|
-
-
|
Протоиерей
Георгий Преображенский
настоятель вырицкого храма
Настоятель
Вырицкого храма
Казанской иконы Божией Матери
протоиерей
Георгий
Преображенский
Священник
Георгий
Преображенский
родился в феврале 1972г. в городе Гатчина. После окончания
средней школы в 1989 году, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную
Семинарию. После службы в армии и успешного завершения обучения в
духовной школе в июле 1995 года по благословению
Высокопреосвященнейшего Иоанна, Митрополита Санкт-Петербургского и
Ладожского, был рукоположен в сан диакона, а через месяц
в
пресвитера епископом Тихвинским Симоном, викарием Санкт-Петербургской
епархии. После своего рукоположения о.Георгий получил назначение
штатным священником в Павловский собор города Гатчины, в котором и
служил до ноября 2005 года.
Иерей
Георгий
Николаевич
Преображенский родом из семьи священнослужителей, где всегда уважали и
сохраняли духовные традиции. Его прадед - уроженец Санкт-Петербурга,
выпускник столичной Духовной семинарии протоиерей Георгий Васильевич
Преображенский был настоятелем Петропавловской церкви в Вырице и
происходил из священнического рода, связанного родственными отношениями
с другими потомственными священническими родами, давшими
церкви
немало выдающихся пастырей и архипастырей, среди которых был епископ
Ямбургский, затем архиепископ Полтавский Феофан (Быстров), (1872-1940),
который в 1905-1910 гг. был инспектором, ректором СПб. Духовной
Академии, и - духовником Царской Семьи. Он приходился свящ. Георгию
Васильевичу Преображенскому шурином (был родным братом жены
о.
Георгия Васильевича Александры Дмитриевны Быстровой). А родная сестра
о. Георгия Васильевича Анна Васильевна Тихомирова, в девич.
Преображенская, вышла замуж за Ивана Алексеевича Тихомирова (он окончил
со степенью канд. богословия СПб. Духовную Академию в 1905 году и умер
протоиереем в Ленинграде в 1930-е годы, точно неизв.), родного брата
митрополита Японского Сергия (Тихомирова).
Митрополит
Сергий
(Тихомиров, 1863 или 1871-11.8.1945) учился в Санкт-Петербургской
Духовной академии, был её ректором, позже начальником Русской духовной
миссии в Японии. В августе 1945 г. мученически принял смерть в Японии,
похоронен в Токио на кладбище Янака рядом со своим учителем и
просветителем Японии святым равноапостольным архиепископом Николаем
(Касаткиным). Сергий Алексеевич Тихомиров, будущий
митрополит Японский, по всей видимости в чём-то способствовал
духовной карьере своего талантливого родственника (через
Преображенских) Василия Дмитриевича Быстрова - будущего архиепископа
Полтавского Феофана (Быстрова), в 1908 году уступил именно ему своё
место ректора СПб. Духовной академии.
Возвращаясь к
судьбе
протоиерея Георгия Васильевича Преображенского следует отметить, что в
Петропавловской Вырицкой церкви ему суждено будет служить в течение
двух десятилетий, вплоть до своего ареста (23.01.1931), высылки и
заключения в лагерь. Все это время ревностный пастырь будет активно
участвовать в духовной жизни Вырицы.
Дед о.Георгия
Николаевича
Преображенского- митрофорный протоиерей Иоанн Георгиевич
Преображенский, служил в Риге, Пскове, Валдае и Санкт-Петербурге
(последнее место служения - Свято-Троицкий собор Александро-Невской
лавры). Был осуждён в 1953 г. по ч.2 ст.58-10 УК РСФСР/ по политическим
мотивам/, реабилитирован 13.11.1991г.
Его отец -
протоиерей
Николай Иванович Преображенский, кандидат богословия, преподаватель
Санкт-Петербургской Духовной Семинарии, сегодня служит в кафедральном
Казанском соборе города С.-Петербурга.
ПРАВОСЛАВНЫЙ
СОБОР СВ. АПОСТОЛА
ПАВЛА Г. ГАТЧИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ
В самом центре Гатчина
возвышается пятиглавый каменный собор Святого Апостола Павла. Он был
построен по приказу императора Николая I и стал главным приходским
храмом для жителей города.
В 1845 году
главный
управляющий Царским Селом уведомил Гатчинское дворцовое управление о
том, что Государь император повелел сумму, потребную на постройку в
Гатчина церкви, внести в общую смету 1846 года и при составлении
проекта церкви предусмотреть, чтобы проектируемый собор был по размеру
средним между Царскосельским и Петергофским (меньше Царскосельского, но
больше Петергофского). Царь самолично выбрал и место для постройки
собора - на Малогатчинской улице на образовавшемся здесь естественном
возвышении. Разработать проект будущего собора было поручено городскому
архитектору Р.И. Кузьмину. Есть письменные свидетельства, указывающие
на то, что к разработке проекта собора приложил руку архитектор К. Тон.
Подтверждается это и многими другими обстоятельствами. Во-первых, собор
строился по приказу Николая I, а Тон был его любимым архитектором. Обе
церкви, которые были указаны как ориентиры для нового проекта
—
Царскосельская и Петергофская, были спроектированы и построены Тоном.
Композиционное построение и оформление фасадов Гатчинского собора почти
полностью совпадает с приемами, использованными Тоном в целой серии
Православных храмов (церковь Святой Екатерины в Царском Селе и в
Петербурге, церковь Семеновского полка в Петербурге и церковь в
Петергофе). Между прочим, для Царского Села Тоном было сделано два
проекта церквей: один из них был осуществлен, а второй остался без
исполнения. Можно предположить, что этот неосуществленный проект и
послужил основой для строительства собора Святого Павла в Гатчина.
Однако
очевидно, что Кузьмин
творчески переработал проект Тона и вел строительство. Закладка храма
состоялась 17 октября 1846 г. в присутствии императора. Строительство
продолжалось в течение четырех лет. Освящение собора состоялось 29 июня
1852 г. Оно проводилось митрополитом Никанором, настоятелем церкви
Зимнего дворца, в присутствии великого князя Константина Николаевича.
