прп. Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим, Вырицкий чудотворец



 



Поддержите сайт! (пожертвование)

Закрытие Вырицких храмов


    Через два года после кончины настоятеля Вырицкого Казанского храма прот. Порфирия Десницкого († 1935) сказочный храм в Княжеской Долине был закрыт. Кто из пастырей служил здесь в годы, последовавшие за кончиной прежнего настоятеля, - неизвестно. С 1937 года богослужения в храме не совершались, а в 1938 г. храм был закрыт[47] и переоборудован под клуб Общества содействия обороне (Осоавиахим).

Часть утвари и икон прихожанам удалось спасти. Чудом не пострадал иконостас храма, остававшийся неповрежденным в закрытом храме.

С 1938 года не действовала также и Петропавловская церковь. Последний настоятель ее протоиерей Андрей Корнилович Корнилов ( 9.08.1886 - 1938), был уроженцем дер. Кузнецово Порховского уезда Псковской губ. и до революции преподавал в начальной школе. К 1922 г. служил диаконом при настоятеле свящ. Николае Яценко в Усть-Введенской церкви неподалеку от Вырицы, в течение семи лет он служил в Вырицком Петропавловском храме (в 1931 - 1938 гг.). 25 февраля 1938 г. он был арестован в Вырице, и через две недели (12 марта 1938 г.) расстрелян в Ленинграде.[48]

Оставшаяся после гибели пастыря семья: жена, двое сыновей и дочь, проживала в Вырице, сыновья работали в Вырицкой артели инвалидов. После ареста и расстрела о. Андрея, храм не действовал (юридически закрыт в 1939 г.). Власти решили устроить в храме клуб, однако его мало кто посещал, и в б. храме разместили военкомат.[49]

В этот же день (12.03.1938) был расстрелян и первый настоятель Петропавловского храма прот. Севастиан Воскресенский, служивший к этому времени в Гатчине (арестован 28.02.1938).

В 1939 г. был закрыт и последний действовавший в Вырице храм, ставший также приходским, - при б. Успенском подворье. Служивший в нем настоятелем архимандрит Игнатий (Егоров), (1872 - ?), в 1920-х - 1931 гг. бывший настоятелем Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне, после закрытия монастыря служивший в Покровской церкви обители. В 1933 - 1934 гг. он был высылан из Ленинграда, позже вернулся и жил в Вырице, служа в Успенском храме. После ареста дальнейшая судьба его неизвестна.[50]

Архимандрит Игнатий (Егоров)
Архимандрит Игнатий (Егоров)

Храм в Поселке, закрытый еще раньше, к этому времени, напомним, тоже был обращен в клуб.

Таким образом, к 1938 г. действующих храмов в Вырице не оставалось. Практически все еще служившее открыто в них духовенство было репрессировано. В помещениях некогда нарядных дач, к этому времени конфискованных у их владельцев, разместились пионерские лагеря и детские сады с гипсовыми скульптурами горнистов. В канун Финской войны 1939-1940 гг. Вырица стала «военным городком». Многочисленные летние дачи детских организаций были переданы военным, готовившимся к войне.[51]

Живший в Вырице в предвоенные годы на даче поэт и переводчик А. Д'Актиль писал в стихотворении «Юг для бедных»:


Над верандой береза топырится,
Зори в небе плевками горят.
Эх ты, Вырица, тихая Вырица,
Монплезир на девятый разряд...[52]

Община архимандрита Серафима (Проценко)


Незадолго до войны, (очевидно, во второй половине 1937 года) в Вырице поселился, вернувшись из лагеря, где он находился пять лет после своего ареста в июне 1932 года, один из твердых исповедников Православия и известных петербургских пастырей архимандрит Серафим (Проценко).

Родившийся в 1874 (1869?) году в селе Карповка Славянской волости Изюмского уезда Харьковской губернии в крестьянской семье, в детстве будущий пастырь (в миру - Стефан Владимирович Проценко) помогал родителям по хозяйству. Окончив церковно-приходскую школу, с детства Стефан тянулся к Церкви, любил петь.

Однако лишь позже Господь призвал его на служение Себе. Будучи призванным на военную службу, он оказывается в С.-Петербурге, где служит в лейб-гвардии Семеновском полку рядовым. Во время службы в столице неоднократно посещает Кронштадт, встречается со св. прав. Иоанном Кронштадтским, по совету которого уходит в монастырь.

