главным их послушанием.


vid iz kelii
Вид из окна келии прп.Серафима Вырицкого в лавре
    (http://www.fotopalomnik.ru/im/lv/photo.htm)





Храм во имя прп.Серафима Вырицкого в его келии в Лавре

2009г.


Лавра - фото Екатерины Васильевой Лавра - фото Екатерины Васильевой


Лавра - фото Екатерины Васильевой Лавра - фото Екатерины Васильевой



Лавра - фото Екатерины Васильевой

Лавра - фото Екатерины Васильевой

Лавра - фото Екатерины Васильевой

Лавра - фото Екатерины Васильевой


В Келии прп.Серафима Вырицкого в лавре.


Hram v kelii - lavra















В Александро-Невской лавре появился новый храм. Сегодня в церкви "Во имя преподобного Серафима Вырицкого" впервые отслужили Божественную литургию. Там, на втором этаже Фёдоровского корпуса лавры, в начале 20 века была келья отца Серафима - в миру Василия Муравьева. До того, как принять сан, он был крупным петербургским предпринимателем. Неожиданно для современников, фабрикант постригся в монахи, а через несколько лет стал духовным руководителем Лавры. Отец Серафим пользовался огромным авторитетом - люди ехали к нему за советом из самых дальних уголков Российской Империи. Подвижник закончил свою жизнь в Вырице, а позже был канонизирован. И вот, его келью отреставрировали, и создали небольшую домовую церковь. В храме недавно установили резные "Царские Врата", но ещё предстоят длительные работы по восстановлению обители. Церковь планируют освятить после того, как будет закончено создание иконостаса.

28 декабря 2007г.
(http://www.patriarchia.ru/db/text/344562.html)





Строительство...



Храм в келии прп.Серахима Вырицкого в Лавре. Строительство Храма в Лавре

Храм в строительстве.2006г.
hram v kelie prp.Serafima Vyritzkogo i Lavre hram v kelie prp.Serafima Vyritzkogo i Lavre, Ikonostas
Церковь во имя преподобного Серафима Вырицкого Александро-Невской лавры
В строящемся храме прп.Серафима Вырицкого в его келии в лавре.(декабрь 2007г.)
Lavra hram v kelie prp.Serafima Vyritzkogoq Proekt ikonostasa
Церковь во имя преподобного Серафима Вырицкого Александро-Невской лавры.
Проект иконостаса
(для увеличения в отдельном окне - нажмите на изображение)




Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру Санкт-Петербурга (3 апреля 2014г.)








* * *

2010 год  для Петербурга - Год преподобного Серафима Вырицкого

Накануне Успения Пресвятой Богородицы, 27 августа 2009г., под председательством епископа Выборгского Назария, в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга прошло первое заседание оргкомитета по программе 60-летия преставления и 10-летия прославления преподобного Серафима Вырицкого.


Эти две даты, 60-летие, которое мы будем вспоминать в этом году и 10-летие, котороепрп.Серафим Вырицкий празднуется в будущем году, как-то невольно подсказали идею проведения года Серафима Вырицкого. 

В связи с этим и был создан оргкомитет, который возглавил владыка Назарий. В его состав вошли благочинный Гатчинского округа протоиерей Владимир Фейер, духовенство Вырицы, протоиерей Геннадий Беловолов, представители общественных и государственных организаций.


На первом заседании в Лавре была составлена программа мероприятий этого года, которая предполагает занесение имени Серафима Вырицкого в золотую книгу Санкт-Петербурга. 30 октября 2009 года в Константиновском дворце это событие станет открытием серии мероприятий, посвященный преподобному Серафиму Вырицкому. Далее состоится конкурс детского рисунка в художественных и воскресных школах Вырицы и Гатчины, будут проведены Крестный ход, посвященный преподобному Серафиму и научно-церковная конференция "Духовное наследие Серафима Вырицкого", а также большой тематический вечер памяти святого (15 января) в БДТ. Нами также намечена программа памятных изданий, в том числе юбилейного акафиста, путеводителя по местам жизни святого, его жизнеописание. Предполагается, что в апреле будущего года в связи с этим Петербург может посетить и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Русская линия

http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=184669



Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру


6 марта 2010 года в ходе Первосвятительского визита в Санкт-Петербургскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру.                                      ( http://www.patriarchia.ru/db/print/1107108.html )



Патриаршее поздравление епископу Выборгскому Назарию с 25-летием служения в священном сане


Награждение Вл.Назария - 06.03.2010 Награждение Вл.Назария - 06.03.2010


Награждение Вл.Назария - 06.03.2010 Награждение Вл.Назария - 06.03.2010

Награждение Вл.Назария - 06.03.2010



3 марта 2010 г. 10:00

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил епископа Выборгского Назария, викария Санкт-Петербургской епархии, наместника Александро-Невской лавры, с 25-летием служения в священном сане.

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Назарию, епископу Выборгскому, викарию Санкт-Петербургской епархии, наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Ваше Преосвященство!

Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 25-летием служения в священном сане.

Ныне Вы имеете возможность воздать молитвенное благодарение Подателю всех благ — Богу за Его милости, обильно ниспосылаемые Вам на протяжении всех лет Вашей жизни.