Главный алтарь был посвящен Апостолу Павлу, правый алтарь - святым
Константину и Елене, а левый - Марии Магдалине.
Собор дошел до
наших дней
почти без всяких изменений. Это пятиглавое каменное здание. Центральный
купол двенадцатигранный с шестью окнами. Боковые купола, из которых два
являются, звонницами, восьмигранные с четырьмя открытыми окнами. В
тимпанах закомар размещены круглые ниши с горельефными изображениями
святых: Петра и Павла, Константина и Елены, Николая Чудотворца и
Марии-Магдалины. Наружная лепка производилась И. Дылевым. Кресты для
пяти куполов с цепями и позолотой были изготовлены на
Санкт-Петербургском гальванопластическом и литейном заводе. По личному
указанию Николая I купола оставили не золочеными. Колокола в количестве
9 штук были отлиты на Валдае купцом Стуколкиным. Самый большой из них
весил 296 пудов.
Иконостасы в
соборе были
изготовлены резчиком Скворцовым из греческого кипариса. Иконостасы были
выполнены двухъярусные, с резьбой и украшениями из красной фольги. Над
царскими вратами и над иконами местного чина сделан резной карниз. В
главном алтаре в два яруса расположились иконы святых, соименных лицам
царского дома. Все иконы живописные на золоте, писаны художником П. М.
Шамшиным. У царских врат среднего иконостаса по воле Николая I помещена
копия с иконы Филермской Божьей Матери, находившейся в церкви Зимнего
дворца. Копия была выполнена художником Бовиным. Остальные иконы
иконостаса были написаны художниками Ф.А. Бруни, М. И. Скотти, Ф.С.
Завьяловым, В.А. Серебряковым, А.Ф. Перницем. Замечательна также
стенная живопись, выполненная художником Завъяловым - это Спаситель
Благословляющий в главном алтаре над престолом, два ангела и Апостолы
Петр и Павел по обеим сторонам от алтаря, в нишах клиросов - Иоанн
Предтече и пророк Моисей. В куполе двенадцать пророков и четыре
евангелиста работы Шамшина.
При соборе
находилось много
предметов культового обихода, представлявших собой художественную
ценность. Большая часть этих предметов была пожертвована в разное время
жителями Гатчина и ее окрестностей. Среди них выделялись замечательной
работой серебряные с позолотой венцы и ризы для икон правого придела,
подаренные И.А. Ганнибалом. В соборе также хранились, хотя и временно,
святыни, подаренные мальтийскими рыцарями Павлу I. На стенах собора,
ближе к выходу, в кипарисовых рамах висели вызолоченные доски, на
которых были начертаны названия полков, служивших в Гатчина при Павле и
из которых впо следствии был сформирован Егерский полк, названный
позднее Гатчинским.
При соборе
существовало
попечительство, проводившее благотворительные акции. В 1920-х годах
собор был закрыт, имущество было конфисковано, а иконостас был разобран
на дрова. Жительница Гатчина купила этот иконостас как дрова и хранила
его до счастливых времен. В 1941 г. после захвата города немцами в
соборе была восстановлена служба, и иконостас занял свое прежнее место.
В нашем веке в крипте собора был устроен нижний храм.
Приход Павловского собора г.
Гатчина
Адрес: 188350,
Лен. обл., г.
Гатчина, ул. Соборная д.36.
(
http://hosting.gatchina.net/pavsobor/hram/h01.htm )
(
http://www.spb-business.ru/show.php?directory=70752 )
Клир Павловского
собора (слева направо):
Первый ряд:
иерей Владимир
Седов, иерей Георгий Преображенский, настоятель протоиерей Владимир
Феер, иерей Сергий Марков, ктитор Алексей Гаккель
Второй
ряд: псаломщик Андрей Феер, диакон Кирилл Коршунов, протодиакон Иоанн
Кондрашов, диакон Константин Трофимов, псаломщик Дмитрий Никольский.
Казанская
икона Божией Матери
|
|
Клир
вырицкого храма в честь иконы Божией Матери Казанская
|
Протоиерей
Георгий Преображенский
настоятель вырицкого храма
|
Православная
Церковь чествует
Казанскую икону Божией Матери.
( 4 ноября )
Престольный праздник
вырицкого Храма
* * *
Указом митрополита
Санкт-Петербургского
и Ладожского Владимира
настоятелем
Вырицкого храма Казанской иконы Божией Матери
назначен священник
Георгий Преображенский, служивший до этого в Павловском
соборе Гатчины.
Напомним, что
прежний
настоятель Вырицкой церкви протоиерей Алексий Коровин скончался 26
сентября этого года.
Отец Георгий
Преображенский, выпускник Санкт-Петербургской Духовной
Семинарии, в нынешнем году отметил 10-летие служения в сане. Отец
Георгий — потомственный священник, его дед протоиерей Иоанн
был
настоятелем Павловского собора в послевоенное время, а отец протоиерей
Николай долгое время преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии
и сейчас служит в кафедральном Казанском соборе северной столицы.
По поводу
своего назначения
в Вырицу отец Георгий заметил, что «он назначен не вместо
почившего
настоятеля митрофорного протоиерея Алексия Коровина, а в продолжение
его славных и добрых дел». Вырицу всегда называли
благословенным
местом, здесь, в часовне рядом с храмом покоятся мощи преподобного
Серафима Вырицкого, и быть в духовном послушании у этого святого
—
особая честь.
Автор:
Татьяна Алехина
" Гатчина -
ИНФО " -
86 от
24.11.2005.
http://www.oreol.info/info/archives/051124/info/sobytiya/indexl_03.shtml
"Не
нужно искать
объяснение
всему в этом мире"
( Интервью с отцом Георгием
Преображенским.
http://www.oreol.info/info/tema/index.shtml )
Месяц назад наша газета сообщала о
назначении
настоятелем Вырицкого храма в честь иконы Божией Матери Казанской
священника Георгия Преображенского, служившего до этого в Павловском
соборе Гатчины.