В 1895 - 1917 гг. подвизается в монастырях на Русском Севере (в Олонецкой епархии):в Сяндемской и Никифоровской пустыни, позже - в Кирилло-Челмогорском мужском монастыре близ Каргополя. Там был пострижен в мантию с именем Серафим, рукоположен во иеромонаха.

В 1917 - 1923 гг. по благословению митрополита Петроградского Вениамина, уроженца Олонецкого края, о. Серафим открывает в Петрограде подворье Челмогорского монастыря (на Боровой улице, 40) и строит храм при нем. Тогда же он возводится в сан игумена, в 1919-1924 гг. - настоятель храма прп.Кирилла Челмогорского в Петрограде.Возведен в сан архимандрита.[53]

В годы служения о. Серафима на Челмогорском подворье сложился круг его духовных чад, среди которых наиболее близким по духу человеком, верной духовной дочерью и ближайшей помощницей становится Вера Владимировна Коржавина (в монашестве - Варвара, позже, в схиме - схимонахиня Таисия).

Будущая схимонахиня родилась в С.-Петербурге в 1892 году, в мещанской семье. С отличием закончила Мариинскую женскую гимназию (1908) и педагогические курсы при ней (1910). До революции преподавала в женской гимназии, после 1917 г. - в школе. О своей глубокой любви к Церкви она никому не говорила.

В 1922 году, на одре смертельной болезни приняла тайный постриг с именем Варвара на Кирилло-Челмогорском подворье, решив, что будет преподавать в школе, пока ее не станут принуждать отречься от Бога. Постриг над нею был совершен иеромонахом Серафимом (Проценко), с которым м. Варвара была знакома с 1917 года, когда он начал устраивать подворье в Петрограде. Вскоре она поправилась. С этого времени м. Варвара - ближайшая помощница, а с 1925 г. - келейница о. Серафима. После закрытия подворья на Боровой, до 1932 г. архим. Серафим служит в церкви Пекинского подворья на Воронежской улице.[54]

17 апреля 1932 г. архим. Серафим был арестован по делу «Ленинградского филиала Истинно-Православной Церкви», в дни массового ареста властями монашествующих в Петрограде.

16 июня 1932 г. он был приговорен к пяти годам «исправительно-трудовых лагерей», которые отбывал в Темниковских лагерях в Мордовии.

В том же 1932 году, в октябре, была арестована и м. Варвара. Будучи осужденной на три года концлагерей, она находилась в Свирских, позже - Карагандинских лагерях. Отбыв срок, в 1935 г., она поселилась в Вышнем Волочке Тверской губернии, где к этому времени проживало немало монашествующих, из ссыльных. В 1938 году она перебирается в Вырицу, где поселилась у своих знакомых - Сидоровых, проживавших в собственном доме в Поселке.

Вернувшийся из лагерей архимандрит Серафим также приезжает в Вырицу. Здесь, в Поселке, в доме Василия Петровича и Пелагеи Дмитриевны Сидоровых образовывается тайная монашеская община о. Серафима. Дочь Сидоровых Елизавета, слепица с детских лет, да еще прикованная к постели (она не владела ногами), в конце 1930- х гг. была тайно пострижена архим. Серафимом с именем Евфимия. К общинке в предвоенные годы примкнули помогавшие о. Серафиму супруги Старцевы: Григорий Иванович и Зинаида Петровна. В эти же годы м. Варвара была пострижена архим. Серафимом в схиму с именем Таисия.

Домик архимандрита Серафима в Поселке (пр. Ленина, 71).
Домик архимандрита Серафима
в Поселке (пр. Ленина, 71).
На верхнем этаже его помещалась домовая церковь,где о. Серафим совершал богослужения для своей общины

В доме Сидоровых и расположенном рядом с ним домике о. Серафима община стала собираться на богослужения. Служили тайно. На службах присутствовали верные: духовные чада о. Серафима, жившие в Вырице, семья Трофименковых - Михаил Иванович и Мария Дмитриевна, знакомые монах Михаил и монахиня Вероника (Василиса Ивановна Федякина), семья Сидоровых, Александр Савин, верующая старушка Ангелина. Кроме близких к о. Серафиму и м. Варваре людей, проживавших в Вырице, на богослужения приезжали редкие гости из Ленинграда.[55]

Община архим. Серафима к концу 1930-х началу 1940-х гг. оставалась единственной в Вырице, после того как все храмы властями были закрыты. Службы совершались в маленьком домике о. Серафима или в стоявшем напротив доме Сидоровых, в Поселке. Иногда жители Вырицы приглашали архим. Серафима помолиться и посетить их дома, обращались к старцу за советом. (Многие его почитали прозорливым, чему были свидетельства). Так эта маленькая община жила до начала Великой Отечественной войны в 1941 году.

