прп. Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим, Вырицкий чудотворец



Поддержите сайт! (пожертвование)

Корни семьи Муравьевых

Ярославская губерния

Во  Славу   Божию,
во имя  преп. Серафима Вырицкого!




ЯРОСЛАВЛЬ


    Ярославская, Рыбинская земля,  Родина двух всенародно почитаемых святых - преподобного Серафима Вырицкого и праведного воина Феодора Ушакова.

* * *

3 апреля 2009года
исполнилось 60 лет со дня кончины
 прп.Серафима Вырицкого(+03.04.1949г).



* * *




Герб Ярославской области

  Герб Ярославской области, принятый 27 февраля 2001 года. В золотом щите — черного медведь, держащий левой лапой на левом плече серебряную секиру с червленым (красным) древком. Щит венчает ярославская княжеская шапка, соответствующая описанию 1730 года.




Ярославль готовится к тысячелетию



    Ярославль — один из старейших городов Северо-Восточной Руси. Он был построен на месте слияния рек Волги и Которосли, согласно преданию, в 1010 году, хотя первое упоминание о нем в летописях появилось на 60 лет позже. Основатель города — великий князь киевский Ярослав Мудрый, сын Владимира Святого.
     Город был возведен на месте языческого поселения Медвежий Угол. Медведь всегда оставался символом Ярославля. На гербе города, утвержденном в 1778 году, изображен «в серебряном щите медведь, стоячи держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке», как говорилось в указе.
    Древние стены Ярославля видели приезд Ивана Грозного, Михаила Федоровича Романова, Петра Первого.
    Город был разрушен во время татаро-монгольского нашествия, а затем снова возродился. Сейчас (спустя столетия) он сохраняет особую атмосферу древности, которой искренне гордятся его жители.
Ярославские дружины воевали за Русь еще на Куликовом поле, несколько веков спустя потомки тех ратников шли на передовую Великой Отечественной. Сама история страны неразрывно связана с судьбой этого города.

    Президент РФ Дмитрий Медведев возглавит оргкомитет по подготовке к празднованию тысячелетия города Ярославля в 2010 году.

* * * 




Герб Ярославской губернии

  Герб Ярославской губернии был утвержден 8 декабря 1856 года. В серебряном поле черный, идущий на задних лапах, медведь, который держит в левой лапе золотую секиру. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными андреевскою лентою.



История

  Ранняя история Ярославщины тесно связана со становлением Ярославля как укрепления, созданного в 1010 для охраны пути от Волги к Ростову. До 10-11 вв. эти земли были населены финно-угорскими племенами, которые позднее были ассимилированы пришедшими с юга и запада славянами. Долгое время земли вокруг Ярославля входили в состав Владимиро-Суздальского княжества, а после его распада вошли в состав Ростовского княжества. В 1218 сыновья князя Константина Всеволодовича разделили Ростовское княжество, и Ярославское княжество получило самостоятельность. Опустошительный урон ярославским городам и селениям нанесло монголо-татарское нашествие. В 1296 в Ярославле вокняжился смоленский князь Федор Ростиславич, который стал родоначальником новой династии ярославских князей. В 14-15 вв. Ярославское княжество фактически распалось на уделы, и попало под сильное влияние Московского княжества. С начала 15 в. ярославские уделы постепенно стали уходить под власть Москвы, и в 1463 Ярославское княжество полностью утратило независимость.

  В период Смутного времени Ярославщина стала одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. В 17 в. здесь сложилась оригинальная местная школа зодчества и монументальной живописи. В 1719, в ходе петровских реформ была образована Ярославская провинция (с 1727 в составе Московской губернии). При Екатерине Великой она была преобразована в Ярославское наместничество (1777), а в 1796 — в Ярославскую губернию. В 19 в. в городах Ярославской губернии бурно развивалась текстильная промышленность. Во время Гражданской войны, в июле 1918 здесь вспыхнул Ярославский мятеж, подавленный Красной Армией. В годы первых пятилеток в Ярославле и Рыбинске были построены крупные машиностроительные и нефтехимические предприятия.
http://www.yaroslavlobl.ru/his/


По тропам Руси уходящей.

Собрались брёвнышки семьёй
Годами слушать сказки печи,
Дыханьем труб кадить покой
И провожать молитвой вечер.

Так святость дома берегли:
Сердца святили жизнью с Богом,
Теперь молитвы старины
Хранят медвежьи тишь - берлоги.

Леса сомкнули пустоту,
Полынь советского разбоя,
Свернули тропы в дом, к Отцу –
Уходит Русь служивым строем.

Витает деревенек дух
И посох – меч в руках скитальцев
Калики раздирают глушь
И нежити - паучьи пяльцы.
До колыбели Серафима*
Соборно высветим тропу.
Так души жаждою водимы –
Найти истоков глубину.

Чтоб память до последней церкви
По тропам святости прошла,
И дух писал для душ конверты,
А в них водитель – жития.



*Святой преподобный Серафим Вырицкий
родился 31 марта 1866 г. в деревне Вахромеево
Ярославской губернии. Сейчас деревня нежилая
и непроходима для паломничества.





Спасибо за праведную Россию: она в тени, но держит, как Атлант, всех нас ...
Алла Вериго
31.08.2007.
(http://www.stihi.ru/author.html?verigoalla)

герб Рыбинска

Рыбинск
Герб Рыбинска, старый
Герб (1778г.)

Рыбинск


   Исторически город возник на правом берегу реки Волги при впадении в нее реки Черемухи. Острый мыс между реками Волга и Черемуха называется Стрелка.

   В прошлом город Рыбинск можно с полным правом назвать купеческим городом.
Какой бы вид человеческой деятельности ни взять, в Рыбинске мы всюду будем
встречаться с именами купцов. Славен был рыбой и хлебом.

   Рыбинск дал Родине многих именитых  граждан, тружеников и защитников Отечества.

   Музей-заповедник - одна из достопримечательностей старинного волжского города Рыбинска.- (http://www.rybmuseum.org/)
Рыбинск в современных и старинных фотографиях - (http://www.virtualtravel.ru/user/3778/index.phtml?wid=3094&tips=12)



Деревня  Вахрамеево   -   малая  Родина   прп.Серафима Вырицкого


    ...Родители прп.Серафима Вырицкого(в миру Василия Николаевича Муравьева),- Николай Иванович и Хиония Алимпиевна Муравьевы, были крестьянами деревни Вахрамеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии, прихода Спас-на-Ухре. При крещении, 1 апреля 1866 г., младенец был назван Василием - в честь прп. Василия Нового, исповедника... Восприемниками при крещении были  - Арефинской волости, дер.Вахрамеево крестьянин Егор Акимович и крестьянская девица Александра Егоровна.


Вахромеево 1857г.

Карта 1857 года - внизу  деревня  Вахрамеево,
 Родина прп.Серафима Вырицкого (Муравьева В.Н.).

(Для увеличения карт - жмите на карту)

Карта - Вахромеево
Современная карта
- на ней уже только урочище Вахрамеево.