Путь Вашего церковного становления был нелегок, однако Сердцеведец Господь, видя искренность Ваших устремлений, даровал Вам возможность получить богословское образование в Ленинградских духовных школах, дабы впоследствии совершать служение в Санкт-Петербургской епархии: здесь четверть века тому назад Вы дали монашеские обеты, здесь обрели опыт пастырского, а с прошлого года и архипастырского служения.

Решением Священного Синода на Вас возложено весьма ответственное послушание — с 1997 года Вы являетесь наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. За минувшие годы Вы отдали немало сил делу возрождения монашеской, приходской и епархиальной жизни, восстановлению Коневского монастыря и Лавры, воспитанию подрастающего поколения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия.

Во внимание к усердным трудам и в связи с 25-летием служения в священном сане полагаю справедливым вручить Вам памятную панагию.

Надеюсь, что Господь и в дальнейшем будет подавать Вам Свою помощь, дабы Вы, совершая служение Святой Церкви, могли являть достойный пример следования своему призванию и верности архипастырскому долгу.

Да хранит Вас Бог в добром здравии на многая и благая лета!

С любовью во Христе

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
http://www.patriarchia.ru/db/print/1104835.html



* * *



28 мая 2009г, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры. За Литургией состоялась хиротония архимандрита Назария (Лавриненко), наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской и Ладожской епархии. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к новохиротонисанному владыке Выборгскому с Первосвятительским словом и вручил епископу Назарию архипастырский жезл.



Слово Святейшего Патриарха Кирилла на вручение жезла епископу Выборгскому Назарию, наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Ваше Преосвященство, дорогой Владыка и возлюбленный о Христе наш сослужитель!

Ныне, когда Православная Церковь торжественно воспоминает одно из основополагающих событий домостроительства таин Божиих — Вознесение Господа и Бога нашего Иисуса Христа на небо и введение человеческой природы в недра Божественной жизни — ты воспринял за Литургией через возложение рук архипастырей благое бремя епископского служения.

Благодать Божия соделала тебя архиереем, дабы ты, подражая Начальнику нашего спасения, стал преемником апостолов, продолжателем их миссии и, по слову учителя языков, домостроителем таин Божиих (1 Кор. 4, 1).

Свое служение тебе предстоит нести в должности наместника одного из известнейших монастырей Русской Церкви — Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, которой ты долго управлял, внутренняя жизнь которой стала неотъемлемой частью твоей собственной жизни и в главном храме которой совершилась, в восстановление древнего обычая, архиерейская твоя хиротония.

Этот прославленный монастырь, задуманный и устроенный Петром I как духовная цитадель новой столицы, со дня своего основания нес бремя общественного служения. И сегодня обитель, расположенная в шумном мегаполисе, посреди людской суеты и треволнений моря житейского, снова призывается к устроительству духовной жизни города. Вновь и вновь она должна свидетельствовать о непреложности божественного обетования и неизменной верности пути, начертанного основателями иноческого жития.

В чем же состоит служение Богу иноческим житием в наше непростое время, когда человек измучен борьбой за возможность жить по совести в искаженном грехом мире?

Прежде всего, иночество должно дать современному человеку пример внутреннего горения, твердой и непоколебимой веры, чистоты сердца, готовности жертвовать собой по примеру Пастыря доброго, полагающего жизнь свою за овец (Ин 10, 11).

Монастырям необходимо быть очагами миссионерского свидетельствования о Христе, о красоте и истине Православия, о радости жизни в единстве с Богом.

Это значит, что монастырские стены должны быть не средостением между братией и народом, между монастырской общиной и обществом, но прибежищем для ищущих утешения и отрады, местом духовного успокоения и богообщения для тех, кто живет и трудится рядом с нами, кто нуждается в помощи и поддержке. Монашествующие ныне призваны к тому, чтобы служить людям, каждый тем даром, какой кто получил от Бога (1 Пет. 4. 10). Поэтому так важно, чтобы к традиционным монашеским заботам было добавлено ныне и попечение о духовных нуждах и нравственном состоянии наших сограждан, осуетившихся и, нередко, обезверившихся. А применительно к Санкт-Петербургу — огромная ответственность лежит на всей обители: быть действительно подлинным средоточием духовной жизни. Именно на это должны быть направлены твои усилия, именно к этой цели ты должен обращать внимание и усилия всей братии.

Монастырские стены не являются прибежищем и местом тихой жизни — монастырские стены даются для того, чтобы суета мира сего не разрушила внутренней жизни монашествующих; для того, чтобы дать им возможность, сосредоточившись, отдавать великий благодатный дар людям.

Деятельность любого монастыря сегодня должна иметь практическое приложение, соотнесенное с нуждами всей Церкви, будь то осуществление социальных, благотворительных или образовательных программ. Каждая подобная инициатива может служить связующим звеном между Православием и людьми, ищущими дорогу к храму, может быть, пока еще не обретшими веру, но готовыми к общению с Церковью в сфере общественно значимых дел.

