Родные места преподобного Серафима Вырицкого
в деревне Вахрамеево Арефинской волости Рыбинского уезда. Ярославская
губерния
Арефинский край неразрывно связан с великим старцем,
молитвенником – преподобным Серафимом Вырицким: он родился на этой
земле, здесь принял святое крещение и провел первые 10 лет жизни.
Впоследствии также не раз посещал родные края.
Преподобный Серафим Вырицкий родился в деревне Вахрамеево 31 марта (13
апреля по новому стилю) 1866 г. Первоначальное название деревни –
Кулиги. Прежде существовали Малые Кулиги и Большие Кулиги. Об этом
говорят архивные документы филиала ГКУ ЯО ГАЯО в г. Рыбинске:
исповедные росписи, метрические книги.
Деревня Вахрамеево - Большие Кулиги(первоначальное
название).
Сейчас - урочище Вахрамеево.
«Кулига» – старинное слово. Нередко кулигами называли деревню в лесу,
починок. Выражение «у черта на кулижках», т.е. очень далеко, как раз и
пошло от слова «кулига». Если смотреть старинные карты, действительно,
деревня Вахрамеево расположена в стороне от других деревень. Земли
Кулиг принадлежали графу Александру Матвеевичу Мамонову, часть земель
д. Кулиги - генерал-майору кавалеру Михаилу Сергеевичу Потемкину.
Землями близлежащих деревень владели капитан Иван Алексеевич Шубин,
подпоручица Анна Денисьева, Устинья Осиповна Тихменева, Иван Павлович
Небольсин, Михаил Сергеевич Потемкин и род Михалковых (тем самым
Михалковым, чей предок сейчас известный кинорежиссер) (ф. 419, оп. 4,
д. 34, 46). Название «Вахрамеево» впервые упоминается документально в
середине 19 века (ф. 419, оп. 4, д. 234).
Деревня была небольшая по тому времени, но одна из самых
густонаселенных, и относилась она к приходу села Спасское на Ухре. Так,
в 1831г., судя по исповедным ведомостям, проживало в ней 130 человек
(Ф. 434, оп. 1, д. 1). В архивных документах упоминаются такие фамилии
жителей д. Вахрамеево, как Зекины, Воронины, Ругины, Курнины, Чернины,
Мясниковы, Комаровы, и в том числе несколько поколений Муравьевых.
В исповедных ведомостях за 1839 год среди жителей д. Кулиг числятся:
вдова Матрона Степановна (прабабушка святого) – 62 года, дети её: Иван
Васильевич (дед преподобного Серафима) - 36 лет, Платон Васильевич – 34
года, Александра Васильевна – 28 лет, Иванова жена – Христина Андреевна
(бабушка святого Серафима) – 36 лет. Дети Ивана Васильевича и Христины
Андреевны: Надежда – 5 лет, Катерина – 4 года, Николай (отец Серафима
Вырицкого) - 2 года. Платонова жена – Анна Григорьевна - 30 лет (ф.
434, оп. 1, д. 1).
Хиония Алимпиевна, мать святого, как супруга Николая Ивановича впервые
упоминается в исповедных ведомостях в 1861г, где указан её возраст – 20
лет (ф. 434, оп. 1, д. 12). Можно сделать вывод, что родители святого
венчались в 1860 или 1861 году. Неоднократно Хиония Алимпиевна
упоминается в метрических книгах как восприемница при крещении
младенцев-односельчан (ф. 419, оп. 4, д. 325).
Из документов отдела культов (ф. Р-2, оп. 2, д. 65) выяснилось, что в
1925 году в д. Вахрамеево проживало 25 человек, упоминаются и
Муравьёвы. Дальние родственники или просто однофамильцы – пока
неизвестно.
Сегодня на месте д. Вахрамеево - урочище. Нет ни дороги, ни тропинки.
Жители вывезли оттуда родные дома и разъехались по соседним деревням. В
начале 50–х годов 20-го века был увезен последний дом. Дома из деревни
Вахрамеево сохранились до наших дней. Один из них стоит в с. Арефино.
Удалось побеседовать с хозяином этого дома, последним жителем д.