Арефино - спутниковое фото
Родина прп.Серафима Вырицкого,
ориентир - в верхней части  Арефино,
Вахрамеево примерно в центре.
Ананьино
ориентир - справа Ананьино,
Вахрамеево левее, в центре

( карты любезно предоставил Александр Геннадьевич Пенкин )


Карта - д.Вахромеево

Старинная карта  окресностей  д.Вахрамеево, Ярославской губ.
для увеличения - жмите на изображение карты
Карта - Окресности д.Вахромеево


Смотрите фильм о воздвижении поклонного Креста на месте родного дома
семьи Муравьевых, в  Вахрамеево, где родился прп.Серафим Вырицкий :

"Крест.  Родина.  Преподобный Серафим Вырицкий"

Фильм  ТК Союз (2008-02-28) о паломничестве на родину прп. Серафима Вырицкого.

 Кадры из фильма "Крест" :

Крест Крест

Последний житель Вахрамеева (уже 40 лет как живет
 в Арефино) вспоминает как играл в прятки около дома Муравьевых... Вот здесь жили Матвеевы, Смирновы, Чернов...  а здесь - Муравьевы.  Да!   Здесь.
Вот и дерево тоже... живо еще.


Поклонный крест  из Вырицы-С-Пб  в  Вахрамеево,
в родных, ярославских, рыбинских  местах.
Воздвигнут в 2007 году  на месте рождения
Василия Муравьева, будущего старца Серафима.


Крест Крест

Помнят и чтят память и о родителях прп.Серафима Вырицкого(в миру Василия Николаевича Муравьева) - Николае Ивановиче и Хионии Алимпиевне Муравьевых.
Могила родителей у храма в Спас-на-Ухре.


С  хлебом и солью  встречает в Спас-на -Ухре
Александр Александрович Меньшиков своего соотечественника - Василия Муравьева, теперь
 уже как св. прп. Серафима Вырицкого.

Крест Крест
Великая радость на душе и гордость за землю свою, отеческую,
давшую многих достойных .
Домой, на Родину !
"Мы ярославские, рыбинские",
 - любил повторять  старец Серафим

Корень

    Вот он, корень рода моего, здесь!

    Отсюда пошел, и в ширь и в даль.

    Я там не был никогда. Хотя тянет. Но не довелось, пока.

Внимательно всматриваюсь в чужой рукой сделанные фотографии, виденное не моим глазом. 
И мысли устремляются в тот дивный уголок Отечества.

    Там когда-то текла спокойная жизнь предков моих, а наверное и бурные годины накатывались.
А сейчас - поле. Только поле, даже поляна в лесу. И имя-то осталось лишь на старых картах, и не живет там уже никто. Лишь единицы, уже в годах, могут припомнить детство свое в этой, и нашей деревне. Тогда еще живой, со своими заботами, радостями и крестьянским непрерывным трудом, ставшей лишь урочищем. Наверное из-за "неперспективности" (кто и как ее судьбу порешил, бездушно, того уж точно не припомнят), но и другие деревни, вблизи, тоже доживают тихо свой век. И уйдут в историю, вместе со своими, последними, самыми стойкими жителями. Дай Бог им долгие лета.

    Всматриваюсь в фотографии. Глаз  хочет найти что-либо приметное, различное, отличное. Зацепиться за что-нибудь хочет глаз, но увы. Лишь место на карте, со своими неповторимыми координатами в долготе и широте.

  А ведь когда-то, в незнайные мне времена, пришли сюда, за Волгу-матушку, на эту высотку. Поселились, отстроились, скотину-кормилицу пасли на тучных лугах. Землей кормились, поливая обильно ее потом своим, возделывая упорным трудом, с любовью.

    Но может и не приходили ни откуда, а жили там всегда, с незапамятных времен. Кто знает?

  Невзгоды судьбы, да войны и погромные сотрясения устоев жизни разогнали поселенцев, поубавили их число, до полного вымирания. Может кто из них и дал где, в отходе, новую жизнь, новый росток из родного семени. Но там, именно там, в почему-то, наверняка не случайно избранном, облюбованном месте - уже нет ни кого. Некому продолжить там жизнь. Ушли в историю.

    И одинокий поклонный крест, поставленный далекими современниками, стоит посреди поля в лесу, в урочище. Как на могиле.

    Лишь изредка бывают там люди, отдать поклон памяти тем, кто жил там, и отдал себя целиком и без остатка другим. И стяжал память о себе в благодарных, а и об этом, иначе забытом родном месте. Месте, откуда рос и развивался корень рода нашего, но усох там, вымерло. Лес, поле, и Крест.

    И память, память в сердце нашем, где бы мы не были теперь.

    Не может человек жить вот так,просто, без корня, не зная кто он и откуда, безродно.

   Отечество - это предметно, весьма. Это и места, милые тебе с детства, а и те, откуда твои предки, и те, где сейчас живешь - не чуждо.

   Отечество - то , что в сердце твоем.

  И нет ничего более естественного, чем потребность внутренняя, не из гордыни какой-то, а из вхождения в предметность знания своих корней, ощущения непрерывности из прошедших веков в настоящее. Из настоящего в будущее. Тут уж нельзя ничего ни выбросить, ни оборвать.

  Радуется сердце, видя эти далекие фотографии. И как-бы побывал там. И не чувствуешь те места чужими, свои. Наверное в гены память запала. О корнях. А без корня, и дерево не растет, не то что человек. Зачахнет иначе.

   Вот такой и мой корень, явственно ощущаемый из теперешнего далека. Там, за Волгой, на Ярославской земле, Рыбинской, в урочище Вахрамеево.

    И могу твердо сказать, как и говорил всегда прадед мой, Василий Муравьев, да, мы ярославские, рыбинские.

Хотя и большую часть своей жизни прожил он в Санкт-Петербурге. В отходниках. Вырос там духом, но из своего корня.

    Туда и наш корень перешел, теперь и там тоже, и не только.

    Да, мы ярославские, с Волги.   От туда, где Крест стоит, поклонный.

Светлая память и уважение всем предкам нашим, и землякам. Земной поклон родной земле, давшей жизнь роду нашему, уже ветвистому, древнему.

    Отечество - это предметно.

Его не выбирают.   Оно есть.
В.Н.
окт. 2008г.


Память. (наш поиск продолжается - пишите нам!)

- "Старец святой" - стихотворение Юлии Коротковой(17 лет), из Ярославской обл.
-
Часовня  в деревне Вахромеево была деревянная, которую затем перевезли в деревню Локтево, а оттуда – в Афремово, вспоминают спасские старожилы. Юные краеведы, под руководством Евгения Петровича Балагурова нашли ее(см. фото ниже). А и людная была деревня, где Муравьевы жили и трудились - 45 мужчин и 50 женщин, да и дети наверное... , а сейчас поле,  да  Крест на поле... и память наша.

- "По словам лесника - кореляка Михайлова, в 1945 году в Вахрамеево один дом оставался, тогда увозили последние дома из этих мест".- из статьи Л. Ивановой "Свет земли Ярославии", опубликованной в журнале "Ярославль Многоликий" № 3 2002. - найдено Мальцевой Н.Ю.

- В отчете Ярославского благотворительного общества в С.-Петербурге вы найдете сотни фамилий всех сословий, в т.ч.  Воскресенские, Вознесенские, Воронины, Кочешковы, Понизовкины и т.д. :
http://www.yar-genealogy.ru/fox/YarBlaObSPb-1907-01.pdf
http://www.yar-genealogy.ru/fox/YarBlaObSPb-1907-02.pdf
http://www.yar-genealogy.ru/fox/YarBlaObSPb-1907-03.pdf
(смотрите:Форум-ЯрИРО-КРАЕВЕДЕНИЕ-Краеведение.-Ярославская-земля
-http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=443) - найдено уважаемым Александром  Геннадьевичем.