Следует уделять особое внимание духовнической практике. Обители традиционно являлись местами паломничества православных христиан. Люди идут сюда не только для того, чтобы причаститься благодати, источаемой от святынь, но и получить совет в жизненных обстоятельствах, приобщиться многовековой мудрости, хранимой в среде иночествующих. То, что человек услышит на исповеди в обители, может стать для него руководством в решении многих коллизий и в определении вектора своего духовного развития. Поэтому так важно, чтобы монашество отличалось не только приверженностью благочестию, но и образованностью, знанием богословских и аскетических творений святых отцов и умением прилагать эти знания применительно к обстоятельствам жизни современного человека, стоящего перед необходимостью решения проблем, связанных с семейной жизнью, вопросами общественного устройства, профессиональной деятельностью.

Уверен, что только так — служа людям Евангельской проповедью и духовным наставничеством — монастыри наши с новой силой привлекут к себе тех, кто жаждет просвещения разумом Истины и молитвенного общения с Богом. Да будет и впредь Свято-Троицкая Александро-Невская лавра оплотом спасения для многих граждан сего богоспасаемого града, для сограждан наших, стремящихся приникнуть к живительному источнику иноческого делания.

Именно поэтому монашество, бывшее для тебя на протяжении многих лет благодатным источником духовной мудрости и училищем благочестия, ныне должно стать предметом твоей особой заботы и сугубого попечения.

Твое архиерейское служение будет сопряжено с исполнением обязанностей викария славной столичной Санкт-Петербургской епархии. Не имея полноты власти правящего архиерея, ты несешь отныне на плечах, однако, полноту Божественной благодати, ниспосланной тебе от Господа в таинстве хиротонии. Ты призван к тому, чтобы в предстоящем тебе архиерейском служении являть высочайшее достоинство послушания. Невозможно никаким другим определением  именовать высокий обет послушания, как словом «достоинство», потому что именно это послушание во имя Божие уподобляет нас Самому Христу, который был послушлив до смерти и смерти крестной (Флп. 2. 8). Это послушание не следует понимать формально, а тем более лицемерно и фарисейски, ибо оно должно получить творческое осмысление и стать для клира и паствы образцом соработничества правящему архиерею в решении самых разнообразных вопросов, некой системой восполнения недостатков каждого из нас, кто вовлечен в систему церковного управления через благодать рукоположения.

Прими в руки свои жезл сей, и да будет он для тебя жезлом спасения, достигаемого единством дерзновения личного подвига и послушания Церкви.
Аминь.


Пресс-служба Московской Патриархии,
http://www.patriarchia.ru/db/text/658786.html

"Радуйся, преподобне Серафиме, Вырицкий чудотворче!"

Архимандрит Назарий (Лавриненко)Наместник Александро-Невской Лавры архимандрит Назарий (Лавриненко) рассказал о праздновании дня памяти Преподобного Серафима Вырицкого( 3 апреля 2008г.)…


"Сегодня в Александро-Невской лавре прошли торжества, посвященные дню памяти Преподобного Серафима Вырицкого", – рассказал в интервью "Русской линии" наместник Александро-Невской Лавры архимандрит Назарий (Лавриненко).

По словам отца Назария, сегодня в домовом храме во имя преподобного, который находится в его бывшей келье, состоялся первый престольный праздник. Напомним, что на месторасположение кельи преподобного Серафима Вырицкого указало сразу несколько человек, бывавших на исповеди у преподобного еще во времена его пребывания в Лавре. Сейчас это место представляет собой две сдвоенные большие комнаты в Феодоровском братском корпусе. Размеры комнат позволяют устроить в них полноценный небольшой храм, в котором можно будет  совершать службы даже архиерейским чином. Ремонтные работы начались год назад и сейчас уже практически завершены. Освящение храма планируется совершить после того, как будет закончен иконостас, который выполняют сотрудники иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской Лавры.

Отец Назарий отметил, что сегодня Божественную Литургию в храме служил игумен Никита (Марков) с братией Александро-Невской лавры. "В следующем году мы будем отмечать 60-летие со дня преставления преподобного Серафима. Пока что в храме еще до конца не закончен иконостас, но мы рассчитываем закончить его как раз к этой памятной дате. Престол храма освящен не архиерейским, а иерейским чином, и мы служим на антиминсе, но сама церковная служба проходит традиционно, как и во всех православных храмах. Преподобный был при жизни очень скромным человеком, и поэтому мы отмечаем его память сугубо церковно, хотя, конечно, в следующем году, по случаю знаменательного юбилея мы намерены провести торжества более широко", – заключил архимандрит Назарий.
3 апреля 2008г.
Русская линия
(http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=176282)

СВЯТО - ТРОИЦКАЯ  АЛЕКСАНДРО - НЕВСКАЯ  ЛАВРА
( http://www.lavra.spb.ru/r_ind.html )

ФОТОГАЛЕРЕЯ - ЛАВРА
( http://www.lavra.spb.ru/r_foto.html )



* * *

СВЯТО - ТРОИЦКАЯ  АЛЕКСАНДРО - НЕВСКАЯ  ЛАВРА

Зима. 2009год.




