|
-
-
|
Проповедь
на Благовещение Пресвятой Богородицы
(о.Алексий, 2005 год).
Светлая память р.Б
Алексию,
верному
и
неутомимому труженику на ниве Христовой !
Братия и сестры,
спасение каждого из нас начинается в день Благовещения Пресвятой
Богородицы, а в дальнейшем, матерь Церковь напоминает нам, и вы
помните, происходит Крестом Господним. Крестом Господь Иисус Христос
нас всех возводит в достоинство наследничества жизни вечной. И на этой
седмице встречаются эти события. В середине Великого поста Матерь
Церковь для нашего облегчения в посту, для облегчения нашего подвига,
чтобы подавались нам силы и духа, и тела нашего выносит на поклонение
Честной и Животворящий Крест Господень. И в то же время мы празднуем
Боговоплощение, начаток нашего спасения. Благая весть пришла ко
Пресвятой Деве Марии, что она родит Сына и наречет имя ему Иисус. Так
по предначертанному совету Пресвятой Троицы совершается дело нашего
спасения. Почему мы так об этом часто говорим? Потому что каждый
годичный круг нам напоминает о том, что как этот круг вечен, так и мы
ожидаем вечности. И временная жизнь нам дана, как будто бы только
небольшой отрезок… Ведь придет время, когда оно,
материальное время
свернется, как нам об этом вещает Священное Писание, и мы войдем в
вечность. В вечность блаженную в Царствии Божием или в вечное
отчуждение от любви Божией. Вот почему мы и исторически, и богословски
об этом напоминаем себе. И конечно же, за богослужением, за нашими с
вами общими молитвами, мы эти воспоминания совершаем для того, чтобы
знать и не забывать, что нас ради и нашего ради спасения Господь
Христос воплотился, родился и принес Свое божественное учение, исполняя
которое, мы сможем достичь вечного блаженства – Царствия
Божия, о
котором неустанно нам напоминает матерь святая Церковь православная. И
вот в эти то дни будем особенно радостны этой благой вести, что мы
спасены, будем благодарны Господу Богу за то, что Он нам подал эту
благодатную возможность, и созданная Им Церковь святая, врата адовы
которой не одолеют, устрояет нам этот путь в вечное блаженство. Были бы
мы только в этом усердны, были бы мы исполнителями заповедей закона
Господня и правил святой Церкви. Поэтому, всех вас, поздравляя с
сегодняшним праздником святого Благовестия, Благовещения Пресвятой
Богородицы, всем вам желаю телесного здравия, душевного спасения,
наипаче же ума-разума, мудрости, как совершить праведно это шествие по
временному пути. Много волн этого житейского моря захлестывает нашу
утлую ладью, на которой мы пытаемся плыть по этому морю. Будем
держаться непотопляемого корабля – матери нашей, Церкви
православной, и
исполнять на себе обряды и таинства церковные, во спасение, во
обновление, в восполнение сил духа и тела нашего. Ведь в Церкви мы
получаем божественную благодать, немощных врачующую и оскудевающих
восполняющую. Так дай-то, Господи, по нашей вере воспринимать эти
благодатные дары. А Матерь Божию мы всегда будем прославлять, как и
сказал Ей архангел Гавриил: «Радуйся, Благодатная, Господь с
Тобою». И
Царице небесной будем всегда повторять эту молитву:
«Богородице Дево,
радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою». Да оградит всех
нас
Господь Бог силою Честнаго и Животворящего Креста от всех бед и
напастей и от всякого стреляния противника нашего спасения, врага рода
человеческого – диавола и темных слуг его. Отгонять их нужно.
По вере
нашей да подаст нам Господь Бог через Крест Христов принять эту
божественную благодать и всегда идти тем путем прямым, какой нам указан
матерью Церковью. Господне благословение да пребывает на вас, на ваших
семьях, на чадах ваших и на вашем пути, который да будет праведным.
Аминь.
о.Алексий,
настоятель
Храма
иконы
Божией Матери Казанской в Вырице,
2005 год.
СКАЖИ
МУДРОСТИ: "ТЫ СЕСТРА МОЯ!"