Здесь, среди Действительных членов Общества, среди земляков(1907г) на стр 20
есть и Муравьев Василий Николаевич(прп. Серафим Вырицкий).
Василий Николаевич Муравьев с 1905 г.становится действительным
членом Ярославского благотворительного общества - одного из крупнейших в России
И он из ярославских ОТХОДНИКОВ был, после смерти отца, 10-летним мальчиком. Односельчанин, благочестивый и добрый человек, работавший старшим приказчиком в одной из лавок С.-Петербурга, пригласил Василия в столичный город на заработки.(Это непосредственно со слов старца Серафима!)
Вот какая была взаимовыручка у ярославских, в беде не оставляли! Потом, став богатым купцом, и В.Н.Муравьев постоянно всем помогал. Люди были стоящие!
 
- В 1890 году Василий Николаевич обвенчался с Ольгой Ивановной (1872 года рождения), которая происходила возможно из крестьянской семьи села Черемушки или Черемуха , так что они были знакомы с детства. Ольга с отроческих лет мечтала о монашеской жизни и однажды упросила родственников взять ее на богомолье в Иверской женский монастырь. В обители Ольга имела беседу со схимонахиней Пелагеей, определившую всю ее будущую жизнь. Старица благословила Ольгу жить в миру, выйти замуж за благочестивого мужчину и только после долгих лет семейной жизни, по обоюдному согласию, принять монашеский постриг. Достигнув 17 лет , Ольга вышла замуж за 24-летнего Василия Николаевича Муравьева.- (http://www.novodev.orthodoxy.ru/serafim-vyrizkiy.html)

нам пишут:

Уважаемый В.Н.!
Спасибо за информацию о родине Серафима Вырицкого.
Очень прошу: надо поправить неточности в материале.
Во-первых,юные краеведы г.Балагурова должны для уточнения исторических деталей обратиться в Арефинскую среднюю школу к учителю математики Козловой Ирине Дмитриевне.Она поможет найти живых источников информации.Во-вторых,мой источник информации - моя мама, в девичестве Тихонова Антонина Константиновна(работала в начальной школе д.Афремово в начале войны)сообщает,что часовни там не было.Деревянные часовни к 40-м годам уже исчезли,например,в Богдановке Тутаевского района.
К тому же автор статьи Л.И.Соколова(Русская линия.03.04.2006) допускает фактическую ошибку: в деревне Меринове обнаруживает помещичью усадьбу. Усадьба помещиков Небольсиных находилась долгие годы в д.Кобылино(там был парк,оранжерея,теплицы,вымощенный камнями спуск к реке Ухре,отопление,канализация). Деревни с лошадиными названиями вначале принадлежали князю Сергею Бутурлину.
Затем в Перечневой книге по Переписи 1710г в Боярышинской волости Пошехонского уезда(книга РГАДА ф.1029,оп.1Д.12520,л.129) за князь Сергеем княж Петровым сыном Долгоруковым числилась д.Вахрамеево."
За прапорщиком за Иваном Большим Михайловым сыном Денисьевым полсельца Кобылина в нем двор помещиков"(цитирую точно).Помещик не указан.Имение графа Дмитриева-Мамонова в Пошехонском,Рыбинском(Арефинском вотчинном владении),Романово-Борисоглебском уездах относятся к 1784-1861гг.
С уважением.
Анна Владимировна

Сердечно благодарим ВСЕХ за помощь и содействие по сбору и сохранению памяти о малой Родине прп.Серафима Вырицкого.

Будем благодарны за всякую помощь и Ваши труды.

С уважением,
В.Н.
 

Светлая память всем соотечественникам!

Отче Серафиме, моли Бога о нас и Отечестве нашем.




Vahpomeevo na karte

Дер.Вахрамеево  снова на карте!
(получено масштабным совмещением новой карты с картой 1857 года )
(Для увеличения карт - жмите на карту)

дер.Вахромеево - вид со спутника


Купание в реке детства Серафима Вырицкого

 
 
преподобный Серафим Вырицкий    24 июня 2007 года в Ярославской епархии по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, прошёл праздник, посвящённый преподобному Серафиму Вырицкому. Торжества прошли в деревне Вахрамеево (где родился Василий Муравьев - будущий прп. Серафим), Спас-Ухре и Орефино - местах, связанных с детскими годами святого. "Все знают и любят этого святого, особенно, у нас в Петербурге, в нашей епархии, но многие православные даже не подозревают, где же родился Серафим Вырицкий". "Теперь к Вырице прибавляется ещё одно святое место, связанное с именем преподобного Серафима".

    В день празднества владыка Кирилл возглавил Божественную литургию в храме пророка Ильи в Орефино. Это действующий храм, ближайший к тому месту, где родился Серафим Вырицкий. После этого был совершён Крестный ход из Орефино в Спас-Ухру (село на реке Ухра, в котором крестился Василий Муравьев, где погребены его родители, а также находятся родовые могилы). В храмах этого селения в детстве, по преданию, будучи ребенком, будущий подвижник помогал прислуживать в алтаре. "Можно сказать, что здесь началась его духовная молитвенная жизнь, Сейчас в этом селе живёт всего три человека. Храмы - один очень сильно разрушен, другой стоит в неплохом состоянии, но не действует. Владыка Кирилл ставит вопрос о том, чтобы возродить это место, основав здесь скит или пустынь".

    Что же касается самой деревни Вахрамеево, то сейчас она не жилая, дома разобраны, жители разъехались. Раньше это поселение тоже было небольшим - всего 10-12 домов. Но к счастью, удалось определить точное месторасположение дома Муравьёвых, где родился и вырос будущий старец Серафим, и на его месте в прошлом году был установлен памятный крест.

К празднику также были установлены 8 крестов вдоль дороги, ведущей на родину святого, которые помимо прочего исполняют функцию своего рода указателей, духовных маяков.

    В Спас-Ухре находится святой источник, в котором купался Василий Муравьёв, там же протекает речка, где в детстве наверное рыбачил и купался будущий старец. Паломники почтили память старца, его детский край, купаньем в этой реке. Купание в реке детства Серафима Вырицкого - тоже стало благодатной традицией.

    "День памяти преподобного Серафима приходится на 3 апреля, день рождения - на 13 апреля. Но эти числа почти всегда выпадают на Великий пост. К тому же, это - весна, распутится, и в эти места почти не доехать. Поэтому владыка Кирилл благословил избрать 24 июня - монашеский день Ангела старца Серафима, ведь он в монашестве был Варнавой, а на этот день приходится память апостолов Варнавы и Варфоломея. К тому же, это день Ангела и самой деревни Вахрамеево, где он родился, ведь Вахромей - это народное название имени Варфоломей. Таким образом, вот этот двойной день Ангела - селения Вахрамеево и старца Серафима, в монашестве Варнавы, подсказали день празднования".

    "Праздник открыл паломникам мир детства Серафима Вырицкого. И теперь нам трудно представить отца Серафима без знания этого края. Мы почувствовали его как человека. Он нам приоткрыл свой детский край и стал нам ближе, роднее".

