О
мироточении мощей Александра Свирского
На Руси многие чудотворцы, в частности
Киево-Печерские, прославлены мироточением. То, что это чудо столь ярко
проявилось на преподобном Александре Свирском, явно показывает величие
и благодатность святого, а также истинность явления его мощей, ибо
мироточение в Церкви искони рассматривалось как свидетельство святости.
В Афонской и греческой традиции не нетление, а именно мироточение
останков свидетельствует о том, что это — святые мощи. И то,
что
во втором обретении мощей св. Александра было явлено обильное
мироточение, свидетельствует об их истинности, об идентичности
останков, найденных в Военно-Медицинской Академии со святыми мощами
Преподобного, которые при первом их обретении также обильно мироточили.
 |
 |
Святые мощи прп. Александра
Свирского |
Святые мощи прп. Александра
Свирского |
В рапорте
митрополиту
Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру было сообщено о начавшемся
мироточении в рентгеновском кабинете в здании СМЭС во время молебна.
После того как мощи святого привезли в храм святых мучениц Веры,
Надежды, Любови и матери их Софии, мироточение не прекращалось, при
этом было замечено, что интенсивность его изменялась: то усиливалась,
то становилась менее заметно. Наблюдение за ним велось послушником
Александром, стоящим во все дни у раки Преподобного. Было замечено, что
интенсивность мироточения меняется в зависимости от того, кто служит,
как молится народ, заполнен ли храм молящимися или любопытствующими
людьми. Особенно мощи преподобного Александра мироточили при положении
во храм после длительного заточения, в дни первых для святого
Божественных литургий. Мироточение и благоухание было настолько
сильным, что на этот запах цветочного меда слетались невесть откуда
взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней Преподобного, ползали по
подоконнику, находящемуся рядом с ракой. Этот факт вызвал большое
удивление у операторов телевидения, которыми был заснят данный сюжет
для канала НТВ. Аромат миро стоял в алтаре, и три пчелы даже попали в
Чашу с Причастием — их пришлось спасать. Само миро потоками
стекало по ступням Преподобного, покрывая их при высыхании очередным
блестящим маслянистым слоем. Миро стекает с верхнерасположенной ноги на
нижнюю, при этом сама нижняя нога тоже обильно мироточит; на фотографии
отчетливо видны яркие янтарно-оранжевого цвета наплывы, застывшие на
поверхности большого пальца ноги Преподобного и одна янтарная капля,
застывшая под косточкой большого пальца.
 |
 |
Рака с мощами преподобного
Александра Свирского |
Икона преподобного Александра
Свирского |
При обнаружении
первого мироточения
фотографическое изображение его на ступнях Преподобного имело иной вид:
ступни казались светящимися и в небольшом светящемся ареоле.
Было отмечено, что в
вечерние часы,
после закрытия храма, когда там восстанавливалась тишина после большого
многолюдья, наступало то благодатное время, когда также можно было
видеть вновь усиливающееся мироточение — отдельные капельки
миро
появлялись между пальцами Преподобного.
(www.svirskoe.ru/ru/hallows/miro/
)
* * *
Миро
(благовонное драгоценное масло)
в Священном Писании и в Священном Предании является символом
Божественной милости, мира и любви. Вспомним слова 132 псалма: "Се, что
добро и что красно, но еже жити братьем вкупе. Се яко миро, сходяще на
браду Аароню..." Имя Жениха - Христа в Песни Песней сравнивается с
разлитым миром. Еще на горе Синай Бог повелевает Моисею сделать особое
миро для священного помазания.
Так, миро стало символом харизматической (благодатной) власти.
Впоследствии миром помазывались цари,
пророки и священники. Миро служило также для погребального помазания.
Когда Мария Магдалина возлила на Христа драгоценное миро, она
приготовила Его тело к погребению.
Впоследствии миро
станет символом Духа
Святаго и Его дарований. Во время таинства миропомазания священник
помазует крещаемого со словами: "Печать дара Духа Святаго". Таким
образом, в миро сосредоточена сила Дара Духа Святаго.
Миро - это и символ
Божественной милости и благодати.
Миро появляется в
результате особого
сверхестественного явления - мироточения. Оно необъяснимым образом
истекает из останков святого, либо из его гробницы, либо из его
изображения. Это удивительное событие. И еще более удивительным оно
представляется после полученных исследований, проведенных биохимиками.
Оказывается, в миро присутствуют те компоненты, которые входят в состав
живого организма, в частности, в нем содержится 75 мг животного белка
на 100 мл. Это означает, что плоть святого остается живой, и по воле
Божией в ней могут начаться синтетические процессы - нам же дано видеть
только результат свершаемого чуда - капли мира.
Мироточение не
засвидетельствовано в
Священном Писании. Однако это чудо присутствует в Священном Предании
почти с самого начала Церкви. Из гробницы св. Иоанна
Богослова
ежегодно в день памяти его исходило некое тонкое благовонное миро, от
которого происходили многие исцеления. В "Деяниях Апостола Филиппа"
(памятник II-III века) говорится о том, что после кончины Апостола от
него исходило благовонное миро. В "мученичестве Феодота" (III век)
также говорится об истечении мира от останков мученика. Особенно
прославлен этим чудом св. Димитрий Солунский, замученный в 304 году,
которого греки называют Мировлит, то есть - Мироточивый. Древнейшее
свидетельство об исцелении от сверхъестественно истекшего мира из мощей
св. Димитрия относится к шестому веку. Надпись из города Сангины (VI
век) гласит, что одна женщина исцелилась, "почерпнув святое миро из
колодца, в котором лежит тело св. Димитрия, его (т.е. миро) источая.
Мощи св. Димитрия
источали миро постоянно и в таком количестве, что множество приходящих
могли взять себе небольшую часть этого мира; сохранилось множество
флаконов VI-Х века, как зримое свидетельство этого чуда. По
свидетельству св. Иоанна
Дамаскина (против Константина Кавальского, о святых иконах) "многие
тела святых источили миро". Когда в 1087 году мощи св. Николая
Чудотворца переносились из Мир Ликийских в Бар, его гроб был полон мира.