СВЯТО - ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО - НЕВСКАЯ ЛАВРА СВЯТО - ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО - НЕВСКАЯ ЛАВРА


СВЯТО - ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО - НЕВСКАЯ ЛАВРА СВЯТО - ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО - НЕВСКАЯ ЛАВРА


СВЯТО - ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО - НЕВСКАЯ ЛАВРА СВЯТО - ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО - НЕВСКАЯ ЛАВРА


СВЯТО - ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО - НЕВСКАЯ ЛАВРА СВЯТО - ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО - НЕВСКАЯ ЛАВРА



СВЯТО - ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО - НЕВСКАЯ ЛАВРА

СВЯТО - ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО - НЕВСКАЯ ЛАВРА

СВЯТО - ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО - НЕВСКАЯ ЛАВРА

СВЯТО - ТРОИЦКАЯ АЛЕКСАНДРО - НЕВСКАЯ ЛАВРА

ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ И СЕМИНАРИЯ

ДУХОВНАЯ   АКАДЕМИЯ   И   СЕМИНАРИЯ
СВЯТОЙ АПОСТОЛЕ ИОАННЕ БОГОСЛОВЕ, МОЛИ БОГА О НАС...

СВЯТОЙ  АПОСТОЛЕ  ИОАННЕ  БОГОСЛОВЕ,
МОЛИ  БОГА  О  НАС !
фото - Т.Чуслова




* * *

Наши предприниматели должны брать пример с преподобного Серафима Вырицкого"

В Петербурге прошла конференция "Православное предпринимательство: пути развития и консолидации. Особенности периода кризиса"


3 апреля 2009г, в День памяти покровителя русских предпринимателей – преподобного Серафима Вырицкого, на базе Святодуховского центра Александро-Невской Лавры прошла Международная научно-практическая конференция "Православное предпринимательство: пути развития и консолидации. Особенности периода кризиса". Мероприятие провели Санкт-Петербургская общественная организация Собор православной интеллигенции, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Деловое сообщество "ДелоРус", при содействии Санкт-Петербургской духовной академии, Государственного университета технологии и дизайна и института машиностроения, НИИ комплексных социальных исследований, Межвузовского центра гуманитарного образования по религиоведению, журнала "Родная Ладога".

Конференция открылась молебном, который отслужил известный священник, руководительИерей Алексий Мороз служит молебен на конференции епархиального амбулаторно-консультационного центра "Воскресение", член Союза писателей России, заместитель председателя Собора православной интеллигенции иерей Алексий Мороз. После молитвы отец Алексий поприветствовал участников конференции от имени Русской Православной Церкви, Собора православной интеллигенции и Союза писателей России. Затем он зачитал приветственное послание сопредседателя Собора православной интеллигенции архиепископа Курганского и Шадринского Константина.

"Сердечно приветствую всех вас собравшихся в день памяти покровителя предпринимателей преподобного Серафима Вырицкого на международной конференции, чтобы совместно в духе братского взаимопонимания обсудить острую тему нынешнего кризиса и путей его преодоления. Мы вступили в непростой 2009 год, разразившийся финансово-экономический кризис принес новые испытания каждому человеку не только в нашей стране, но и во всем мире. Рухнула глобальная финансово-экономическая башня, как когда-то на заре городской цивилизации – Вавилонская башня. Строители этой башни высотой до небес тоже рассматривали ее как горделивый вызов Богу: сделаем себе имя. Любой кризис – это повод остановиться и посмотреть, что происходит, где ты находишься, куда ты устремлен. Бог ставит людей в этот тупик, чтобы, отрезвившись от гордости и самомнения, они начали искать выход из сложившейся ситуации", – отмечается в архипастырском послании.

Когда-то, в так называемые лихие 1990-е, мы уже пережили политический, экономический, социальный и нравственный кризис, вызванный распадом страны. Эти годы стали испытанием не только на физическую выживаемость, но и на нравственную прочность людей. Для многих они определили мировоззрение: либо жить во лжи и насилии, любо во Христе в свете Истины. Сегодняшний кризис не столь страшен для нашей страны как предыдущий, ибо он навязан нашей стране извне, но он снова станет испытанием на прочность духа. Однако я уверен, что мы сумеем преодолеть этот кризис с достоинством. Очень отрадно, что ваша конференция созвана на столь высоком и представительном уровне, призвана совместно с представителями предпринимательства, науки, Церкви обсудить острые проблемы, стоящие перед сегодняшним мировым сообществом. Призываю Божие благословение на организаторов, участников и гостей конференции", – говорится в послании архиепископа Константина.

Далее отец Алексий рассказал о смысле православного предпринимательства. "Православное предпринимательство – это служение Богу и людям в этом мире. Великий представитель православного предпринимательства преподобный Серафим Вырицкий, память которого мы сегодня совершаем, был миллионером, одним из самых богатых людей России, и одновременно он занимался благотворительностью, строил богадельни и храмы. Благодаря его трудовой деятельности, а он был занят трудами буквально день и ночь, благоденствовало много людей. Поэтому всякий человек, занимающийся предпринимательством, должен думать, прежде всего, о том, чтобы его труд и его дело принесло обществу и людям пользу. Таков должен быть критерий деятельности предпринимателя. По сути, это золотое правило Христианства: не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе, а наоборот, делай другому то, что хочешь, чтобы делали тебе. Предприниматель, который ориентируется на это правило, будет работать на благо общества", – отметил священник.