Русская линия
"К Вырице прибавилось ещё одно святое место, связанное с именем преподобного"
(http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=172162)



На родине преподобного Серафима Вырицкого состоялась 

Божественная литургия под открытом небом



    24 июня 2006г., в канун дня Всех Святых, в земле Российской просиявших, на родине преподобного Серафима Вырицкого в селе Арефино Рыбинского района состоится Божественная литургия под открытом небом, передает пресс-служба Ярославской епархии.
    Почтить память святого в этот день приедут паломники из Санкт-Петербурга и других городов России. По окончанию Божественной литургии состоится Крестный ход до села Спас-Ухра, в храме которого был крещен преподобный, и где похоронены его родители. Сейчас эти места безжизненны, храмы разрушены, вместо дорог остались одни направления. В память преподобного Серафима Вырицкого на его родине паломники предполагают преодолеть около 10 километров по бездорожью и установить на месте разрушенных храмов Поклонные кресты.
    Преподобный Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) родился в апреле 1866 года в деревне Вахрамеево Рыбинского уезда Ярославской губернии в благочестивой крестьянской семье. Занятия торговлей, сделавшие его миллионером, не умалили ревности к Богу.

Русская линия ( http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=8631 )

    

Поклонные кресты 

на родине святого преподобного Серафима Вырицкого

       

    Установлены недавно  к 140-летию со Дня рождения святого, которое торжественно отмечал весной этого года весь православный мир.
    «Великий молитвенник и печальник земли Русской, преподобный и богоносный отец наш Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьёв) родился 31 марта (13 апреля по новому стилю) 1866 года, в деревне Вахрамеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. Уже 1 апреля 1866 года при  крещении он был наречён Василием в честь преподобного Василия Нового, исповедника. Родители мальчика, Николай Иванович и Хиония Алимпьевна Муравьёвы, были истинно верующими, богобоязненными людьми. В этом, несомненно, печать Промысла Божия – под Его особым попечением находился подвижник от первых дней до блаженной кончины» (из книги В.П. Филимонова «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа». САТИСЪ ДЕРЖАВА. С-Пб. 2005.)
    В походы по родным местам великого русского святого, неоднократно отправлялись воспитанники рыбинского Центра детского и юношеского туризма и экскурсий. Их руководителем, заведующим отделом краеведения ЦентраЕ.П. Балагуровым, составлена  схема окрестностей дер. Вахрамеево (она уже не существует: ликвидирована в 1960-е гг., в период кампании по укрупнению сёл и деревень): определён путь на место дер. Вахрамеево для паломников. В восьми его пунктах  недавно и были установлены поклонные кресты :

1. На повороте с шоссе «Рыбинск - Пошехонье» на Арефинскую дорогу;

2. На повороте с Арефинской дороги на село Ананьино;

3. На повороте с дороги на село Ананьино к селу Спас-Ухра (или Спас-на-Ухре);

4. На месте алтаря разрушенного Преображенского храма села Спас-Ухра: в нём был крещён будущий святой (деревня Вахрамеево относилась к приходу села Спасского на реке Ухре);

5. На могиле отца святого преподобного Серафима Вырицкого, Николая Ивановича, в селе Спас-Ухра;

6. У святого источника села Спас-Ухра;

7. В селе Ананьино, на повороте дороги на деревню Локтево;

8. В деревне Вахрамеево, на месте дома Муравьёвых.
 
(«Само название деревни происходит от имени Варфоломей. Известно, что на Руси селения называли обычно по первому поселенцу или владельцу, а также часто по престольному празднику храма или часовни. Память апостола Варфоломея приходится на 11/24 июня. Именно к этому дню – «именинам» деревни – по благословению высокопреосвященнейшего архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла было приурочено в 2006 г. празднование в честь 140-летия со дня рождения прп. Серафима Вырицкого на его родине. Этот праздник может стать традиционным торжеством».)

    Все кресты изготовлены в мастерских Санкт-Петербурга и Новгорода. Выполнены из дерева. На каждом, в средокрестиях, - небольшие иконописные изображения.
    По словам Евгения Балагурова, «…территориям, связанным с рождением святого преподобного Серафима Вырицкого, необходимо придать статус заповедных,  сохранить, чтобы новые стройки не их нарушили. И затем эти места потихоньку возрождать. Ведь Рыбинская земля – родина двух всенародно почитаемых святых: преподобного Серафима Вырицкого и праведного воина Феодора Ушакова. Сегодня в России им воздают почести: в августе этого года открыт кафедральный собор, возвёдённый в честь праведного воина Феодора Ушакова, в столице Мордовии; сейчас строится кафедральный собор в честь преподобного Серафима Вырицкого в Петербурге. Нам тоже надо делать всё возможное, чтобы места, связанные с этими святыми  людьми, максимально сохранить: они наше великое духовное достояние».
    24 июня текущего года на родину святого преподобного Серафима Вырицкого состоялся первый крестный ход: участвовали верующие из Рыбинска, Ярославля, Москвы, Череповца, Твери и других городов России. По словам организаторов, он станет традицией.

Подготовила Лиана Гаврилова
                                        ( http://anfas-news.ru/index.php?module=news&id=735#1803 )
Портал газеты"Анфас-Профиль" — Рыбинск
Выпуск №88(36), 14/09/2006 г


* * *
   
...Родители прп.Серафима Вырицкого(в миру Василия Николаевича Муравьева),- Николай Иванович и Хиония Алимпиевна Муравьевы, были крестьянами деревни Вахрамеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии, прихода Спас-на-Ухре. При крещении, 1 апреля 1866 г., младенец был назван Василием - в честь прп. Василия Нового, исповедника...

Prihod Spasa-na-Uhre

    из книги "Монастыри и храмы Ярославской епархии на 1908 г."
( документ любезно предоставил Александр Геннадьевич Пенкин ).

    Спасское на Ухре -. Преображенская, 1763, и Никольская‚ 1774.
Вторая исключительно на средства архимандрита Толгскаго монастыря Иринарха.
В приходе 39 деревень, душ 1011 и 1205.

... и Часовня в деревне Вахрамеево, что в шести  верстах от Спасское на Ухре, была деревянная,
 которую затем перевезли в деревню Локтево, а оттуда – в Афремово.
А и людная была деревня Вахрамеево, где Муравьевы жили и трудились - 45 мужчин и 50 женщин,
да и дети наверное... , а сейчас поле, да Крест на поле... и память наша.

Если имеется фото дер.Вахравеево - просьба прислать на наш сайт.

     НА РОДИНЕ



... Серафим Вырицкий особо почитаем в Питерских землях, однако и к нашему краю он имеет самое прямое отношение.
    Юные краеведы, под руководством Евгения Петровича Балагурова исследовали каждый уголок земли, где когда-то ступала нога будущего святого земли русской. Без внимания не остается даже самая незначительная информация, если она способна хотя бы немного воссоздать атмосферу того времени.
    В преддверии дня поминовения святого преподобного Серафима Вырицкого они выпустили небольшую брошюру – своеобразный путеводитель по земле Арефинской, Родине Василия Муравьева – с картами местности, планами деревни, фотографиями и чертежами исчезнувших Храмов. Материал собран буквально по крупицам и изложен в очень доступной форме.
А.Прокофьева
                                                                                     Выпуск №64(12), 30/03/2006 г
( http://anfas-news.ru/?module=news&id=509 )


 Благослови Господи благодатный труд их !