Вырица в годы войны


Во второй половине августа 1941 года, после нескольких авианалетов на станцию и нарушения железнодорожного сообщения с Ленинградом, Вырица была занята немецкими войсками. Произошло это быстро и неожиданно, по воспоминаниям старожилов, после того, как со станции в спешном порядке выехал райисполком, два дня в городе не было никакой власти. Крестьяне грабили все, что не успели вывезти сов. служащие. Вдруг в лесу в районе 2-й платформы школьники увидели танки, из которых, как «инопланетяне в болоньих плащах, вылезали немцы».[56]

Неподалеку от Вырицы, в Сиверской, разместился штаб немецкой 18-й армии группы армий «Север». В самой Вырице расположились вспомогательные и тыловые части, состоявшие из союзных немцам румын и бывших русских военнопленных (части «Хиви», - от «Hilfswillige» (нем.) - добровольцы вспомогательной службы).

Осенью 1941 года были возобновлены богослужения в Вырицкой Казанской церкви. (Чудом она не была взорвана при отступлении советских войск из Вырицы летом 1941 г. Подробнее см. книгу В.П. Филимонова, с. 124-125.) По просьбе старожилов Вырицы во Псков, где располагался центр Православной миссии, содействовавший открытию храмов на занятой немцами территории Северо-Запада и возобновлению богослужений в их стенах, отправились проживавшие в Вырице к лету на даче сын скончавшегося в ссылке протоиерея Георгия Преображенского Иоанн Преображенский, к тому времени - студент 3-го курса I медицинского института, и его двоюродный брат, выпускник химико-технологического института, Ливерий Воронов. Они становятся певчими и псаломщиками в Казанской церкви, где с сентября 1941 года стал служить протоиерей Владимир Богданов (1868 - после 1960)[57], которому к этому времени было 73 года. Узнав о том, что в Вырице вновь совершаются богослужения, пешком, из самых дальних поселков в ее окрестностях в Вырицу потянулись уцелевшие к 1941 году священники.

Одним из них был иеромонах Лин (Никифоров) (1878 - после 1945), до революции и позже, до 1929 (?) г. - насельник Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря близ Луги, ризничий обители. Позже, до 1937 г. он священствовал в Павском приходе б. Лужского уезда, после закрытия храма не служил, проживая на ст. Новинка близ Вырицы. Узнав, что в Вырице открылся храм, он пешком пришел сюда, был принят в причт храма и стал служить здесь. Позже, в декабре 1941 г. именно он подготовит возвращенный церкви Петропавловский храм к богослужениям, совершит освящение его в праздник свт. Николая Чудотворца (19 декабря 1941 г.) и некоторое время будет служить там (до января 1942 г., когда был переведен в один из храмов в Оредежском районе, позже служил в Гдовском округе).[58]

Архимандрит Серафим (Проценко) легализовал свою маленькую общину, создав на ее основании Богоявленский мужской монастырь в Поселке.[59]

Монастырю о. Серафима в 1942 г. был выделен участок земли неподалеку от его домика и дома Сидоровых, на самом краю Поселка, возле леса. В сентябре 1942 г. одна из газет, выходивших на оккупированной территории, писала о Вырицких монастырях:

«В 40 верстах от Ленинграда в городе Вырица основана первая женская обитель, а в шести верстах от Вырицы - первый мужской монастырь...

Мужская обитель находится в 6 верстах от Вырицы. Во главе ее стоит архимандрит Серафим (в миру Проценко). Строителем мужского, а также и женского монастыря является архитектор Ф.М. Ларченко.

Для монастыря выделен участок земли и монахи снабжены необходимыми семенами. Окрестные жители пожертвовали для монастыря две коровы и лошадь.