Вахрамеево, Ворониным Виталием Григорьевичем, который сообщил, что
жильё и имущество перевозил на 17 лошадях. Он хорошо помнит дом
Муравьевых, деревню. Вот что рассказал Виталий Григорьевич: «Деревня
располагалась в живописной местности, была окружена лесом, богатым
грибами и ягодами. В д.Вахрамеево было две молочные скотофермы и
конеферма. Деревня жила одной семьей, дружно. Посреди главной улицы был
бугорок, за которым детишки играли в прятки, лапту. А детей в то время
было по 7-10 человек в каждой семье. За деревней протекал небольшой
ручеек, через который по мосточкам можно было добраться до сараек
(подсобных построек для нужд жителей). Кругом росли яблони, которые в
советские времена выкорчевали, т.к. начали пасти скот.
Дом Муравьевых был большой, имел две зимовки, стоял на окраине деревни,
рядом был колодец. В 40-х годах 20 века рухнула крыша, были выбиты
окна. Ребятишки в доме святого Серафима играли в прятки. Позже колхоз
распилил дом на дрова. И остался лишь фундамент, заросший густой
травой. На месте дома Муравьевых стоит поклонный крест, который и
напоминает о месте рождения святого».
Наиболее древними поселениями Арефинского края являются село
Николо-Тропа, в котором ранее был мужской монастырь, и село Спас-Ухра
(прежнее название Спасское на Ухре).
Принимали святое крещение, исповедовались, венчались, молились и были
отпеты Муравьевы в храмах старинного села Спасское на Ухре,
расположенного в нескольких километрах от села Арефино на крутом,
живописнейшем берегу реки Ухры, в 7 км от д. Вахрамеево. Скорее всего,
между населенными пунктами была лесная тропинка, по которой 1 апреля
(по старому стилю) 1866 г. (т. е. на следующий день после рождения)
принесли супруги Муравьёвы своего младенца в храм для принятия святого
крещения, где он был наречен Василием в честь преподобного
Василия Нового исповедника. Надо отметить, что в те
времена всех родившихся крестили спустя несколько дней после рождения.
Село
Спасское на Ухре некогда
было большим, многолюдным, благодаря своему расположению близ
перекрестка дороги из Романова в Пошехонье, а также наличию водного
пути по реке Ухре. Село было вотчиной Толгского монастыря. Уже в 16
веке в Спасском на Ухре была деревянная церковь, на месте которой в
1763 году была выстроена на средства прихожан каменная в честь
Преображения Господня (зимняя) с приделом Живоначальной Троицы
(Формулярные ведомости за 1815 г. Ф. 434, оп. 1, д. 6). 1815 г.). Позже
указан придел в честь Кирилла Новоозерского Чудотворца (Справочник.
Монастыри и храмы Ярославской епархии, 1908 г.). В 1774 году выстроена
церковь в честь святителя и чудотворца Николая (летняя) на средства
архимандрита Толгского монастыря Иринарха. Архимандрит Иринарх в
течение 30 лет управлял Толгской обителью, с 1760 по 1762 год -
Адриановым Свято-Успенским Пошехонским монастырем, умер в
апреле 1775 года от старости (Ярославский первоклассный Толгский
монастырь. 1314-1914. Историко-статистический очерк. Составил Дм.
Орлов). Оба храма были выстроены из местного кирпича, так как, по
воспоминанием жителей, в селе Спасское на Ухре был свой кирпичный завод
площадью 3 гектара. О бывшем заводе до сих пор напоминают глиняные
карьеры. В округе было несколько небольших кирпичных заводов. Были и
маслодельные заводы, куда крестьяне из ближайших деревень свозили
молоко, творог на сыр. Такие заводики были в деревнях Локтево и
Козицино. У д. Наволоки была узкоколейная дорога для лесозаготовителей.
Село Спас-Ухра очень живописное, расположено на крутом берегу реки
Ухры. Там, совсем рядом друг с другом, и возведены были сельские храмы.
Старожил с. Спас-Ухра Меньшиков Александр Александрович, проживший
рядом с храмами всю жизнь, рассказал: «Служба в храмах прекратилась в
1938 году. Преображенский собор почти разрушен, осталась лишь
бесформенная груда кирпичей, входная дверь да остатки кирпичных стен.