    Если  у Вас есть электронный или отсканированный вариант этого труда уважаемого Е.П.Балагурова и его юных помощников - просьба прислать на наш сайт, и мы с большой радостью поместим его на наших страничках (от создателей сайта ).





Лаборатория краеведения Рыбинского ЦДЮТЭ
руководитель Е.П.Балагуров

Краеведы

В качестве девиза для нашей команды
мы взяли строки нашего земляка
Льва Ошанина:

Ты русский?
Так припасть сумей
К стопам истории своей.
Из нынешнего далека
Вглядись в истлевшие века.
А если ты не русский гость,
Так просто знай - сиянье дня
Тебе коснуться довелось
Того, что свято для меня.

Юные краеведы, под руководством
Евгения Петровича Балагурова исследовали
каждый уголок земли, где когда-то ступала
нога будущего святого земли русской.
 "ЛАБОРАТОРИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ"
Рыбинского ЦДЮТЭ  (г. Рыбинск)
Адрес: 152901 г. Рыбинск, Ярославская область,
ул. Чкалова, д. 25, ЦДЮТЭ, "ЛАБОРАТОРИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ"
Телефон: 52-36-56

___________________________________________________________________________________
       
ВИЗИТКА  краеведческого объединения «Лаборатория краеведения»
Рыбинского Центра детского и юношеского туризма и экскурсий.
Руководитель  Балагуров Евгений Петрович - педагог дополнительного образования ЦДЮТЭ высшей категории, академик Московской Академии детского и юношеского туризма и экскурсий, почетный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

 
   Мы живем в историческом городе Рыбинске, в 1986 году Рыбинск включен в число исторических городов союзного значения. Рыбинск – это родина выдающихся земляков и уникальных памятников истории и культуры.
   Святой праведный воин адмирал Флота Российского Федор Ушаков и Святой преподобный Серафим Вырицкий - наши земляки.

Балагуров Е.П. и краеведы.
Это мы в нами созданном этнографическом музее.

Музей детского и юношеского краеведения и туризма.
г.Рыбинск, Ярославской обл.
Директор: Чистякова Людмила Алексеевна
Руководитель: Балагуров Евгений Петрович
Профиль: историко-этнографический
(http://www.edu.yar.ru/russian/tvorch/muzeums/kraeved/)
________________________________________________________________

Конкурсная работа: Презентация "Рыбинский край",
автор: Егоров Кирилл (руководитель Е.П.Балагуров),
абсолютное первое место в номинации 'Россия - познай и помоги'
(http://www.myrussia.orthodoxy.ru/russia/m-iar/rib/vizitka/index.htm)

(Для увеличения карт - жмите на изображение)

Кирилл Егоров - поиск Кирилл Егоров - поиск
Кадры из презентации 'Рыбинский край',

Кирилл Егоров - поиск Кирилл Егоров - поиск
Никольский храм (в Спас на Ухре),
 современное фото.
Часовня из  дер.Вахрамеево,
с родины прп.Серафима Вырицкого,
сохранилась в  д. Афремово

Nikolskij hram - Spass-Uhra Chasovnja iz Vahromeevo
Никольский храм.
Чертеж  Марии Чичириновой(г.Рыбинск)
Проект восстановления Часовни в д.Афремово
(ранее находившейся в дер. Вахрамеево)
Арх. В.Г.Семенов.



В гостях у своего земляка

Краеведы Ярославля
Поклонный крест в урочище Вахрамеево,
на месте дома Муравьёвых


   


    Село Спас­Ухра Рыбинского района небольшое: всего несколько домов и три постоянных жителя. В своё время достопримечательностью села были два приходских храма – Преображенский и Никольский. К сожалению, первый сохранился плохо, лишь северная стена храма даёт отдалённое представление о его внешнем облике. Никольская церковь в более хорошем состоянии, поражает размерами высокая ярусная колокольня, летняя церковь сохранила остатки пятиглавия и отдельные декоративные элементы. В одном из этих храмов был крещён Василий Николаевич Муравьёв, впоследствии – св. преп. Серафим Вырицкий.

    Село на живописном берегу Ухры уже несколько лет становится базовым лагерем для рыбинских школьников, отсюда начинаются походы с целью изучения окружающих территорий.

  Небольшое сельское кладбище стало последним приютом для воинов, которые в разное время верой и правдой служили Отечеству.

    Деятельность в лагере не ограничивалась изучением села и некрополя, ребята интересовались памятниками деревянного зодчества, историей местных храмов, дворянских усадеб, памятников природы.

  Особо запоминающимся для участников лагеря стал многокилометровый поход на малую родину прп.Серафима Вырицкого по лесным дорогам, на которых можно было увидеть следы зверей. Наградой за трудный переход стало фотографирование у креста, установленного на месте родного дома преподобного старца.

Тайны сельского погоста
"Северный край" Пятница, 17 августа 2007 (148) | Евгений БАЛАГУРОВ | Фото: Евгений БАЛАГУРОВ | История
(http://www.sevkray.ru/news/example.php?subaction=showfull&id=1187327460&archive=1187326800&start_from=&ucat=9)


"Старец святой"

стихотворение Юлии Коротковой(17 лет), из Ярославской обл.

Старец святой

Старец святой,
Моли Бога о нас.
Чтоб Отец Наш Небесный
Душу нам спас,
Чтоб гроза не гремела
Над Россией моей,
Чтоб добро становилось
Час от часу сильней,
Чтоб любовь побеждала,
От недугов храня.
За людей помолись,
Не забудь и меня.

Короткова Ю.
Y. Korotkova

Моя православная Родина.
 -  г. Рыбинск, п. Судоверфь
(http://www.myrussia.orthodoxy.ru/russia/m-iar/sudov/vizitka/index.htm)


НА РОДИНЕ ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЕЙ

       
    Е.П. Балагуров и его воспитанники совершили поход в село Спас-на-Ухре, на родину Серафима Вырицкого, известного праведника, побывали также на территории бывшего Мологского уезда. Ныне это деревни, расположенные в Некоузском районе.
   В селе Спас-на-Ухре сохранились два храма – Преображенский и Никольский, построенные во второй половине XVIII века. Интересный факт – возведены они на средства прихода в очень короткие сроки. Разница во времени постройки одного и другого составляет всего десять лет. Но сегодня сохранились, скорее, остатки этих храмов – они являют собой печальное зрелище. В одном из них крестили будущего праведника Серафима Вырицкого.
    Юные краеведы расчистили алтарную часть Никольского храма. Ее конфигурация до нынешнего момента была для исследователей прошлого не совсем ясна. Теперь расставлены все точки над «i».
   Странно, почему Ярославская епархия не обращает внимания на такие знаменитые места, связанные с именами известных для нашего края людей? Почему не восстанавливаются храмы или хотя бы не предпринимаются шаги для сохранения того, что еще осталось?   Эти вопросы для юных краеведов остаются открытыми.
Это звучит сегодня актуально: в следующем году исполнится 140 лет со дня рождения Серафима Вырицкого.
    Побывали в усадьбе «Черемушки». Этими землями владели помещики Небольсины. Один из них прославился как первооткрыватель Дальнего Востока, другой был участником Крымской войны.
Кроме них, на Ухре землями владели Мамоновы. Матвей Александрович – личность выдающаяся, сын фаворита Екатерины II Александра Мамонова. Лев Толстой при написании своего романа «Война и мир» интересовался биографией этого человека. Поговаривают, что именно он послужил прообразом Пьера Безухова.
Что еще в этой части Рыбинского района интересовало юных краеведов? Деревянное зодчество. В деревне Седлово обнаружили дома, украшенные замысловатой резьбой. Какой-то определенной школы здесь нет, видимо, просто работал мастер своего дела. Рядом стоит дом с так называемой «самцовой» крышей. Такой тип строительства жилых зданий пришел к нам из глубокой древности, когда мастера стремились построить дом с минимальным использованием гвоздей.
С. Бакунина
                                                              [ опубликовано: 2005-08-03 17:29:26 ]
(http://anfas-news.ru/index.php?module=news&id=116)