В течение трех месяцев июня, июля и августа построена церковь св. Иоанна Предтечи, которая и будет с благословения патриаршего экзарха Сергия, митрополита Литовского и Виленского, в ближайшем будущем освящена.

Германское командование обратило особое внимание на иноков, гонимых советской властью, и восстановило их в правах гражданства, снабдив наравне с остальными жителями паспортами.[60]

Община о. Серафима (Проценко) после выхода из подполья с открытием обители увеличилась, несмотря на тяжелое время монастырю помогали жители Вырицы. В обители было несколько монашествующих. Келейником о. Серафима был монах Лев, умерший в 1942 г. Кроме того, в монастыре жили монахи: о. Михаил (Оленев Михаил Павлович), мон. Иоанн (Емельянов Иоанн Андреевич).Помогали обители и монахини, духовные чада о. Серафима. кроме тех , кто входил в общину до войны в ней были: монахиня Феодора (Феодосия Егоровна Осипова), тайно постриженная о. Серафимом еще перед войной, и Екатерина (Исаева). При обители жил также архитектор Ф.М. Ларченко. Сторожем Богоявленского мужского монастыря (Скорее всего, обитель называлась так по названию улицы, храм же в ней был освящен в честь св. Иоанна Предтечи.) в 1941 - 1945 гг. был б. сторож лесхоза в Вырице монах? Николай (Куликов Николай Гаврилович (1879 - после 1951), после войны бывший помощником церковного старосты Вырицкой Казанской церкви.[61] Отец Серафим окормлял также русские добровольческие части «Хиви» в Вырице, совершал богослужения в расположении войск.

Вырица. Дом Сидоровых, в котором проживала схимонахиня Евфимия.
Вырица. Дом Сидоровых, в котором проживала схимонахиня Евфимия.
Здесь помещалась община
архимандрита Серафима

В начале 1942 года, во время контрнаступления советских войск, когда фронт подошел к Великим Лукам, немцами в Вырицу была эвакуирована небольшая женская община, проживавшая в маленьком монастыре (ските) близ станции Насва в Псковской области. С 1920-х годов здесь располагался Крючский скит Великолуцкого Вознесенского женского монастыря, который возглавляла 99-летняя старица-слепица схиигумения Серафима. «Ослепшая с 12-летнего возраста, она в течение своей долгой жизни была настоятельницей многих обителей, являя пример изумительной душевной силы и бодрости. Дожив до радостной минуты восстановления первой женской обители после стольких лет гонения, старушка скончалась в июле месяце, передав управление монастырем своей заместительнице монахине Серафиме (в миру Морозовой)».60 Окормлял общину, состоявшую из нескольких сестер, - монахинь закрытых в довоенные годы женских монастырей, преимущественно Псковской губернии, иеромонах Антоний (Стальмаков) (1883-1948), уроженец Белоруссии, прежде служивший в Полоцке.[62]

Число монахинь б. Крючского скита, приехавших в Вырицу, точно не известно. Из живших на подворье в 1942-1945 гг., кроме почившей в июле 1942 г. старицы схиигумении Серафимы, следует назвать м. Серафиму (Анну Павловну Морозову), (1892-1974), она возглавляла обитель недолгое время в 1942 г., в 1944-1949 гг. была келейницей старца иеросхимонаха Серафима Вырицкого, и мон. Иоанну (Шихобалову), жившую в семье Муравьевых, и возглавлявшую обитель позже, в 1943-1944 гг. Среди сестер, живших в Вырице, были: мон. Анастасия (Ладилес), Анна (Дадаева), Анна (Резцова), Мария (Дорожкина), Мария (Младенчикова) и Пелагея (Москвина). Дальнейшая их судьба после 1944 г. неизвестна.[63]

Богослужения в Успенском храме совершал иеромонах Антоний (Антон (?) Иудович Стальмаков), после принятия схимы - иеросхимонах Арсений (1883 - 3.02.1948).[64]


Дальний скит. С картины худ. Н. Константинова. 1916 г.
Дальний скит.
С картины худ. Н. Константинова. 1916 г.


Иеросхимонах Серафим (Муравьев)
в годы войны по-прежнему проживал в доме Томбергов на Пильном пр., 7. Он по-прежнему не вставал из-за болезни, но принимал приходивших к нему. Молитвенное предстательство Вырицкого старца помогло в годы войны великому множеству людей.
С первых дней войны старец открыто говорил о победе русского оружия. Кроме того, дивный духовный подвиг он нес в годы войны, во время оккупации Вырицы. Подражая прп. Серафиму Саровскому, он молился в саду дома на камне перед иконой о прощении грехов людских и об избавлении России от нашествия иноземцев.