Красота какая была – не выскажешь. Преображенская церковь была
небольшая, а имела 12 колонн. Приход был большой, печку топили и
служили. Было две изразцовые печи, куда ни зайди - Спас видно,
колокольня видна. Здесь самое высокое место на карте. Храмы были
обнесены красивейшей оградой из красного кирпича высотой около трёх
метров. Сейчас остались следы от главных ворот. А в центре села рядом с
поповским домом проходила ярмарка, где местные жители торговали
разносолами». До нашего времени сохранилась колокольня, имевшая
когда-то циферблатные часы. Местные жители рассказывали, что звон
колоколов перебивал звон колоколов Спасо-Преображенского собора г.
Рыбинска. По описям имущества церкви за 1918 год (ф. Р-2, оп. 2, д.
ДО-65), у колокольни имелось 7 медных колоколов. Никольский храм
разрушен меньше, в центральной части храма даже сохранились фрески. В
храме в советское время было зернохранилище, позже - школьный тир. На
стенах остались выемки от пуль, стреляли в иконы, в сторону алтаря.
К Спасо-Ухорскому приходу была приписана деревянная церковь при деревне
Починок Слепущий Арефинской волости. В храме совершалось богослужение
до 15 раз в год заштатным священником Романо-Борисоглебского уезда с.
Слизнево (ф. Р-2, оп. 2 ДО, д. 65).
В исповедных росписях Пошехонского уезда (Спасское на Ухре прежде
относилось к Пошехонскому уезду) в 1744 г. числятся священники Григорий
Гаврилов, 44 лет, и Иван Дмитриев, 39 лет. В конце 18 века служили
Алексей Григорьев и Димитрий Гаврилов, в начале 19 в. – Димитрий
Васильев, Николай Андреев Сахаров, Валентин Самуилов Сменцовский.
Служили до начала 20 века на приходе по два священника. С 1831 года
настоятелем назначен Петр Яковлев Лебедев, 26 лет, служит здесь около
40 лет. С 1856 г. является около 50 лет священником Александр
Васильевский, он же был законоучителем Спас-Ухорского училища; чуть
позже – Николай Чанчугский (он и крестил будущего святого), затем
Александр Знаменский. С 1903 года более 10 лет служит сын Александра
Василевского – Николай Васильевский, с конца 1915 г. – Александр
Павлович Кабановский, с 1924 г. – Павел Павлович Теляковский, последним
священником с. Спасского на Ухре был Михаил Пондельский. Из церковного
причта известны имена дьяконов Василия Ивановича Разумова, Михаила
Хрусталева, Николая Казаринова, Павла Дмитриевича Спасского, Николая
Дмитриевича Державина, Дмитрия Федоровича Лобанова. Из псаломщиков и
пономарей - Афанасий Андреев, Константин Николаевич Стратилатов, Михаил
Александрович Богословский, Дмитрий Борисович Островский, Иван
Александрович Доброходов, Иоанн Всехсвятский, Николай Дмитриевич
Державин, Евлампий Вячеславович Поройков, Николай Архангельский,
Александр Норский, Александр Георгиевич Озерский.
Приход села всегда был большой, в некоторые года имел до 2500 человек
прихожан (в Рыбинском архиве имеются метрические книги храма с 1780 г.
- ф. 434, оп. 1, д. 6). Прихожане дружили с церковными общинами сёл
Арефино, Николо-Тропа, Борзово, Варварино, города Пошехонье.
За алтарем Никольского храма, на
кладбище, сохранилась родовая могила
Муравьевых, выложенная
кирпичом. Раньше на могиле горела неугасимая
лампадка. На сегодняшний день обнаружены захоронения благодетеля
храма
Иванова Ивана Ивановича, чтеца Всехсвятского Иоанна, найден остаток
креста с могилы Василия Ивановича Разумова.
Покинув родные края, Василий Муравьёв не раз их потом посещал, приходил
на могилку к отцу и навещал, будучи уже иеромонахом Варнавой, свою мать
- Хионию Алимпиевну. Есть его прошение на посещение «1-14 июля 1922 г.
больной старушки матери в Рыбинске» (Переписка по личному
составу Александро-НевскойЛавры (о зачислении, командировках и
отпусках на 1922 г).
В 1930-х годах в Спасском на Ухре был сильный пожар, часть домов
сгорело, а затем несколько домов было перевезено в село из других
деревень. В селе было двухэтажное одноклассное Спасо-Ухорское народное
училище. На первом этаже располагалась сторожка, а на втором – классные
комнаты. Училище сгорело в начале 20 века. Здесь учился Петр Иванович
Павлов – организатор первой музыкальной школы. В церковно-приходской
школе с. Спасское на Ухре училась Мария Камчаткина – известная
рыбинская художница, проживающая в усадьбе «Черемушки».