 

На родине преподобного

К 140-летию со дня рождения прп.Серафима Вырицкого

    Идут люди к батюшке Серафиму Вырицкому, идут в этот дивный уголок русской земли, расположенный в шестидесяти километрах от Санкт-Петербурга на живописных берегах реки Оредеж, среди вековых сосен и, как у могилки блаженной Ксении Петербургской, оставляют между бревен выстроенной часовни записочки со своими мольбами. Кажется, нам многое известно об этом великом старце и все же… "Еще при жизни старец говорил, – пишет в своей книге А. Трофимов, – что вокруг его имени будет много различных мнений, будет много непонятного людям, и не нужно этим смущаться. Если Господь благословит, то со временем все откроется". В многочисленных книгах о преподобном, к сожалению, не отражены ни его детские годы, хотя именно в эти годы происходит формирование человеческой личности, ни трагическая судьба его единственного сына, через скорби которого более глубоко, высвечивает христианский подвиг святого, ставшего поистине жемчужиной в духовной короне русского старчества. Вот и пришлось мне по благословению священника Николая Мочалкина отправиться на родину преподобного, где открытие новых архивных материалов дали возможность узнать много о нашем святом старце. Кстати сказать, в Санкт-Петербурге пока еще нет храма, освященного в его честь, но есть благословение правящего архиерея на его строительство, и уже возносятся молитвы в освященной в Купчине часовне, где будет совершать это строительство.

    Родина преподобного – деревня Вахрамеево Арефинской волости Ярославской губернии. Русская деревня – особое явление в нашей истории, она формировала русский характер, являлась историческим и духовным центром происхождения русского народа. Фактически до середины прошлого века Россия – крестьянская страна, и именно деревня, а не город, являлись ее экономической и духовной основой.

    Добраться до деревни преподобного нелегко. Самый доступный путь – через деревни Ананьино, Локтево, Поздняково, откуда едва заметная среди болот тропа, проложенная то ли человеком, то ли животным ведет к заветному месту. Но кому повезет добраться сюда, тому не избежать разочарования: место рождения святого – огромная лесная поляна. Здесь, где по деревенским дорожкам бегал босиком мальчик – будущий святой, сейчас лишь шепот травы, шелест крыльев бабочек, небольшой дуб и нескольких раскидистых лип, посаженных когда-то вахромеевскими жителями.

    По рассказам старожилов соседнего села Спасское, семья Муравьевых жила на окраине деревни, и жили они как все, ничем не отличаясь от земляков. В их деревне насчитывалось 25 дворов и около 150 жителей. Была там деревянная часовня, которую затем перевезли в деревню Локтево, а оттуда – в Афремово.

    Эти вотчины принадлежали графу Александру Матвеевичу Мамонову, который жил в Санкт-Петербурге, считался фаворитом Екатерины II и участвовал в путешествии Императрицы в Крым. Граф был очень богат. Крестьяне его занимались разведением лошадей, отсюда и произошли названия многих деревень: Седлово, Вихрово, Жеребятьево, Заднево, Кожевниково, Хариново, Кабылино, Мериново. В последней деревне сохранились развалины барской усадьбы. В деревне Седлово, к примеру, была мастерская по изготовлению упряжи для лошадей, а в Кожевниково выделывали кожу для седел. Впоследствии, выдав замуж дочь, граф отдал имение в приданное, и оно перешло к князю Голицыну, который ликвидировал конюшни, построил лесопильный завод и продал рыбинским купцам огромное количество леса и пиломатериалов.

    Граф А.М.Мамонов, кстати сказать, заботился о своих крестьянах: одним прощал долги, другим разрешал их отсрочку, многим дал образование, некоторых отправил в город овладевать каким-либо ремеслом.

    Русская деревня жила тогда церковной жизнью: крестьяне почитали праздники, воспитывали детей в страхе Божьем, причащались Святых Христовых Тайн. Великим постом благочинный священник объезжал все деревенские приходы, а результаты поездки заносились в Исповедные ведомости, где указывали, как часто семья исповедуется. Таких ведомостей по Арефинской волости в Рыбинском архиве нет. Возможно, что они вообще не сохранились, но зато там есть Метрические церковные книги, из которых выяснилось много интересного. Во-первых, теперь мы знаем, что 1 мая 1837 года в деревне Вахрамеево в семье крестьянина Ивана Васильевича родился сын Николай Муравьев, отец будущего святого. Во-вторых, сведений о его жене в Метрической книге вообще нет. Известно, что Николай Иванович женился на Хионии Алимпиевне, но свидетельство о венчании Николая и Хионии Муравьевых, за период 1853-1863 и 1864-1865 годы в Рыбинском архиве тоже отсутствуют. Значит, оно происходило в другом месте. 31 марта 1866 года в семье Муравьевых родился сын Василий. На следующий день после рождения его крестили в честь исповедника прп.Василия Нового. Крестил Василия священник Николай Чанчугский с диаконом Михаилом Богословским, а восприемниками его стал крестьянин той же деревни Егор Акимович и девица Александра Егоровна. Для крещения младенца родители отправились за несколько верст в деревню Спасское на Ухре. В этих краях есть два села с одинаковым названием. Различаются они лишь по месту расположения. Одно село Спасское находится на Волге, а другое – на реке Ухре.

    Летом здесь всюду поляны ковров из колокольчиков и ромашек, разлито тепло и запах душистых трав; кое-где в окрестных деревнях появляются дачники, а зимой – никого, хотя до революции здесь были две школы: земская и церковно-приходская. Сейчас в Спасском на Ухре постоянно живут только три человека: Александр Александрович Меньшиков с женой и Лидия Николаевна Александрова. Она занимает бывший домик священника, в нескольких шагах от Преображенского собора.

- Собор я помню, – рассказывает Александр Александрович, – в нем было несколько приделов, внутри – три красивые изразцовые печи, поскольку храм был зимний.

    А рядом находился летний храм Святителя Николая, от которого остались едва проглядывающие сквозь травяные заросли развалины фундамента. Несмотря на то, что к селу нет проезжей дороги, и паломники здесь редкость, у алтарной части сохранившейся стены Преображенского храма, установили крест в память крещения здесь святого земляка. Вокруг церкви есть большое приходское кладбище, где крайне редко встречаются православные кресты, в основном лишь стелы и обелиски советского времени.