(
"Православный Санкт-Петербург"- 3 (158), март 2005 года- интервью с отцом
Алексем Коровиным )
- А приходилось ли Вам, батюшка, видеть, как человек верующий,
церковный - отходит от церкви?
Отец Алексей Коровин, настоятель Вырицкого храма во имя Казанской иконы
Божией Матери, не спешил отвечать
на этот вопрос. Только что
кончилась литургия, батюшка - усталый, но весь лучащийся светом только
что совершенного великого таинства, медленно снимал с себя облачение, и
видно было, что он сосредоточенно, спокойно раздумывает над ответом.
- К сожалению, приходилось, - сказал он наконец. - Был такой человек -
неглупый, уже немало знакомый с церковной жизнью, начитанный: Правда,
начитан он был более по-светски, чем в святых отцах: И он сам о себе
знал, что он и неглуп, и начитан, и воцерковлен, и считал, что с таким
багажом - немаленьким, повторяю, багажом - ему в этом мире лукавом уже
ничто не страшно. И я сам был в этом человеке уверен, хотя очень меня
безпокоил тот прискорбный факт, что он редко ходит к исповеди, а
причащается еще того реже: И недаром, как выяснилось, я безпокоился:
все-таки уловил его враг спасения человеческого. На самоуверенности-то
он его и поймал. Как-то раз пристали к этому человеку на улице
сектанты, стали его зазывать на свои собрания: Он, будучи убежден в
том, что люди это - темные, малограмотные и одолеть их будет легко,
вступил с ними в спор. Понадеялся на свою начитанность, а не знал того,
что начитанность его - поверхностная. Он Библию читал, конечно, но
читал как роман, и от этого чтения осталось у него только общее
впечатление, а не существенное знание Священного Писания. Сектанты же -
напротив, общего духа Библии не знают, но помнят наизусть множество
вырванных из контекста цитат, и этими цитатами, как дубинами, валят
наповал своих неопытных собеседников: Вот и этого человека они таким
образом повалили. Он, превыше всего ставя свой ум, положился на него, и
ум этот, не обогащенный знанием, подсказал ему, что в словах сектантов
есть своя логика. И начал он посещать их собрания: и раз, и другой: И
дошел до того, что в церковь совсем ходить перестал. А тем, кто хотел
его образумить, говорил в глаза: "Да, сектанты правы: они по-настоящему
любят Бога и хорошо знают Его слова! А вы - люди безграмотные,
держитесь давно отживших таинств и обрядов, в то время как людям нужна
одна только живая проповедь!" И в конце концов отпал он от Церкви
совершенно - вот такая печальная история: Очень жалко этого человека.
Тем более, что, уйдя от Церкви, он и семью потерял: не пошли за ним ни
жена, ни дети. И вот что интересно: жена его вовсе не была таким уж
церковным человеком - в храме появлялась редко, к исповеди ходила еще
реже: Но за сектантами следовать наотрез отказалась: "Ты же, - говорит,
- учил нас во всем следовать Матери-Церкви, а сам ушел из нее. Как же
можно теперь тебе верить?" Да ему и самому семья вскоре стала не нужна:
- Выходит, лукавый уловил его на недостаточном знании Писания?
- На недостаточной мудрости. Мудрость - великий дар Божий, и просить ее
нам у Господа надо со всем усердием. Знания наши, наш житейский опыт -
все впустую пойдет, если не будут они оживотворены духовной мудростью.
Мир во зле лежит, Писание сказало об этом несколько тысяч лет назад. И
чтобы среди этого зла найти хоть частицу добра, чтобы лукавый не уловил
нас, нужно иметь мудрость: Иначе мы можем принять зло за добро: ведь
противник нашего спасения все утончает свое жало. Он агонизирует,
приходят его последние дни, и зло становится все изощренней, все
хитрее. Чтобы сегодня спасаться, нужна такая бездна мудрости, что самим
нам ее никак не обрести. Нужна помощь Божия, а от нас требуется
усерднейшая молитва о стяжании мудрости духовной. Не напрасно
евангельское слово говорит: будьте кротки как голуби, и мудры как змии.