"Есть еще один важный момент, который мне хотелось бы отметить. На сегодняшний день в головах многих предпринимателей сложилось хищническое отношение, характерное для дикого капитализма, к предпринимательству и прибыли. Прибыль любой ценой – вот их девиз. Такие предприниматели уповают на удачу. Они действуют, как пропагандируют американские вестерны: был голый, нашел доллар, вложил его в бизнес и стал миллионером. Ориентировка на удачу и желание извлекать прибыль любым путем создают крайне тяжелую атмосферу в области бизнеса, приводят, к крушению многих предприятий, к разорению многих людей, и к их моральному и даже физическому уничтожению. Такие установки зародились в 90-х годах из-за того, что русский человек потерял свою культурно-историческую преемственность, были потеряны духовно-этические основы бизнеса, а православное предпринимательство вообще оказалось под запретом как нечто противное и нехорошее. Когда пала советская власть и у людей появилась возможность заниматься православным предпринимательством, то они просто не знали, как вести дело по-православному. Поэтому люди стали копировать опыт американского общества, причем взяли от него все самое худшее, что только могло быть. К сожалению, до сегодняшнего дня идея легкой и быстрой наживы любым путем, а также безумная идея сверхпотребления свойственны многим предпринимателям. Многие разоряются потому, что живут не по средствам, ездят на Канары, покупают яхты, дорогущие машины, роскошные квартиры, берут огромные кредиты, и даже не думают, как будут их отдавать. Во всех своих делах они надеются на удачу. Надежда на удачу приводит к разорению, из-за чего многие даже кончают жизнь самоубийством. Но если бы у таких предпринимателей была правильная духовная установка на бизнес как на делание с пользой для людей и общества, этого бы не случилось. Важно также правильно понимать, что такое добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это то, что вкладывает человек в продукт, который он продает другому человеку. Он должен вложить свои интеллектуальные усилия по улучшению этого продукта. То есть добавленная стоимость – это результат интеллектуальных, организационных усилий, вложенных в продукт. За это человек может получить деньги. Когда же добавленная стоимость не создается, а человек просто перепродает дороже то, что купил дешевле, это называется спекуляцией, которая гибельная по самой своей сути и своему назначению. Это также ведет к разорению. Недержание слова, обман клиентов, обман своих конкурентов – это тоже безумие. Согласно православной этике, обман вообще недопустим. Русские купцы, давая слово, готовы были скорее умереть, чем его нарушить. Такая установка должна возвратиться в наш бизнес. Разруху в головах предпринимателей, которая возникла в результате потери культурно-исторического наследия, в результате привития нам дикого капитализма, надо преодолевать, и тогда было исправляться и общество, и люди. Тогда пройдет и кризис, который был порожден, в том числе, и таким отношением к предпринимательству. Я вижу множество людей, которые разорились потому, что жили не по средствам, из-за безумного потребления, из-за желания схватить и нажиться, из-за упования на удачу. Для большинства людей такое поведение, продиктованное американскими вестернами, послужило одной из безусловных причин кризиса. Те же, которые трудились честно, выживают и развиваются дальше. Безусловно, во многом кризис спровоцирован разрухой в головах людей, который, естественно, неизбежно приводит и к внешнему кризису, в том числе, и к экономическому и финансовому. Я думаю, что пришло уже время для усвоения принципов православного предпринимательства потому, что та безысходность и темнота, в которую завело такое ведение бизнеса, заставляют многих людей задуматься и обернуться к Православию. Крайне важно, что человек не просто называл себя православным, а чтобы он вел и свой бизнес по-православному, руководствуясь духовными и этическими принципами Православия", – считает священник.

В свою очередь, ведущий конференции, заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного института машиностроения, доктор экономических наук, профессор, член Исполнительного Совета Собора православной интеллигенции Валерий Андреев считает, что "характерной чертой православного предпринимателя является четкое признание того, что не он является собственником своего предприятия, а лишь распорядителем чужого имущества. Его задача распоряжаться этим имуществом так, как ждет от него Господь. Такое понимание собственности характерно только для Православия, даже в католичестве его нет. Из такого понимания собственности следует восприятия предпринимательства как служения, наподобие служения монашеского, священнического, врачебного, воинского. Православный предприниматель свое дело воспринимает как служение. Ту часть прибыли, которую он не пускает в дело, он тратит на дела любви, на благотворительность, а не на свое личное потребление. Православный предприниматель ограничивает свое личное потребление, он строит не яхты, а храмы". "Понятие "бизнес" – это не просто иностранное слово. Это понятие чуждо русскому человеку. Бизнес направлен только на извлечение прибыли, он основан на корысти. На Руси материальный стимул никогда не был силен. Желание быть богатым не может быть стимулом для русского человека. Русского человека стимулирует интересная работа, возможность делать добро, возможность порадеть за Родину. Православный русский человек проникнут идеей служения. Если дело интересное и хорошее, но маловыгодное, человек будет охотно им заниматься, напротив, выгодное, но сомнительное с нравственной точки зрения дело может и не привлечь русского человека. Принципы православного предпринимательства близки нашему человеку своей системой мотивацией. Эти принципы заложены в русском человеке даже вне общения, на подсознательном уровне", – уверяет ученый.