    На этом приходском кладбище 24 августа 1871 года была похоронена сестра Василия Муравьева, Елисавета, родившаяся 9 апреля 1871 года. Она тоже была крещена на следующий день после рождения, и тот же батюшка крестил и отпевал ее. Через четыре года, 15 февраля, родители Николай и Хиония были вновь обрадованы рождением девочки. Но и эта радость была недолгой. Через три месяца Евдокию похоронили рядом с сестрой, а через полтора года, 5 сентября 1876 года, Николай Иванович Муравьев скончался от чахотки. В Метрической книге отмечено, что ему было 38 лет, и отпевал его священник Александр Василевский, диакон Михаил Богословский и пономарь Иоанн.

- Здесь, – показывает Лидия Александровна на камень и сохранившийся крест с распятием, – три могилы Муравьевых. Хиония, потеряв дочерей и мужа за короткий срок, осталась одна, с единственным помощником, десятилетним сыном Васей, который, как известно, был отправлен с односельчанином в столицу на заработки. Но связь с родиной не прервалась, а после женитьбы Василия даже усилилась, поскольку многочисленные родственники его жены были родом из Арефинской волости.

    До села Арефино от Рыбинска час езды на автобусе. Прямая дорога от Волги уходит направо, оставляя слева путь на Пошехонию, славившуюся когда-то производством известного сыра.

Село Арефино – одно из красивейших мест, раскинувшиеся по обоим берегам реки Ухры. Её живописные крутые берега когда-то населенные деревнями из небольших одноэтажных деревянных домиков с изящным кружевом наличников на окнах, тоже опустели.

    Сохранившееся предание повествует о том, что село возникло в 20-х годах XVIII столетия, когда силами прихожан был построен первый деревянный православный храм Рождества Христова. Затем, в 1779 году, его перестроили в камне. Граф А.М.Мамонов, который не бывал в родовым имении, все дела доверил бургомистру Арефию, слывшему человеком добрым, сочувствовавшим крестьянам, в обязанности которого входило собирать денежный оброк. Деньги он приносил в столицу пешком. Если барин был недоволен малым сбором, он умел защитить крестьян, за что вскоре приобрел уважение земляков, а после смерти в его честь было названо село. В 1868 году в нем было открыто первое народное Земское училище, где законоучителем был священник А.Никольский. В Арефино сохранились два храма: зимний, Рождества Христова, полностью разоренный, и летний – Илии Пророка, построенный в 1846 году, где проходят богослужения. Предки жены Василия Николаевича Муравьева, Нетронины, были их прихожанами. С происхождением же самой Ольги Ивановны, будущей схимонахини Серафимы, не все ясно. В архивных документах Рыбинска она числится купеческой девицей из города Рыбинска. Это ее родной город, и многое в нем сейчас может напомнить об этой семье.

    Рыбинск раскинулся на берегах великой русской реки Волги. "Как известно, Рыбинская Слобода, положившая начало г. Рыбинску, впервые упоминается в завещании Ивана III. Как и всякая слобода, она должна была организована на пустом, незаселенном месте. Время составления завещания Ивана III в настоящее время уточнено – это декабрь 1503 год". По современным меркам Рыбинск – вполне тихий и уютный городок, с размеренным течением времени. Большой, красивый мост, перекинутый через Волгу, напоминает о советском времени. Центральная улица, получившая первоначальное название Крестовой, в основном хранит колорит провинциального уездного города. На плане 1905 года можно увидеть несколько часовен: Рыбинского Софийского монастыря, Покровского женского монастыря Мологского уезда, Афанасьевского Успенского того же уезда, Никольская часовня, Югской Дорофеевской пустыни Богоявленского женского монастыря г. Углича, Толгского мужского монастыря, а также церквей: Крестовоздвиженская, Тюремного замка, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Спаса Нерукотворного, Св. Тихона Задонского при кладбище, Георгиевская кладбищенская церковь, а также домовые церкви: воспитательного детского приюта им. А.Г.Баскаковой, при мужской гимназии, Техническом училище М.Е. Комарова, при городской общественной богадельне, при городской больнице.

        В недалеком прошлом в Рыбинске развивалась промышленность, создавались двигатели для самолетов, и работала мысль сотрудников многочисленных КБ, а на главной улице до сих пор выделяется объемными архитектурными формами здание авиационного техникума. Горожане гордятся своими земляками: Львом Ошаниным и, конечно, адмиралом Феодором Ушаковым, причисленным к лику святых. Памятники им установили на Волжской набережной. Деревянный Рыбинск эпохи Василия Муравьева практически утрачен. Лишь кое-где в городе сохранились типичные одноэтажные домики с резными наличниками окон, поэтому здесь еще можно увидеть элементы домовой корабельной резьбы по дереву. В прошлом Рыбинск – купеческий город, ставший центром хлебной торговли России, поэтому рядом с Соборной площадью, на высоком берегу Волги, возвышается здание хлебной биржи, в котором сейчас находится краеведческий музей. Со всех концов страны сюда приходили баржи с продуктами. После отмены крепостного права, благодаря этой реформе, многие бывшие крепостные стали купцами, выбились в люди, завели свое дело.

Наверное, именно поэтому перед зданием биржи был установлен памятник царю-освободителю Александру II, которого очень почитали жители. В начале перестройки пошли разговоры о том, что после революции этот памятник сбросили в Волгу, но скандальные публикации затихли после заявления местных краеведов о его переплавки, постамент же использовали для нового памятника вождю революции. Он и поныне спокойно взирает на главную городскую магистраль. Центром города является Преображенский собор, недалеко от которого находилась часовня Ярославского женского монастыря. От соборной площади начинается Большая Казанская улица, уходящая вглубь вдоль Волжской набережной. В ее начале во времена Василия Николаевича Муравьева находилась домовая церковь Покровского Воскресенского общества.

    На центральной Крестовой улице сохранилось здание Леушинского подворья (монастырь затоплен водохранилищем), проданное сейчас в частное владение. К сожалению, при перестройке его под кафе, исчезла мемориальная лестница, хранившая шаги игумении Таисии и прав.Иоанна Кронштадтского. Когда батюшка приезжал в Рыбинск на Леушинское подворье, то останавливался в доме купца Цеховова, жившего неподалеку. Отец Иоанн пять раз служил литургию в Казанской церкви. Она была построена в 1694 году по проекту архитектора Авраамия Ивановича Мельникова. На внутренних стенах храма сохранилась живопись XVII века – образец заката школы ярославских мастеров. Настоятель церкви протоиерей Григорий Гогишвилли с прихожанами восстановили иконостас, установили ковчеги с мощами новомучеников и святых. Есть в этой церкви и особо чтимые иконы: "Достойно есть", привезенная в 90-х годах прошлого столетия с Афона и редкая икона "Неусыпное око", где изображен лик Богородицы и Младенца с закрытыми глазами. Икона старинного письма с дароприношениями верующих. В этом храме молился Василий Муравьев, прихожанами ее была и семья Нетрониных.