Вырицу всегда называли благословенным местом, здесь, как известно
многим паломникам, рядом с храмом в часовне покоятся мощи преподобного
Серафима Вырицкого, и быть в духовном послушании у этого святого Отец
Георгий считает для себя особой честью. Факт назначения настоятелем
33-летнего священника мы сочли интересным и накануне Рождества Христова
попросили Георгия Преображенского дать интервью нашей газете. Беседа
состоялась скорее светская, но надеемся, что не бесполезная.
Время подведения итогов заканчивается, и каждый из нас озабочен
глобальным вопросом, что наступивший новый год готовит? Несмотря на то,
что неизвестность пугает, вместе с тем она и обнадеживает. Хочется
верить, что наша встреча с Отцом Георгием кому-то поможет ответить на
самые мучительные вопросы, а кому-то даст силы с большей уверенностью
смотреть в завтрашний день.
— Что такое, по учению Церкви, праздник Рождества? Я читала,
что по
уставу православной церкви Рождеству предшествует многодневный пост, в
Рождественский сочельник верующие вообще не употребляют пищу, а идут в
храм и только после появления первой звезды, символизирующей рождение
младенца Иисуса, могут попробовать традиционное постное блюдо
— сочиво.
Каковы традиции празднования Рождества?
— Прежде всего этот праздник символизирует начало нашего
спасения,
потому что с рождением Христа в нашу жизньо.Георгий вошел Сам
воплотившийся Бог. «Бог есть наш Господь и явился
нам». Христос дал нам
Евангелие — Новый Завет, которому мы должны следовать, всегда
руководствуясь в жизни Евангельскими заповедями. С
рождением Спасителя Христа началось спасение всего человечества. Все мы
знаем, что в силу определенных обстоятельств, когда Адам и Ева
ослушались Господа и вкусили запретный плод ложного познания мира,
первоначальное безгрешное отношение человека к Богу было нарушено, и
человек был изгнан из Рая для его вразумления и постепенного появления
желания подлинного покаяния и исправления своей греховной жизни. Прошло
много времени, прежде чем Бог воплотился и родился Христос.
Смысл праздника Рождества Христова в том, что Сам Господь, возлюбивший
человека и не оставивший его даже и после грехопадения,
пришел в
мир для нашего с вами спасения, чтобы не только указать человеку пути
этого спасения, но и дать возможность измениться самому человеку через
таинство богообщения во Христе и Его Церкви. Поэтому Церковь
этот
праздник очень почитает и устанавливает пост для достойного
приготовления верующих к празднику Рождества Христова. Он длится 40
дней. На трапезе разрешается пища с растительным маслом (кроме среды и
пятницы), в субботние, воскресные и праздничные дни — рыба.
Строгость
поста усиливается в последнюю неделю перед Рождеством. В Сочельник пища
не вкушается до первой звезды (символом первой звезды является
зажженная свеча, которая выносится на свещнике по отпусте литургии,
совершаемой в Навечерие Рождества Христова, и перед которой клирики
поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова).
— Исповедуемая вера облегчает жизнь или делает ее труднее?
— В определенном смысле, конечно, вера накладывает на тебя
дополнительные обязанности. Верующий человек по-настоящему живет не
законами, диктуемыми стихией этого бренного мира, а законом Божиим,
законом Церкви, живёт по уставу церковному, по Евангелию, а это требует
не только внешнего соблюдения церковного устава — это одна
сторона, а
исполнение во всей глубине доступной человеку преподанного всем нам
нравственного закона Божия — это уже настоящий подвиг и
дополнительная
ответственность. Без веры невозможно не только быть угодным Богу, без
веры не принять и посылаемую для нашего спасения полноту помощи Божией.
Я уверен, что человеку жить без веры вообще сложно, любой человек
должен не только во что-то верить, а верить так, чтобы жизнь наша
становилась истинной жизнью, преисполненной силой подлинной,
животворящей любви. И если человек верит в Бога, то
эта
вера в непреложность обетования о спасительной помощи Божией человеку
верующему, и наша верность Богу в наших делах и действиях в ответ на
Его призыв, помогает преодолевать все житейские трудности, на какие-то
вещи посмотреть по-другому, с позиции не мирского, а верующего
человека, который никогда не будет отчаиваться и впадать в уныние.
Все лишения, которые выпали на его долю, он старается преодолеть со
смирением и с должным терпением — значит, так нужно для его
спасения.
Господь ничего не дает нам сверх наших возможностей, он дает нам по
нашим силам, а мы в силу своей человеческой немощи начинаем роптать:
«За что нам такие испытания, за что нам такие
лишения?» А ведь если мы
внимательно присмотримся к себе, наверное, мы найдем те причины, по
которым это происходит, и на эти вопросы сами себе ответим.
— Мне приходилось часто слышать от людей: «Я верю
только в себя и в
собственные силы».
— Здесь можно сказать словами Евангелия: «Не
надейтесь ни на князи, ни
на сыны человеческия, ибо нет в них спасения». Нельзя уповать
только на
себя или на какого-то другого человека.
— А как же народная мудрость «На Бога надейся, а
сам не плошай»?
— Так ведь на Бога же надейся! Бог спасает нас, но не без
нас, не без
нашего участия. Человека нельзя заставить сделаться верующим или
сделаться таким, каким мы хотим или кто-то захочет его видеть. Бог нас
не может заставить прийти в Церковь, чтобы мы были христианами.
Человеку с его рождением дана прежде всего свобода, право выбора, и
поэтому если мы хотим участвовать в своем спасении, нам Господь в этом
поможет, опять-таки не без нашего желания и участия. Если человек не
хочет, никто его заставлять не будет. Мне кажется, что Господь иногда
попускает какие-то скорби или испытания для человека, чтобы через
страдание человек задумался: может быть, стоит по-другому посмотреть на
жизнь и подумать, а что будет после нашей жизни? Ведь наш земной век
короткий, один миг, если поставить его, скажем, на один уровень с
вечностью.
— Вы знаете, что будет после Вашей жизни?
— Я не знаю. Я могу только предполагать, потому что нам
только
приоткрыта завеса, что будет потом на самом деле. Есть Откровение
Иоанна Богослова о картинах Страшного суда, но что будет на самом деле,
никто не знает, и даже, как говориться в Евангелии, ангелы Божии тоже
об этом не знают — одному Господу Богу только известно.