Вот почему и апостол Иаков нам советует: "У кого не хватает мудрости,
просите у Бога, и дастся ему".
- Как же мудрый должен поступать на месте этого человека, ушедшего к
сектантам?
- Мудрый прежде всего не надеется на свою мудрость. Мудрый знает, что
диавол всегда будет хитрее его, и не лезет в расставленные лукавым
сети. Человеку же тому следовало не пускаться в спор, а сразу, прежде
всех слов, сказать: "Я человек православный и проповеди слушаю только в
храме Божием!" Эта фраза в подобных людей вселяет такой страх, что они
тут же ретируются, - тут же! - и ни до каких споров дело уже не
доходит. Вот она - мудрость: не забираться в ловушку, надеясь сокрушить
ее изнутри, а обойти сети стороной.
- Как вы считаете, что будет мудрее: заботиться о том, чтобы душа не
остыла в теплохладности, или беречь ее от чрезмерной разгоряченности?
- Мудрость всегда держится золотой середины, царского пути. Да,
теплохладность крайне непривлекательна, и это многие видят: Но апостол
Павел предостерегает и от ревности не по разуму. Опасность ее хорошо
видна в случае с нашим новоявленным сектантом. Он ведь погиб духовно -
я убежден, что это именно гибель, - но почему? Не потому ли, что
вначале он слишком горячо взялся за дело, не рассчитал своих сил. Воин
же, не рассчитывающий сил, непременно потерпит поражение - так в этом
случае и вышло: Несомненно, что он владел определенным количеством
благодатных даров: даром разума, например, даром свободы духа, но не
сумел ими разумно воспользоваться.
- В поисках духовной мудрости нам не обойтись без помощи священников.
Так, может быть, чем больше таких помощников будет - тем лучше? Нужно
ли молиться всегда в одном и том же храме, не разумнее ли будет
"расширить охват", чтобы от каждого храма, от каждого священника брать
нечто полезное для души?
- Я полагаю, что нужно держаться одного храма. Вообще-то Матерь-Церковь
ведет нас всех в одном направлении, но у каждого своя тропинка: нельзя
идти по двум дорогам сразу - тем более по трем и более: Каждый
священник по-своему разрешает то или иное духовное затруднение; и что
будет, если мы, набрав разных духовный рецептов, попытаемся применить
их все сразу? От множества мнений мысли будут рассеиваться и душа
слабеть. Благостно и полезно бывает съездить иногда в паломничество,
пообщаться с духоносными отцами, но в повседневной жизни полезнее
знать, что я - прихожанин своего храма и придерживаюсь наставлений
своего духовного отца.
- Есть люди, которые считают, что немудро и неблагочестиво просить у
Господа каких-то временных материальных благ, что молиться нужно только
о духовных дарах. Что об этом думаете вы - хранитель гробницы св. прп.
Серафима Вырицкого: ведь вы уже много лет наблюдаете, как со всей
страны едут к преподобному паломники и просят у него помощи в своих
нуждах?
- Конечно, просить о временном, о земном - это не грех. И Церковь
постоянно молится о здравии телесном всех православных, об их
благополучии, об избавлении от бедствий. Мудрость же тут состоит в том,
чтобы не просить лишнего. Не все мы можем понести, на что-то и сил не
хватит. Не все выдержат бремя власти, богатства - потому не всем
Господь их и посылает. Нужно быть таким духовным гигантом, как святой
Серафим, чтобы иметь огромные капиталы и при этом оставаться всецело
преданным Господу:
- Не расскажите ли вы, батюшка о каком-нибудь недавнем случае чудесной
помощи преподобного?
- Не далее как нынешней осенью случилось мне беседовать с одним
паломником из Дальнего Востока - врачом-урологом. Он приехал, чтобы
поблагодарить святого Серафима за помощь. Этот человек тяжело болел, и
как раз урологической болезнью. Сам он понимал, и все друзья-коллеги
ему об этом говорили, что без серьезной операции тут не обойдешься. Но
врач этот понимал также и то, что операция может и не спасти: И вот
вместо того, чтобы ложиться в больницу, он отправился в паломничество
по святым местам. Побывал и в Вырице, и здесь, видимо, молился особенно
усердно, каялся, причащался. Паломничал он долго, и когда вернулся,
товарищи накинулись на него с упреками: время не терпит, пора
оперировать! Назначили обследование. И что же в результате?