Усадьба «Черемушки»
Усадьба «Черемушки» находится напротив с. Спасское на Ухре. Добраться
до нее можно через реку по навесному мостику или летом вброд. По пути
находится
святой источник, из
которого веками брали воду для храмов с.Спасского на Ухре. Конечно,
воду из этого источника пил и будущий
святой Серафим Вырицкий. Владельцами усадьбы были гвардии штабс-капитан
Небольсин Дмитрий Иванович и подполковник Небольсин Платон Иванович.
Оба похоронены на погосте с. Спасского на Ухре.
Позже усадьбой владел почетный мировой судья г. Пошехонья,
благотворитель Листратов Николай Александрович. Письма к Листратову с
просьбой о помощи со словами «Христолюбивый Благодетель» приходили даже
со Святой Горы Афон (ф. 102, оп. 1, д. 6). Усадьба в глухой провинции
до революции имела все удобства цивилизации – канализацию, водопровод,
оранжерею, съезд к реке, вымощенный диким камнем, парк с посадками
ценных древесных пород, барский дом с пристройками. На южном склоне
берега р.Ухры выращивали арбузы. Сейчас усадьба заброшена, здания
разрушены, осталось несколько кедров.
Старожилы села рассказывают, что недалеко от усадьбы раньше находилась
часовня: вдова одного из помещиков возвела её в честь своего мужа,
скончавшегося от ран, полученных в 1812 г. Вдова часто приходила в
часовню и молилась.
Харино
В двух километрах от села Арефино стоит небольшая деревенька – Харино.
Название «Харино» – не значит «рожа», а «харя-личина», «лик». Из д.
Харино родом супруга отца Серафима – Ольга Ивановна Нетронина (ф. 419,
оп. 4, д. 320). Ранее деревня была небольшая, ничем не отличалась от
соседних деревень, имела свою конеферму, ригу, где провеивали зерно. В
настоящее время в деревне несколько домов, проживают только дачники.
Поклонных крестов, ведущих к родным местам преподобного Серафима
Вырицкого, всего 8. 1-ый установлен на повороте с шоссе
«Рыбинск-Пошехонье» на Арефинскую дорогу. 2-ой - на повороте с
Арефинской дороги на село Ананьино, 3-ий - на повороте с дороги из села
Ананьино к селу Спас-Ухра, 4-ый - на месте алтаря разрушенного
Преображенского храма, где был крещен будущий святой, 5-ый - у святого
источника села Спас-Ухра, 6-ой - на могиле родителей святого
преподобного Серафима Вырицкого в с. Спас-Ухра, 7-ой - в с. Ананьино,
на повороте дороги на деревню Локтево, 8-ой - в деревне Вахромеево, на
месте дома Муравьёвых. Все кресты были изготовлены в мастерских
Санкт-Петербурга и Новгорода. Недавно на всех крестах были замены
выцветшие иконки новыми.
И разоренный храм остается святым, поэтому и туда можно прийти и
помолиться. В таком храме можно служить молебны, а миряне могут читать
псалтырь и будут услышаны, как и в действующем храме. И молящиеся своей
молитвой, почитанием места святого, порадуют печального Ангела храма, а
Он помолится Богу.
Преподобный Серафим Вырицкий – молитвенник за Святую Русь. К нему
прибегают все и вся от Патриарха до простых людей, он – молитвенный щит
для всей Ярославской, Рыбинской земли. Петербургские предприниматели
взяли святого себе в покровители. А
прп.Серафим
Вырицкий при жизни любил повторять:
«Мы Ярославские, Рыбинские».
В православном мире уж так принято: почитать не только святых угодников
Божиих и их мощи, но и все, что соотносится с ними: заветы, личные вещи
и, конечно, родные места. Было бы хорошо, если б на родине преподобного
Серафима Вырицкого появилось подворье какого-либо монастыря или скит.
Исследование проведено (2013г) Ярославскими краеведами Блайда Оксаной (в
крещении — Ксения) и ее дочерью Дарьей.
Земной поклон и благодарность им,
радетелям памяти о нашем Отечестве.