— Вы думали когда-то о том, что светские люди относятся к
Церкви, как к
пункту обслуживания, куда приходят, когда чувствуют потребность
попросить искупления грехов, даже тяжких, иногда смертных, а не
потребность души? Вас это не оскорбляет?
— Я не могу сказать, что это меня оскорбляет. Само уже
желание человека
прийти в Церковь должно поощряться, потому что он не пошел к тем же
гадалкам или каким-то другим целителям. Если у него возникла
потребность прийти в Церковь, то можно сказать, что это его первый шаг
на пути его воцерковления. Ведь было время, когда люди не могли открыто
и свободно прийти в храм Божий, это не приветствовалось, может быть,
осуждалось обществом, люди воспитывались в определенной социальной
среде, и у людей не было потребности в общении духовном. Сегодня каждый
человек, по-моему, может свободно войти в храм Божий. Может быть,
кто-то начинает этот путь потому, что ничто ему не помогает, и он
решает: «Пойду в церковь, свечку поставлю и, может быть,
будет легче».
Кто знает, может быть, этот его приход в Церковь потом изменит в целом
его жизнь?
— Одна женщина рассказывала: «Вот пошла в собор,
попросила Боженьку:
«Управь, Господи, мои дела». Так хорошо управил,
что денежки потекли
рекою»...
— Милость Божья — безгранична, мы не знаем, в чем
она проявляется.
Каждому человеку она проистекает не только для его необходимой
жизненной потребности. Кому-то, может быть, нужно почувствовать
материальную уверенность, и Господь дает ему возможность заработать
деньги. Другое дело, в дальнейшем человек должен сам определять, как
распорядиться этим снизошедшим на него благосостоянием. Сейчас такое
время, когда люди нуждаются, чтобы к ним было проявлено какое-то
сострадание и милосердие. Ведь общество несколько разделено: есть очень
богатые и есть слишком бедные, есть очень много детей-сирот. И если,
получив неожиданное благосостояние, человек поможет тем же
детям-сиротам или престарелым людям, то Господь не только еще ему даст,
но и приумножит его благосостояние.
— Есть молодежь, которая считает, что вера и религия далеки
друг от
друга. Допускаете ли Вы для верующих положение: вера — да,
церковь —
нет?
— Нет, этого разделения не должно быть. Вера без дела мертва.
А какими
могут быть наши дела? Дела в жизни Церкви — наше участие в
жизни
Церкви, в богослужениях, в оказание милосердия ближним. Человек не
может называть себя христианином лишь только потому, что он крещен.
Христианин должен быть и в жизни христианином, т. е. —
последователем
Христа, христианство – не доктрина, это жизнь во Христе. Если
мы
посмотрим в Евангелии, как вел себя Христос, что Он делал, то поймем,
что это прежде всего жизнь Церкви, текущая в Жизнь Вечную, а не
какая-то рубашка, которую, когда нужно, мы надеваем, а когда не нужно,
снимаем. Веру и Церковь нельзя разделять.
— Почему молодежь сегодня так трудно идет в Церковь?
— Потому что сейчас много соблазнов в жизни. Куда интереснее
молодежи
пойти на какую-то дискотеку, где
веселая компания, хорошая музыка,
где можно расслабиться, ты видишь себе подобных, свободных от каких-то
обязанностей, и душе не нужно трудиться. А Церковь налагает какую-то
ответственность, контроль над своими действиями и помыслами, понимание
того, что не всё полезно, что свободно. Соблазны — это путь,
куда
склоняет нас лукавый. Ведь он пытается найти наши слабые стороны, чтобы
подбить нас свернуть с правильного пути, поэтому молодежь и выбирает
более легкий путь для себя, пока ее не коснулись какие-то трудности и
серьезные заботы. Отрадно, что сейчас умножается число молодых людей,
которые приходят в Церковь и участвуют в церковной жизни. Право каждого
человека — выбирать, хорошо если сделан правильный выбор.
— Вы когда-то тоже были маленьким, как все дети,
непоседливым, может
быть, даже строптивым бунтарем. Откуда в Вас такое смирение и
потребность следовать династической вере? Ведь Вы могли бы также
верить, ходить в храм, держать посты и т. д., при этом оставаясь
светским человеком?! Каким образом молодой человек, только окончив
школу, может знать, что есть его призвание? Как Вы поняли, что Ваше
призвание — служить Богу?
— На самом деле человека нельзя заставить —
потребность должна исходить
из глубины его души. Вообще все идет из семьи. Я воспитывался в
верующей семье. Мои отец и дедушка были священнослужителями, и даже
прадедушка. Мой дед, протоиерей Иоанн, служил в Пскове, Риге, Валдае,
Санкт-Петербурге, был настоятелем Павловского собора в 70-е годы, а
папа, протоиерей Николай, — преподаватель в
Санкт-Петербургской
Духовной Семинарии и сейчас служит в кафедральном Казанском соборе
Санкт-Петербурга. Я — принявший священнический сан выпускник
Санкт-Петербургской Духовной Семинарии, священнослужитель уже не в
одном поколении, и, естественно, мне с детства прививались любовь к
Богу, любовь к Церкви, к церковной жизни. Папа мой воспитывался в
богоборческое время, и его жизненный путь был неслучайным. Сначала он
избрал науку, и хоть его отец был священник, он не препятствовал этому.
Было сложное время, а дедушка был мудрый человек, он говорил:
«Самое
главное, чтобы вы оставались верующими людьми, а кем вы будете в жизни,
это уже ваше право». Но, видимо, его желание иметь
продолжателя своей
фамилии в будущем возымело свои плоды: папа понял, что, хоть наука и
интересна ему, духовное призвание ближе для него, поэтому он пришел в
Церковь.
Уже со школьной скамьи, в 8-9-х классах, когда люди начинают определять
свой дальнейший жизненный путь, я разговаривал с родителями о своем
будущем, советовался, как это было принято в нашей семье, и в одной из
бесед мы приняли решение, что было бы очень правильно, если бы я
продолжил традиции нашей семьи и поступил в Духовную Семинарию.