КАМЕНЬ НА КОТОРОМ В ГОДЫ ВОЙНЫ
КАМЕНЬ   НА  КОТОРОМ  В  ГОДЫ  ВОЙНЫ
МОЛИЛСЯ  ПРЕП. СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ


Из рассказов родственников прп. Серафима Вырицкого: «...В 1941 году дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения отец Серафим. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу... Чего ему это стоило! Ведь он страдал хроническими заболеваниями ног, сердца, сосудов и легких. Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было невозможно. Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг - ведь можно было молиться и в келии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам. Молился отец Серафим столько, насколько хватало сил - иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. Отдавал себя всецело, без остатка - это был воистину вопль к Богу! Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия и был спасен Петербург».[65]

При старце проживала его бывшая супруга монахиня Христина, которая к этому времени приняла схиму с именем Серафима, а также мон. Иоанна (Шихобалова).

В годы войны в Вырицкой Казанской церкви служили: прот. Владимир Богданов (1941-1942), прот. Михаил Ноздрин (1943), свящ. Иоанн Молчанов (1943-1944), иеромонах Антоний Стальмаков (1944), диакон Александр Максимов (1943-1944), В Петропавловской - иеромонах Лин (Никифоров) (1941-1942), прот. Михаил Ноздрин (1943), свящ. Николай Багрянский (1943-1944), прот. Анатолий Кушников (1944-1945).[66] Старостой Казанского храма служил Николай Куприянович Мальков († 1942), после него - Алексей Ильич Михайлов и N.N. Демидов. Псаломщицей в храме была Ирина Ивановна Петрова.

Иеросхимонах Серафим числил себя прихожанином Казанской церкви, священники ее причащали его святых Христовых Таин. Священник Иоанн Молчанов, служащий настоятелем в Казанской Церкви 1943 - 1944 гг., происходивший также из Ярославских уроженцев и был в родстве с о. Серафимом. Их семьи были близко знакомы еще до войны.[67]

Осенью 1943 г. немцами была начата эвакуация жителей Вырицы в Прибалтику и Германию (большинство жителей оказались эвакуированы в г. Ройтлинген в Германии и вернулись на родину в 1945-1947 гг.).

Старец Серафим благословлял жителей по возможности оставаться в Вырице, предсказав, что город не пострадает.

В январе 1944 г. Вырица была освобождена советскими войсками. Действительно, во время боевых действий жилые дома, за редким исключением, сохранились без каких-либо повреждений, были взорваны только виадук и станция и во время боев пострадали колокольня и купол Вырицкой Петропавловской церкви (разрушенные в войну они утрачены по сей день).

Оставшиеся жители после многолетнего плена приветствовали долгожданных освободителей, «своих родных, русских».


Вырица. Маленькое кладбище в Поселке,
Вырица. Маленькое кладбище в Поселке,
где похоронен о. Лев († 1942)


Послевоенная Вырица


С возвращением советской власти по отношению к духовенству вновь были приняты «суровые меры». Большинство служивших на оккупированной территории пастырей были арестованы, отправлены в ссылки и лагеря.

Архимандрит Серафим (Проценко) был арестован 30 июля 1945 года в Пскове, куда он был эвакуирован из Вырицы в январе 1944 года. Обвинненый в сотрудничестве с немцами, усугублявшимся окормлением русских частей «Хиви» в немецкой армии, 75-летний пастырь был приговорен (4 мая 1946 г.) к 20 годам каторжных работ. Освободившись в середине 1950-х гг., архим. Серафим некоторое время был в Псково-Печерском монастыре, с 1955 г. краткое время - в Ленинграде у духовных чад, позже был перевезен ими в Вырицу, где проживал до 1960 г. в домике м. Евфимии в Поселке. Почитался многими как старец и прозорливец. Скончался 28.12.1960 года в Вырице, похоронен в С.-Петербурге на Большеохтинском кладбище возле Никольской церкви.[68]