    Ольга Ивановна Нетронина, жена Василия Николаевича Муравьева и впоследствии схимонахиня Серафима, оставила многочисленные загадки своей жизни. Она была членом семьи Нетрониных, но никаких свидетельств о ее рождении и крещении пока не найдено. В Метрической книги Казанской церкви за 1885 год она впервые упоминается вместе с братом Григорием Нетрониным как восприемница брата Владимира, причем, он записан как "рыбинский мещанский сын", а она – как "рыбинская мещанка девица Ольга Ивановна Нетронина". Забегая вперед, отметим, что в "деле" ее сына Николая Муравьева, есть свидетельства о том, что она – приемная дочь Нетрониных и не помнит своей матери. Если же принять эту версию, то фамилия "Найденова", встречающаяся в первых работах, посвященных о.Серафиму, становится вполне оправданной. В этом же деле есть высказывания о происхождении Ольги, как чуть ли ни о незаконнорожденной дочери из дома Романовых. Эта версия кажется маловероятной, но, тем не менее, странно, что эти слухи исходили из уст очень близкого для Ольги человека – Веры Шихобаловой, считавшейся чуть ли не членом семьи и много лет жившей у Муравьевых. Может быть, именно этим обстоятельством и можно объяснить наличие у матушки Христины, (схимонахини Серафимы) огромного портрета Государя, всегда висевшего в ее кельи. Так или иначе, но семья Нетрониных не была чужой ни для Василия Николаевича Муравьева, ни тем более для Ольги Ивановны.

Ее отец, Иван Григорьевич НЕТРОНИН, родился в крестьянской семье в деревне Харино Арефинской волости. Он был женат на простой женщине, Анне Тихоновне, жил в собственном доме на Крестовой улице и держал в Рыбинске небольшую портняжную мастерскую. В 1900 -1901 годах Иван Григорьевич закрыл ее и переехал в деревню Якунники, в 5 верстах от Рыбинска, где и остался жить на доходы, получаемые от хозяйства, оставленного в Рыбинске. У Ольги Ивановны были четыре брата: Иван (17.08.1883 г.р), ставший офицером, Григорий, Александр, родившийся в 1881 году глухонемым, помещенный впоследствии в дом инвалидов около Волховстроя, и Владимир (09.07.1885 г.р.) впоследствии чиновник, кончавший Санкт-Петербургский университет и живший с женой Евгенией Александровной и дочерью Татьяной (1907 г. р.) в Петрограде, на улице Жуковского. Сестра Ольги – Мария, родившаяся в 1879 году, овдовев, вышла замуж второй раз, получив фамилию Желвакова. В советские годы она жила в Рыбинске на ул. Дзержинского на иждивении дочери-учительницы. Были и двоюродной брат Иван Григорьевич, инженер, проживавший в Нижнем Тагиле и сестра Анна Григорьевна – зубной техник, жившая с матерью.

Григорий Иванович Нетронин (1868 г.р.) в 1891 обвенчался с рыбинской купеческой дочерью Лидией Васильевной Жиловой. В Рыбинске это известная купеческая фамилия. Братья Жиловы владели паровыми мукомольными мельницами и маслобойней. Через 7 лет Григорий Иванович получил личное почетное гражданство, а в 1898 году стал отцом дочери Ксения, которую крестили в Казанской церкви и восприемниками ее был петербургский купец Василий Николаевич Муравьев и его теща Анна Тихоновна Нетронина. Двумя годами ранее в этой же церкви Василий Николаевич, числившийся тогда временным Санкт-Петербургским купцом, крестил сына Григория Нетронина и его законной жены Анны Александры, Василия, который умер через 6 месяцев. Таким образом, женившись на Ольге Нетрониной, Василий Муравьев вошел в круг видных купцов. Но одного капитала для этого не достаточно. Необходимо было иметь абсолютную репутацию порядочного человека, с которым можно вести дела, а во-вторых, соответствовать столице. Жизнь в столице от делового человека требовала больших знаний и немалого кругозора. Необходимо было соответствовать тем людям, с которыми приходилось общаться. Самому Василию пришлось много трудиться над своим образованием, манерами и приобрести соответствующее для столицы обхождение. Так бывшие крепостные крестьяне превращались в образованных коммерсантов, образуя новые купеческие слои населения, укреплявшим мощь России.

    В 1894 году Василий Муравьев живет столице в доме N 7 по Казачьему переулку. Это дом с типичным для Петербурга двором-колодцем. В это же время в этом доме снимал квартиру и Владимир Ульянов. Как постояльцы одного небольшого дома, они не могли не сталкиваться и не кланяться друг другу при встрече как воспитанные люди. Так свел Господь в одно время и в одном месте этих людей, которые пойдут один к святости, а другой, своим путем – в другую сторону.
Л.И. Соколова,
Русская линия.
3.04.2006 , (http://www.rusk.ru/st.php?idar=110109)

вернуться

Из проекта "Ярославика"
:
(http://www.demetra.yar.ru/oblast/rybinskiy/persons/prep_serafim_v/)


    Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта (ст/ст.) 1866 года в деревне Вахрамеево Рыбинского уезда Ярославской губернии. Деревня эта находилась недалеко от села Арефино (сейчас там пустынь, не сохранилось ни одного дома. Не сохранилась и церковь, в которой крестили будущего святого).
 ...при первой же возможности приезжал на родину, помогал матери содержать дом и хозяйство. Всегда поддерживал ее материально и хранил к ней нежные сыновние чувства, постоянно поминая ее в своих молитвах. Обычно он ехал на поезде до Рыбинска. (Так что в здании нашего железнодорожного вокзала он, наверняка, бывал). Далее надо было на пароме или пароходе переправиться через Волгу, а там и до деревни рукой подать. Как ему было не зайти помолиться в Спасо-Преображенский собор! Рыбинск в ту пору был богатым торговым городом. Город-труженик, город-купец! Василий Николаевич, помня о родине, всегда с достоинством говорил: «Мы ярославские, из Рыбинска».
     
В 1892 году в возрасте 26 лет Василий Муравьев открывает собственное дело – контору по заготовке и продаже пушнины. Уже в начале XX века Василий Николаевич стал миллионером, одним из самых крупных мехоторговцев страны.
    В 1897 году в Петербурге было основано Ярославское благотворительное общество. С момента его основания и вплоть до 1917 года Василий Николаевич Муравьев был активным его членом и жертвователем на богоугодные дела общества. Членом этого общества был известный Иоанн Кронштадтский, будущий святой. С отцом Иоанном Кронштадтским Василий Николаевич Муравьев был знаком по делам благотворительности. Но существовала между ними и несомненная духовная связь. Так известно, что именно купцу Муравьеву отец Иоанн подарил икону Божьей Матери «Аз есмь с вами, и никто же на вы», пророчески сказав: «Будешь молить Божью Матерь о спасении России». Икона эта была написана в Леушинском монастыре, находившемся недалеко от родины Василия Муравьева.
    И вот наступает грозный 1917 год. Купец-миллионер Муравьев мог бы уехать за границу. Но он остается на родине. Настал его час. Все свое имущество он жертвует церквям и монастырям, а сам поступает послушником в Александро-Невскую Лавру.
    Особенно батюшка радовался, когда к нему приезжали за советом и помощью земляки. «Молитесь, земляков не оставлю. Помогать буду».
    3 апреля 1949 года старец Серафим Вырицкий отошел к Господу и был похоронен в поселке Вырица возле Казанского храма. Ежегодно тысячи людей приезжают на его могилку, чтобы помолиться и получить духовную помощь.
Памятуя его наказ, скажем и мы: «Святый отче Серафиме, моли Бога о нас».


Ольга Тишинова

Земляки прп.Серафима Вырицкого
- (http://www.demetra.yar.ru/oblast/rybinskiy/persons/)



Серафиц Вырицкий, икона.

Отче  Серафиме, моли Бога о нас, грешных !



Деревня  Вахрамеево







© 2005-2015  serafim.com.ru.
Все права защищены




Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100