— Но между тем Вы много общались со своими одноклассниками,
которые
были другими — светскими. Разве Вам не хотелось вместе с ними
«попробовать» светской жизни или в Вашу душу
настолько прочно вошло
родительское слово, что никто и ничто не могло Вас поколебать?
— Любой человек имеет много каких-то вариантов для себя,
когда решает,
кем хочет стать. У меня колебаний не было: я был воспитан в таком духе,
что должен служить Церкви.
— Должен или хочу?
— Должен и хочу. Я по-другому своего будущего не мыслил. Это
мое, здесь
я чувствовал себя родным, своим, в этой среде мне было легко. В школе,
в светской жизни, были определенные трудности в общении: когда
заканчивалась школьная неделя, все одноклассники стремились на
дискотеки или в походы, а я знал, что у меня — богослужение в
вечерний
и в воскресный день. Может быть, какое-то противление с моей стороны
было в тот момент, когда все это еще было неосознанно, и мне тоже
хотелось со всеми веселиться, душа стремилась к какой-то праздности. Но
с возрастанием, с приобретением жизненного опыта, мудрости я понимал,
что хочу посвятить себя Церкви, и должен научиться управлять собой.
--И как школьник Георгий боролся с самим собой? Молитвою?
— И молитвой тоже. Роль в моем становлении, прежде всего,
сыграл
родительский пример. Я видел, что мои родители не пребывают в
праздности, и воспитывался в таком же едином ритме, как в заповеди:
«Шесть дней делай и сотвори все дела свои, седьмой посвяти
Господу
Богу». Соблюдение заповедей Божиих прививалось нам с детства,
мы
понимали, что есть время для того, чтобы трудиться и учиться, но
какой-то день мы должны посвящать Богу, идти в храм, поэтому по-другому
мы и не думали никогда. Конечно, были исключения, но мы никогда не
забывали о Церкви и о Боге.
— Что Вам открыла Церковь, что научила понимать?
— Церковь прежде всего открыла мне новый образ жизни, потому
что жизнь
вне Церкви — другая. В Церкви человек учится по-другому
смотреть на
жизнь, не только через себя. Он понимает, что в жизни можно
делать все, но многое из всего этого не может быть нужным и полезным
для тебя без церковного опыта жизнепонимания. И потом, Церковь стала
частью моей сегодняшней жизни, я без этого не могу. Церковь помогает
мне принимать какие-то решения, понимать людей как-то иначе, видеть их
с другой стороны.
— Какова Ваша ответственность сегодня?
— Ответственность огромная и, прежде всего, за людей,
прихожан.
Ответственность за храм, в котором я несу свое служение настоятелем
чуть больше месяца. Это ответственность за жизнь прихода, за его
духовное развитие. Место это святое, благодатное — вы знаете,
что здесь
захоронен преподобный Серафим Вырицкий, на месте его захоронения в 2000
году была построена часовня. Сюда приезжает очень много паломников
поклониться и приложиться к гробнице этого святого, поэтому я чувствую
еще большую ответственность за то, чтобы люди хотели сюда ехать, чтобы
им было хорошо здесь, а ведь это и в организационном плане надо
обустроить.
Еще у меня есть ответственность перед своей семьей и за воспитание
6-летней дочери. Если сейчас не заложить ей эту любовь к Богу, к
Церкви, которую в свое время заложили мне родители, неизвестно, кем она
может вырасти. Я чувствую ответственность перед своими родителями, я
должен понимать, что придет время, когда я должен буду заботиться и о
них. Слово «ответственность» подразумевает очень
многое.
— Вы готовы к этой ответственности?
— Да, иначе бы я не называл это ответственностью.
— Возвращаюсь к разговору о становлении молодого человека. Из
Ваших
слов я поняла, что для Вас основополагающим явился родительский пример,
родительский образ жизни. В светских семьях дети тоже видят, что их
родители много работают, и, тем не менее, дети обычно идут своим путем
и иногда не всегда праведным. Как Вы думаете, почему дети не всегда
хотят следовать добропорядочному примеру своих родителей, и в семье
возникает проблема «отцов и детей»?
— В светских семьях если и воспитывается уважение к
родителям, то, как
мне кажется, зачастую какими-то непедагогическими методами. Может быть,
я ошибаюсь, но иногда уважение к родителям строится таким образом:
«Я
даю тебе возможность для учебы, финансово чувствовать себя в жизни
свободно, а ты меня уважай и почитай». И порой родитель в
ответ
натыкается на противоположное — на отторжение: ребенок только
требует,
а взамен не дает ничего. Мне кажется, что все проблемы в семье
— в том,
как родители воспитывают своих детей. Если родителям чужда любовь к
Богу, к ближнему, друг к другу, то и от детей они этой любви не увидят.
Церковь не говорит же, что нет грехов, она, наоборот, говорит, какие
бывают грехи, помогает понять человеку причину греха, но это не значит,
что она подталкивает нас к этому греху — она пытается нас
удержать.
Когда маленький ребенок тянется к розетке, мы уберем его ручку и скажем
ему, что это опасно для его жизни. Но когда ребенок становится старше,
у него наступает переходный возраст, родители почему-то теряют такую
бдительность. Они не интересуются, может быть, достаточно жизнью
подростка. Причина непонимания, по моему мнению, в нарушении общения
родителей и детей. Ребенок на каком-то этапе понимает, что он стал
самостоятельным и может сам справиться с какими-то жизненными
вопросами, а родители думают, что выполнили свою миссию, порой,
родителей устраивает, что ребенок не докучает им своими
вопросами-расспросами. И получается, что они — сами по себе,
а ребенок
— сам по себе. Когда такое случается, это первый признак
того, что
ребенок стоит в одном шаге от пропасти, в которую может свалиться. То
есть родители теряют связь со своим ребенком. Задача Церкви как раз и в
том, чтобы вот эта связь между родителями и детьми никогда не
нарушалась.
Я не могу сказать, что в светских семьях нет любви. В каждой семье,
наверное, все происходит по-своему. В христианской же, верующей, семье
все строится на любви, преисполненной благословением и силой Божией.