Обследование показало, что за время паломничества болезнь у этого
человека прошла сама собой, не оставив и следа! И он снова отправился в
Вырицу - уже с благодарностью, и привез нам газету с описанием этого
чудесного случая. Вот вам одно из тех чудес, которые совершились по
молитвам Вырицкого чудотворца совсем недавно.
- А какие еще новости в жизни вырицкой Казанской церкви?
- 3 ноября 2004 года
случилось у нас
событие внешне печальное, но духовно радостное: отошла ко
Господу 87-летняя раба Божия Маргарита, внучка преподобного Серафима.
Она родилась в 1917 году, и первое время находилась на воспитании у
бабушки. Когда же бабушка ушла в монастырь, Маргарита получила
благословение жить рядом с нею - в Новодевичьей Воскресенской обители.
Потом этот монастырь закрыли, и наместником Александро-Невской Лавры ей
было благословлено жить при дедушке. С младенчества Маргарита отлично
знала монастырскую жизнь, и в знак того, что живет при монастыре, ей
было разрешено носить черную ленточку - специально для нее придуманный
знак отличия. Она не то чтобы гордилась этим, но почитала за большую
честь: С возрастом она стала женщиной самостоятельной, мудрой,
красивой: И очень решительной, категоричной. Эта ее категоричность,
особая духовная властность не раз спасала прп. Серафима, когда его
приходили арестовывать то коммунисты, то немцы. Рассказывают, что
однажды она попросту не пустила к дедушке непрошенных гостей - встала в
дверях, расставила руки и сказала: "Не пущу!" И те ушли ни с чем. Была
она медицинским работником, имела детей: Кстати, дети ее были
крестниками митрополита Николая (Ярушевича): Большую помощь она
оказывала писателю Валерию Филимонову в создании книги о прп. Серафиме
Вырицком: он советовался с Маргаритой Николаевной о достоверности тех
или иных эпизодов. Порою она категорично возражала: "Не было такого! Не
было!" А порою и подтверждала: Во многом благодаря ее содействию книга
вышла очень достоверной, точно отражающей житие преподобного. И вот
теперь Маргарита Николаевна отошла ко Господу. Мы скорбим об утрате, но
верим, что теперь она снова со своим любимым дедушкой, и радуемся за
нее.
В заключение же хочу пожелать всем читателям газеты "Православный
Санкт-Петербург", чтобы они по молитвам прп. Серафима Вырицкого
Чудотворца получили все требуемые блага, как во временной, так и в
вечной жизни: духовную мудрость, терпение, смирение и послушание воле
Божией. Это не монашеские принципы, как говорили безбожники, это
насущное условие жизни каждого православного христианина. В терпении
вашем сберегайте души ваши и не забывайте почаще приезжать в Вырицу.
Вопросы задавал Алексей
БАКУЛИН
(
http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n158/ta001.htm )
Проповеди
и службы отца Алексея (2005 г) в
аудио-формате mp3 :
( изберите или скачайте mp3-файлы на Ваш
компьютер
для
прослушивания, если у Вас медленный доступ к интернет)
Содержание:
1.Литургия
мясопустной
родительской
субботы.
2.Еванг. на всенощное
бдение 1-й недели
Великого Поста.
3.Еванг. на литургии 1-й
недели Великого
Поста.
4.Проповедь на Алексия
Человека Божия.
5.Проповедь на
Благовещение.
6.Проповедь на
мясопусной
родительской
субботе.
7.Воскресная проповедь
на
мясопустной.
СВОЙ
ИЕРУСАЛИМ
Протоиерей
Алексий КОРОВИН( + 26 сент. 2005г)
настоятель
Храма иконы Божией Матери Казанской в Вырице
© 2005-2012
serafim.com.ru. Все
права защищены
|