С приветственным словом к участникам конференции выступил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Евгений Марченко. "Время проведения конференции выбрано очень правильно. Сегодня день памяти покровителя предпринимательства преподобного Серафима Вырицкого, который был одним из крупнейших предпринимателей России. Несомненно, все наши предприниматели должны брать пример с преподобного Серафима Вырицкого. Конференция проходит в период кризиса, притом глобального кризиса, который коснулся не только нашей страны, но и всего мирового сообщества. Скажу откровенно, что православных людей в российском крупном бизнесе я не встречал, а среди олигархов вообще нет православных людей. Но много православных людей в сфере малого и среднего бизнеса. В развитых странах, в том числе и в США, 90% ВВП производит малый и средний бизнес, и только 10% – транснациональные корпорации и крупные компании. В России, к сожалению, все наоборот: 90% ВВП дает нефтегазовый комплекс и 10% или, может быть, еще меньше малый и средний бизнес. Поэтому если мы хотим благополучно и быстро выйти из этого кризиса, все силы должны быть направлены на развитие малого и среднего бизнеса. Правительство сейчас всеми возможными способами пытается стимулировать предпринимательскую инициативу у населения, конечно, этим надо было заниматься еще вчера, а не сегодня и завтра. Наша конференция должна разработать идеологию, которая поспособствовала бы власти в развитии этого направления. Мы прекрасно понимает, что любое дело без идеологии ни к чему хорошему не приводит", – заключил петербургский депутат Евгений Марченко.

Заведующий отделом по связям с внецерковными организациями Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Сергей Шаров объяснил корреспонденту РЛ, почему конференция посвящена преподобному Серафиму Вырицкому. "Апостол Павел пишет: подражайте мне, как я Христу. Человек нуждается в образе для подражания, человек учится на примере подражания кому-то. Даже взрослый человек, а не только молодежь нуждается в примере для подражания. Разумеется, молодежь вообще хорошо воспитывается на примере. Правительство тоже озабочено созданием таких символов. Александр Невский недавно стал символом России и образцом для подражания молодежи. Необходимо в связи с этим думать об образце для подражания предпринимателей. Если рассматривать какие-то образцы, которые можно было бы предложить на конкурс "Имя предпринимателя", то, несомненно, имя преподобного Серафима Вырицкого вышло бы на первое место в этом конкурсе. Серафим Вырицкий был успешный предпринимателем, который не получил состояния по наследству, а что называется "сделал себя сам". Но мы то понимаем, что на самом деле с помощью Божией. Он развил свое дело с нуля, в последствие он имел крупную торговую сеть в различных регионах России, и в странах Европы. Он заботился о своей семье, о родителях. Для него важна была эта забота. Он показал пример того, как надо развивать свое дело. Кроме того, он является образцом духовного совершенствования, он прошел монашеский путь, свои таланты посвятил на благо Церкви. Он достиг в своем духовном развитии вершин, став духовником Александро-Невской лавры. Поэтому он является еще и образцом для подражания духовного развития. Он является сильным святым покровителем. Он показал своей жизнью, что человек может быть и успешным предпринимателем и избранником Божиим одновременно. Именно поэтому такой образец для подражания востребован нашими современными предпринимателями", – полагает Сергей Шаров.

После приветствий началась рабочая часть конференции. Ученые, предприниматели, общественные деятели выступили с докладами, которые будут опубликованы .

Русская линия.     Александр Тимофеев
http://www.rusk.ru/st.php?idar=105684


Перед конференцией была отслужена Литургия в храме Серафима Вырицкого Александро-Невской Лавры



* * *



Старецъ  соборный

  Светлой  памяти прадеда
посвящается

Самые родные и милые нам слова – мать, отец, отечество... Они как бы корень наш, самые самые.

Вот и духовное родство, как и кровное сродно этому корню: отец, дедушка – отец отцов, владыка, так зовут облеченных духовным наставничеством, родных по духу, православных священников и епископов. Не случайно и посох – опора на Духа Святаго и символ водительства.

Но совсем особое место занимает старец – скорее понятие, чем слово. Стоит оно особо, торжественно и даже таинственно перед нами, как вековой дуб – символ мудрости и святости с древних времен.

С одной стороны старец – дань опыту жизненному, но более духовному, веденью. Ведь издревль почитали у нас старых в возрасте, умудренных опытом, вне зависимости от достатка имущественного стояло это уважение к мудрости. Но именно мудрость и духовную высоту, зрелость почитали в них, прозорливость и способность подняться над ежедневной суетой и видеть многое, иначе не видимое. Старец – это скорее качество, свойство, нежели возраст в котором обретается оно. Даже и не возраст более. Старец – это общее, безусловное признание особого, Богом данного качества души, в росте духовном взлелеянной.

Старец, по Воле Божией, ведает многим нами неосязаемым, видя вперед и в ширь, как бы над временем паря в высотах духа. Поэтому особо почетаемо это качество, скорее как исключение, чем правило среди людей и в нашем отечестве , и у других народов.