Родители любят своих детей и стараются привить детям эту любовь. В
нашей семье все строилось на любви и заповеди: «Почитай отца
твоего и
мать, и благо тебе будет и долго лет будешь жить». То есть
Господь нам
обещает долголетие и благую жизнь, если мы будем почитать, уважать
своих родителей всю нашу жизнь. Родители тебя любят. Родители дают тебе
все, что в их возможностях, и ты должен это ценить. Ценить, прежде
всего, их родительскую любовь, отвечая им тем же, и тогда, может быть,
даже не родители, а Господь поможет тебе обрести себя, найти себя в
этой жизни.
— Сегодня много молодых людей ищут свое место, боятся, что не
найдут,
живут в свободных союзах — а вдруг не удастся создать крепкую
семью?
Они говорят: «Надо попробовать, а вдруг не
получится». Гражданский брак
считается нормальным явлением, молодежь уверена, что такой брак, когда
нет своего жилья и средств, и они держатся друг за друга, помогает им
выжить. Ваше точка зрения?
— Вы так хорошо все объяснили и как бы нашли оправдание.
Позиция Церкви
категорична — Церковь не благословляет такое сожительство, а
должна
всячески препятствовать ему. Этому не может быть оправдания: ни
материальные трудности, ни какая-то неустроенность в жизни. Союз между
двумя людьми должен быть благословлен и оформлен в законодательном
органе, у людей должна быть ответственность друг перед другом. А когда
люди находятся в добровольном сожительстве, они не несут определенной
ответственности друг перед другом. Вроде бы они и вместе, а
одновременно они друг от друга свободны. Вот эта свобода в данной
ситуации может сыграть очень нехорошую роль с людьми. Им может это
понравиться, они могут менять партнеров и каждый раз находить этому
оправдание. И, вроде бы, мы будем видеть, что это плохо, что они часто
меняют своих спутников, но вместе с тем мы ничего не можем поделать,
потому что мы сами им это разрешили. Я считаю, здесь не должно быть
никакого оправдания, должно быть категоричное «нет».
— Союз Пугачевой и Киркорова был благословлен Богом и
скреплен законом,
но он распался через 12 лет.
— Если человек регистрирует свои отношения или венчается, это
не
гарантия того, что этот союз будет вечным.
— А гарантия чего?
— Гарантия благодати, которую получают люди, когда они
венчаются. Что
такое венчание? Это таинство, прежде всего, которое совершается в
Церкви. Люди получают благодать от Господа и благословение на свой
союз. И в дальнейшем все зависит от них: либо они хранят этот союз, эту
благодать, либо они ее теряют.
— Вы верите, что Церковь может помочь человеку отказаться от
алкоголизма и справиться с такой страшной болезнью, как наркомания? Вы
знаете такие примеры?
— Да, я могу сказать, что Церковь может помочь нуждающимся
людям, тем,
кто страдает алкоголизмом, наркоманией, если они этого сами захотят.
Помощь Церкви — через веру, которую человек будет в себе
развивать, и
он отойдет от этих пристрастий. Я знаю такие примеры, это разные люди
—
молодые и в возрасте, кто-то из них был в алкогольной, а кто-то в
наркотической зависимости.
— Почему тогда врачи уверяют, что наркомания, особенно
героиновая
зависимость, не лечится?
— Врачи на кого надеются? Чаще только на самих себя. А
верующий человек
надеется на Господа. Для Бога нет ничего невозможного. Но человек
должен сам захотеть вылечиться, а не так, что его силой привели родные,
а он всё равно не хочет лечиться, потому что никакая клиника тогда уже
помочь не может.
— Но как в наркотическом или алкогольном дурмане человек сам
найдет
дорогу к Церкви?
— Первый раз, как правило, его в Церковь приводят близкие,
где с ним
разговаривают. Второй раз, если человек захочет, он приходит
самостоятельно. Понимаете, нельзя заставить человека что-либо сделать.
Желание должно исходить от нас самих. Как, например, всякий человек,
принимающий крещение, не может сразу же стать по-настоящему верующим.
Он должен для этого трудиться. Любое здание не может быть сразу
готовым. Оно начинается с закладки фундамента, потом выстраиваются
стены, перекрытия, крыша, затем оно благоустраивается,
облагораживается. Так и верующий человек постепенно укрепляется в вере,
выстраивая «стены» храма своей души.
— Вам когда-нибудь приходилось нарушать заповеди?
— Нет человека, который бы не согрешил. Я такой же грешный
человек. Но
ведь в Церкви есть таинство исповеди, покаяния, через которое человек
может очистить себя от скверны, в которую впал по своей слабости. Тем
более Господь нам сказал: «Всякий грех прощу, только хулу на
Духа
Святаго не прощу», т.е. непростительна только полная
нераскаянность,
упорное богоотступничество и богоборчество.
— То есть, я могу, простите, убить, а потом пойти в храм
покаяться, и
нет греха?!
— Нет, сознательно нарушать заповеди нельзя. Церковь
старается оградить
нас от этого. Нам дан свод законов, которые мы должны соблюдать. Ведь
нравственный, гражданский закон тоже предусматривает какое-то наказание
за нарушение тех или иных правил, поэтому здравомыслящий человек
поймет: если он украдет, то он согрешит не только перед Богом, но и
перед гражданским законом, он за это может быть осужден вплоть до
лишения свободы. Дело в том, что по-настоящему верующий человек никогда
на такие соблазны не пойдет. А человек неверующий надеется только на
себя, на свою хитрость, ловкость, он думает, что ему все сойдет с рук.
— Человек может просто ошибаться. Иногда мы совершаем такие
поступки,
природу которых не можем даже себе объяснить и понять, почему мы это
сделали?!
— Но ведь когда-то пришло к нему это чувство, он понял,
осознал, что
совершил что-то не то. Другой вопрос, сможет ли он жить с этим
чувством, когда поймет, что сделал что-то не так?
— А если жить с этим не может, то в омут с головой?!
— Почему же сразу в крайности?
— Но Вы ставите вопрос именно так.
— Если человек не может с этим жить и ему плохо, он либо
пойдет в
Церковь и попросит прощения, чтобы облегчить свои внутренние терзания и
найти силы для исправления своего, либо пойдет в
правоохранительные органы и сделает признания, облегчающие наказание за
его вину.
— Если это не касается уголовной ответственности, тогда куда
ему идти?
— Приведите конкретный пример.
— Допустим, обманул, и совесть гложет, а исправить ничего
нельзя.
— Если совесть мучает, человеку может помочь только Церковь.
Надо
покаяться. Примеров очень много, когда и разбойников Господь миловал.
Вспомним события, описанные в Евангелии: с Христом распяли двух
разбойников. Один разбойник что делал? Хулил, говорил: «Если
ты Бог,
можешь все, спаси Себя и спаси нас, зачем мы страдаем?».
Другой говорил
наоборот: «Мы-то страдаем за дело, мы страдаем заслуженно,
потому что
грабили, убивали, насиловали, нас за это предали этим мучениям и
смерти, а Он страдает безвинно. Людей учил любить, противиться злу, но
его просто оклеветали, осудили». И просто сказал:
«Господи, помяни меня
во царствии Своем». Господь сказал: «Сегодня же ты
будешь со мной в
Раю». Вот истинный пример покаяния: человек раскаялся, увидев
Истину, и
был прощен Богом, даже находясь в одном шаге от смерти. Это не значит,
что мы все должны дотягивать до последнего и потом просить покаяния за
всю жизнь, потому что никто не знает, что будет с нами завтра. Никто не
знает, что с человеком может случиться через час или два. Человек
неверующий может не задумываться об этом, он как-то проживает свою
жизнь, не думая о том, что завтра может для него и не наступить. И с
каким чувством он предстанет перед Богом? Он спохватится, а может это
уже будет поздно, если наступил уже полный паралич души. Верующий же
человек, христианин, всегда готов к этому — он не боится
смерти
физической, а боится смерти духовной. Смерть — это всего лишь
своего
рода дверь, переход из одного состояния в другое. Человек же изначально
был создан Богом бессмертным. Из-за грехопадения людей человек стал
смертным. Поэтому пока умирает наше тело, а душа наша бессмертная по
своей расположенности обретает либо мёртвую вечность, либо Жизнь Вечную
во всей её полноте духовной и телесной по воскрешении человечества из
мертвых.
— И где наша душа будет жить?
— Это уже от нас зависит: погубить, растлить свою душу очень
легко,
соблазнов в нашей жизни множество, а вот спасти сложнее. Современная
молодежь, может быть, не вся, не задумывается о будущем, живет
сегодняшним днем. Да, ты живи сегодня, но думай и о будущем.
— Каким злом отмечена нынешняя эпоха, по Вашему мнению? Вы
разделяете
точку зрения, что наша планета — большой сумасшедший дом, в
котором
властвует безумие?
— «Весь мир во зле лежит» и, кажется, что
безумие, властвует везде.
Люди натворили много глупостей и не обязательно в нашу эпоху
— в любую.
Ритм современной жизни насыщенный, человеку трудно найти время
остановиться, подумать, все ли он так делает, на том ли он пути? Скажем
так, человек встал на беговую дорожку и бежит-бежит-бежит по ней, пока
силы есть. Но когда он сойдет с дистанции, оказывается, что он либо
слишком далеко бежал в другую сторону, либо не достиг того, куда бежал.
Что для человека важно, то он и избирает в жизни, «где ваше
богатство,
там ваша душа и сердце». Будем себя привязывать к земному
богатству —
стяжать, копить, так и останемся здесь. Будем духовно богатеть, в Бога
богатеть, с Богом и останемся, душа наша будет возвышенной... Не
следует забывать, что «Свет Христов просвещает всякого
человека
приходящего в мир», мы не одиноки в своем противостоянии
силам зла,
которые не устоят перед силой Божией.
Безумство мира, наверное, заключается и в его равнодушии. Не проходить
мимо упавшего, оступившегося, а одаривать вниманием нужно таких людей.
Ведь почему с человеком происходит беда? Он думает, что никому не
нужен. Поэтому задача пастыря — обнаружить в людях
милосердие, укрепить
их веру. По вере возможно все — без веры, без Бога
люди
ограничены в своих возможностях.
— Как Вы относитесь к словам Ионна Павла II, что
«каждое человеческое
страдание, каждая боль, каждая слабость таит в себе обещание спасения,
обещание радости...»?
— Можно сказать Евангельскими словами:
«Претерпевший до конца спасен
будет». Человек должен понимать, что все его лишения,
страдания, скорби
когда-нибудь закончатся, и наградой за лишения будет то, что он будет
рядом с Богом. Но это не значит, что он должен готовить себя к
страданиям и сознательно на них идти. Ведь страдания случаются когда?
Когда человек отходит от правильного жизненного пути, а Господь хочет
его вернуть на этот путь. Он не может явиться перед ним и сказать:
«Ты
делаешь неправильно, ты должен измениться». Господь
заставляет человека
через трудности прийти к этому пониманию самостоятельно.
Что порой приводит человека в Церковь? Боль, страдание, несчастья,
неудачи. Он идет в Церковь, пытаясь использовать последний шанс. Почему
он не подумал о Боге в самом начале? Значит, не был к этому готов.
Поэтому слова эти говорят нам, что все равно вы будете награждены, если
вы поймете, что вы страдаете не просто так, а для того, чтобы что-то
изменить к лучшему в своей жизни. Господь хочет спасти каждого человека.
— Почему тогда Господь забирает маленьких детей и молодежь,
которая
каждую неделю умирает от наркотиков?
— Господь хочет спасти каждого человека и спасает только Ему
одному до
конца ведомыми путями. Но не без нас, не без нашего с вами участия. А
то, что Господь забирает молодых людей... Зачем вмешиваться в промысел
Божий? Значит, так определено Богом для их и нашего же вразумления и
спасения. Не нужно искать логическое объяснение всему в этом
мире.
— Простите меня, а если промысел Божий коснется Вашего
ребенка, Вы не
будете искать этому объяснения, почему это случилось с Вами?
— Я, наверное, буду искать объяснение. Я буду искать
объяснение прежде
всего в себе. И с Божией помощью пойму, что это все сделано
неслучайно.
— А как пережить боль?