Старец – как одинокий дуб, из далека виден и не спутаешь его с другим. Под его сенью сразу спокойно тебе на душе и мирно духу твоему становится. Поэтому и тянутся души наши к старцу. И за советом в трудных для нас жизненных ситуациях, и просто так – прислониться к духу высокому. Ощутить защиту его мощи и силы, почувствовать себя хоть ненадолго уверенней у его ног.

И хоть духом старец крепок более нас, телом это не обязательно богатырь, скорее даже в другом особенность – в доброте искренней и отзывчивости. Видит мудростью своею старец все в нас и слова не нужны в общении с ним – и без слов все ясно ему, а и наша душа становится в эти минуты созвучна ему, внемлет и понимает несказываемое. Чудо Божие открывается нам. И особый свет, свет как духовный, так и явленный излучает старец вокруг.

Не случайно более у нас старцы истинные – святые, сиреч свет излучающие в мир наш, в души наши, а и видимо. Многие это замечали.

Старец, как отец и мать, степень родства - родства духовного. Родства для всех и каждого, достойного и не очень. Каждому в равной степени открыто сердце старца. Это родство вселенское, от Творца идет.

Мил в общении мудрый старец, а и строг иногда, но по-отечески, по доброму, деликатно и ласково, чтобы не обидеть и не спугнуть пугливую птицу нашей открытости, откровенности. Без нее и не будет встречи с духом старца – духовного наставника.

А ведь в старцы, духовные наставники, избирали в монастырях как раз и не по возрасту телесному, а по возрасту духовному, по зрелости духа. Опытны были в этом всегда наши предки, не ошибались.

Под сенью старцев выросло и было духовно вскормлено (какое точное слово !) множество людей – столпов Отечества. Многие колебания и сомнения были разрешаемы старцами по милости Божией. Ведь только на Него опирались они, ведали, знали, а не от себя лишь. Упаси Боже от такой лукавой гордыни ! Наискромнейшими и наинижайшими были всегда старцы. Потому, что в отличие от нас, не совсем зрелых, под Богом ходили, связь с Ним не теряли и грехи свои видели ( что с нами уже редко случается...).

Тянутся люди к доброму, тянутся люди к мудрому, к тому – кто может опорой быть, кого ты по праву выше себя ставишь. И не нужны тут ни звания, ни другая земная суета... Все ясно, чисто и просто – как и все в творении Божием.

Вот таким старцем (кстати в весьма ранних годах) и был в Свято – Троицкой Александро-Невской лавре, в Санкт-Петербурге ее духовник-наставник монахов и епископов, опора мечущихся в невзгодах и хаосе жизни мирян, старец Серафим Вырицкий, иеросхимонах, прошедший долгий и славный путь от ярославского мальчика через богатого купца к безсеребреннику и старцу Отечества, опоре всех страждущих.

Отче Серафиме, моли Бога о нас, грешных !

В.Н.
сентьбрь 2006г.

Православное сердце столицы Российской Империи

    Паломничество по Санкт-Петербургу


... После приобщения к святыням Троицкого собора Лавры, выйдя на его паперть, мы направим наши стопы по дороге через новое "красноармейское кладбище" к большому митрополичьему корпусу. И вспомним об особо напряженном моменте в жизни православного сердца России, - периоде революционного брожения.

В это время в стенах Лавры подвизался в будущем на всю Россию известный старец - прп. Серафим Вырицкий. Если вы приедете в Лавру в составе паломнической группы, то вам обязательно покажут келью, в которой жил в монастыре Преподобный.

В Лавру до ее закрытия стекались тысячи паломников со своим горем, в поисках утешения. Старцем-утешителем для них уже в это время становится отец Варнава (первое монашеское имя будущего старца серафима). В Лавре иеродьякона Варнаву поставили на послушание заведующего кладбищенской конторой. Погребения, отпевания, панихиды, заказные богослужения, расчеты с плачущими заказчиками... Горе народное обступает будущего старца-утешителя и не отпустит его уже до конца его дней. В 1921 году иеромонах Варнава получил новое послушание - главного свечника Лавры. Но, уже в это время по-настоящему главным становится духовническое служение.

Варнава - в переводе дитя милости, сын утешения, - и смиренный лаврский инок воистину оправдывал это имя. Для многих верующих, терпящих страшные лишения в годы революционного террора, он стал источником жизненных сил, для терпеливого перенесения всего, выпавшего на их долю. При этом отец Варнава не был строгим нравоучителем, он просто жалел народ и никого не осуждал. Он не был "борцом за православие", он просто жил православно и вокруг него по слову его будущего монашеского покровителя - преп. Серафима Саровского "спасались тысячи". И потому, именно его, после того как по постановлению Поместного Собора 1917-1918 гг. было необходимо при каждом монастыре иметь избранного настоятелем и братией духовника - старца, выбрали на это служение. При постриге в великую схиму был наречен иеромонах Варнава Серафимом и он стал, так же как и его небесный покровитель "народным духовником" - старцем не только для братии монастыря, но и для всех, "требующих помощи и заступления". Келья старца Серафима в Александро-Невской Лавре сохранилась, и сейчас можно войти под ее тихие своды и взмолиться великому печальнику земли русской...