— Пережить очень тяжело. И именно Церковь помогает людям
справиться с
этими переживаниями. Приходя в Церковь, люди понимают, что связь,
которая была между нами в этой жизни, не прерывается. Потому что вера,
молитва — та невидимая нить, которая связывает наш, вот этот
тварный
мир с миром небесным, и Господь Бог — не Бог мертвых, а Бог
живых. Ведь
наступит когда-то время, что и нам придется покинуть этот тварный
земной мир. Не стоит об этом сейчас безнадежно думать — у
Господа всем
будет место. Просто мы должны себя подготовить к этой встрече.
Христианин не должен бояться смерти. У Авраама был единственный сын, и
Господь сказал: «Принеси его в жертву». Он не
посмел ослушаться —
Господь ведь и дал ему этого сына. Авраам связал сына, приготовил
хворост и занес уже кинжал над ним, но ангел остановил его. Вот пример
подчинения воли Божьей и упования на то, что если Господь дает, то он
вправе и брать — это может понять только человек верующий.
Лилия Мацко-Аблямитова
06
-13
января 2006 года
(
http://www.oreol.info/info/tema/index.shtml )
Христос
воскресе !
"Воскресение
Твое, Христе Спасе,
Ангели поют на небесех, и нас на
земли
сподоби чистым сердцем
Тебе
славити" (Стихира на
утр., гл. 6)
Возлюбленные о
Господе отцы, братия и сестры!
В сей нареченный и
святой день Воскресения Христова,
поздравляю всех вас с Праздником праздников, с Торжеством из торжеств,
с наступившим светлым и радостным праздником Святой Пасхи Божией
Спасительной, и приветствую вас вечно живыми, никогда не умирающими
словами пасхального приветствия: "Христос Воскресе!"
Воскресение
Христово -
центральное событие мировой истории, ибо воистину "Христос воскрес из
мертвых, Своею смертью смерть попрал и сущим во гробех вечную жизнь
даровал!"
Благодаря искупительному подвигу Спасителя, наиболее полно выраженному
в Его Боговоплощении, в Крестной смерти Христа, Его Воскресении и
Вознесении, преодолена пропасть, отделявшая людей от Бога, и
человек, отпавший некогда от своего Создателя и Небесного Отца,
становится причастником Божественной жизни.
Пасха "столько
превосходит все торжества человеческие и
земные, - свидетельствует святитель Григорий Богослов, - сколько солнце
превосходит звезды". Поэтому нет для христианина более торжественного и
великого дня, чем день Светоносного Воскресения Христова, несущий нам
спасение и Жизнь Вечную.
Неоднократно на
протяжении пасхальных дней мы с вами будем слушать слова: "Воскресения
день, просветимся, людие".
Какой трогательный, какой жизнеутверждающий призыв! Он особо важен для
нас сейчас, когда в обыденной жизни мы так часто встречаемся с
многообразными и многочисленными трудностями, скорбями, разнузданными
силами греховной тьмы, ввергающими нас во всяческую нечистоту,
малодушие и неправду.
Но
пришел, приходит и будет приходить невечерний
Воскресения день! И от этого сердца наши всегда преисполняются светлой
духовной радостью. И оказывается, что все эти трудности, вся эта тьма,
вся эта ложь и неправда не вечны, все это преходяще!
Святая
Пасха переживается нами не как событие
давней истории, но как торжество действительной встречи с восставшим от
Гроба Христом Жизнодавцем, Победителем ада и смерти. Христос - новая
Пасха! В своем эсхатологическом аспекте Святая Христова Пасха, как и
Божественная Евхаристия, преисполнены радостью хотя и частичного, но
реального приобщения нас к блаженной жизни будущего века. В тропаре в
конце "Последовании ко св. Причащению" говориться: "Попали огнем
невещественным грехи моя, и насытитися еже в Тебе наслаждением сподоби,
да ликуя возвеличаю, Блаже, два пришествия Твоя". Мы уже "насыщаемся
наслаждения", которое в полной мере будет свойственно будущему веку.
Священник, причастившись, в любой день года читает пасхальный тропарь:
"О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О, Мудросте, и Слове Божий, и
Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия
Твоего" (Пасхальный канон. Творение преп. Иоанна Дамаскина. Песнь 9,
троп. 2-й).
Да
дарует воскресший Христос Спаситель в эти
светоносные дни Пасхи всем нам мир, мир детям, семьям нашим, согласие и
духовное единство жизни всего нашего общества. Ещё раз от всего сердца
поздравляю всех вас, возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры,
дорогие чада Русской Православной Церкви, с Пасхой Господней! И вновь,
и вновь возглашаю:
ХРИСТОС
ВОСКРЕСЕ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ХРИСТОС
ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Материв
Вырице
протоиерей
Георгий
Преображенский.
Пасха
Христова 2007 год.
В Е Л И К И Й П О С Т
"Уклонись от зла и
сотвори благо" (1 Пет. 3, 11)
Христос
рождается, славите!
Христос с небес, срящите!
Христос на земли, возноситеся!
Ирмос
1-го канона
Настоятель и Приходской совет храма Казанской иконы Божией Матери в
Вырице сердечно поздравляют Вас со светлым праздником Рождества Господа
нашего Иисуса Христа и Новолетием!
Пусть праздник Рождества Христова станет праздником рождения Христа в
нашей душе и нашего возрождения во Христе. Умолкнем для мира, чтобы в
душе нашей родилось Божие Слово и наполнило нас Божеством, Светом и
святостью... Пусть рождественская радость и ликование, являясь верными
нашими спутницами, станут надежными помощницами в нашем нелегком
шествии по жизненному пути, чтобы мы не просто прошли этот временной
отрезок, исчисляемый какими-то десятилетиями, но чтобы это время
приблизило нас к Богу, чтобы, живя на земле, каждый из нас стал
насельником Неба.
Здравия Вам душевного и телесного, помощи Божией во всех Ваших добрых
начинаниях.
Да сохранит и благословит Вас Господь на многая и благая лета!
С братской любовью во Христе настоятель храма священник Георгий
Преображенский.
Рождество Христово 2007 год.
Отче
Серафиме, моли Бога о нас !
© 2005-2012
serafim.com.ru. Все
права защищены
|