Сбылось бывшее Василию Николаевичу Муравьеву в 1907 году сонное видение, о котором он помнил всю жизнь: "Виделось мне, будто иду я на богомолье в Никольский монастырь, что близ моей родины в Гороховецком уезде. Во сне дорога показалась мне незнакомою, и я блуждал по лесу. Вдруг вижу: впереди меня идет старец с сумой за плечами и в руках топорик. Поравнявшись со старцем, я спросил у него, как пройти в Никольский монастырь Старец сказал: "Пойдем, проведу тебя, я туда же иду". Вглядываясь в своего спутника, я признал в нем отца Серафима и сам спросил его: "Батюшка, вы будете отец Серафим?" "Да, я Серафим", - ответил мне старец и мы продолжали свой путь по лесу. Отец Серафим остановился подле попавшегося нам большого пня и сел на него, положив около ног суму и топорик. Сел рядом с ним и я. Вдруг с другой стороны от меня неожиданно явился батюшка Варнава и сел подле меня так, что я оказался среди обоих старцев, которые были очень радостны, облобызались между собою и стали что-то говорить. Но что они говорили между собой, я не мог понять и проснулся". То, чем был прп. Серафим Саровский для страждущего люда в начале ХIХ столетия, а старец Варнава Гефсиманский на исходе ХIХ и в самом начале ХХ столетия, тем станет старец Серафим - духовник Александро-Невской Лавры, а потом Вырицкий чудотворец на протяжении почти полувека в трагическом средоточии ХХ столетия.

Время это уже традиционно называют Русской Голгофой - тысячи новомучеников российских взошли к Престолу Божию в эти годы. Старца Серафима Господь отвел от прямого мученичества, но исповедником он был на протяжении 20 лет. В Лавре ему приходилось исповедовать народ часами, пол там каменный, а отопления не было, даже иней на стенах держался. Были случаи, когда без перерыва приходилось принимать людей на исповедь целый день. И ноги отказались служить отцу Серафиму. На 20 лет он оказался прикованным к постели.

Старец предвидел будущий мученический конец насельников Лавры и многих ее посетителей. "Ныне пришло время покаяния и исповедничества, - говорил он, - Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: "Терпением вашим спасайте души ваша" (Лк. 21,19). Нам же остается только уповать на Бога и умолять Его о прощении. Будем помнить, что Бог есть Любовь" (1Ин,4,16) и надеяться на Его неизреченное милосердие". Многим в ту пору советовал батюшка обращаться молитве Иисусовой: "Непрестанная молитва покаяния есть лучшее средство единения духа человеческого с Духом Божиим. В то же время она есть меч духовный, истребляющий всякий грех". Старец предвидел усиление открытых гонений, когда вся Россия превратится в единый концентрационный лагерь, и умная молитва Иисусова, которой не забывали его чада, будет добрым средством спасения души, оказавшейся в условиях государства, объявившего войну Самому Господу Богу".

Старец не хотел покидать Лавру, желая разделить страдания с братией, но Господь берег его для утешения тысяч страждущих в годы террора и войны. Летом 1930 года отца Серафима по настоянию врачей и с благословения его духовного друга и будущего новомученика - митрополита Серафима (Чичагова) вывезли из города святого апостола Петра. Поселился он в дачном поселке Вырица, вместе с ним по благословению владыки Серафима отправились схимонахиня Серафима (в миру - Ольга Ивановна Муравьева, бывшая супруга старца) и их двенадцатилетняя внучка Маргарита. Уход и забота о здоровье батюшки стали главным их послушанием на долгие годы...


...В настоящее время Александро-Невская Лавра, ее наместник - архимандрит Назарий (Лавриненко) стремятся к возрождению традиций славной обители. Братию составляет в основном "ученое монашество" - учащиеся и преподаватели Духовных школ. Общее число братии 21 человек, из них 1 архимандрит, 2 игумена, 8 иеромонахов, 6 иеродьяконов, 2 монаха, 3 послушника. У Лавры есть свой просветительский центр, в котором постоянно проходят творческие встречи, вечера духовной музыки и авторской песни. Есть своя паломническая служба, которая на высоком профессиональном уровне проводит занятиями с экскурсоводами города. На территории Лавры постоянно проходят общегородские православные выставки. Работают "Педагогические курсы", Молодежный отдел Епархии, издательский отдел, большой книжный магазин.

У Лавры есть и своя гостиница, которая гостеприимно за очень небольшую плату принимает паломников, приехавших поклониться святыням города на Неве.


Адрес Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры: 197163 СПБ, наб. реки Монастырки, д.1. Наместник монастыря архимандрит Назарий (Лавриненко) тел. (812) 277-58-54

Богослужения ежедневно в 7 и 10 утра и 17 часов вечера.
Людмила Ильюнина
Русская линия, 26.04.2005 г.(отрывок)
( http://www.rusk.ru/st.php?idar=103189 )




( Православная энциклопедия )






© 2005-2012  serafim.com.ru.
Все права защищены



Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100