Его духовная дочь, схимонахиня Таисия (Коржавина) была арестована 30 января 1951 г. К этому времени она была казначеем Казанской церкви и проживала в Вырице на пр. Кирова, 46. Будучи осуждена на 10 лет лагерей, в заключении была в Иркутской области (ст. Тайшет). После освобождения вернулась в Вырицу. Скончалась в 1960-1970-х гг.[69]

Члены общины о. Серафима после войны проживали большей частью в Вырице. Домик м. Евфимии был их убежищем и духовным центром. Многие из них были прихожанами Казанской церкви. Богоявленский мужской монастырь был закрыт, а здания его переданы одному из детских садов. Сама мать Евфимия (Сидорова) скончалась в 1981 году в возрасте 82-х лет и похоронена на кладбище в Поселке.[70]

Успенский Вырицкий женский монастырь был закрыт в 1945 году. С 1сентября 1944 г. о. Антоний был назначен настоятелем Казанской церкви, где служил по 1945 гг., богослужения в Успенской церкви с 1944 г. не совершались.

Судьба сестер обители неизвестна, кроме м. Серафимы (Морозовой), бывшей после кончины м. Серафимы (Муравьевой) в 1945 г. келейницей иеросхимонаха Серафима Вырицкого. После преставления старца († 3.04.1949) подвизалась в Пюхтицком монастыре, где и скончалась в 1974 году.[71]

Иконостас, иконы и утварь из закрытого Успенского храма в Вырице были переданы в ноябре 1945 года в разные незакрытые к тому времени храмы: три средних колокола - в Спасо-Парголовскую церковь, иконостас с иконами, престол, жертвенник и две хоругви - в Антропшинскую церковь св. Екатерины, Голгофа, три колокола (два маленьких и один большой) и одно облачение - в Вырицкую Петропавловскую церковь. Оставшиеся иконы - в канцелярию митрополита.[72]

Сам иеросхимонах Арсений с 1945 г. проживал на покое в Вырице (Советский пер., 8), где и скончался 3.02.1948 г. Погребен он за алтарем Вырицкой Казанской церкви.

Петропавловская церковь, сильно пострадавшая во время боевых действий в январе 1944 года, была восстановлена в 1944-1945 гг., благодаря участию ее настоятеля прот. Анатолия Кушникова и сменившего его летом 1945 г. прот. Бориса Заклинского. Была отстроена поврежденная взрывом стена алтаря, приобретены дарохранительница, св. Евангелие, потир.[73]

В 1950 г. храму, вместо ветхого, митрополитом Григорием был выдан новый антиминс, в октябре 1950 г. приходом был приобретен серебряный ковчежец со свв. мощами (из Рима), который митрополит Григорий благословил поместить в храме для общего почитания и поклонения верующих.[74] 23 ноября 1952 г. храм был заново освящен епископом Таллинским и Эстонским Романом (Тангом). В 1952-1954 гг. из разрушенного храма в с. Большие Ящеры Гатчинского района в храм был перевезен иконостас, хоругви, паникадило и семисвечник, из закрытого храма в с. Усть-Введенское - Царские врата. Полностью строительные работы по восстановлению храма были завершены в 1954 г.[75]

Иеросхимонах Серафим Вырицкий. Фото 1946 г.
Иеросхимонах Серафим Вырицкий. Фото 1946 г.


В августе 1945 г. настоятелем Казанской церкви в Вырице был назначен один из замечательных петербургских пастырей прот. Алексий Кибардин.[76]

Он прослужил в храме пять лет. Будучи в 1910-х гг. духовником Августейших Детей в бытность священником Феодоровского Государева собора в Царском Селе, в 1945-1949 гг. он становится духовником старца иеросхимонаха Серафима, ежедневно посещая его и причащая свв. Христовых Таин.

После войны к о. Серафиму в Вырицу по-прежнему шел поток людей, страждущих, стремящихся отыскать потерянных в годы войны родственников, вопрошающих о своих жизненных проблемах и жаждущих духовного спасения.

Старец тихо отошел ко Господу 3 апреля 1949 года, в воскресенье 4-й недели Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, и был погребен за алтарем Казанской церкви, на маленьком церковном кладбище, подле матушки Серафимы. (Чин отпевания старца совершил по благословению митр. Григория (Чукова) епископ Лужский Симеон (Бычков) при огромном стечении молящихся.)

В январе 1951 г. прот. Алексий Кибардин был арестован и приговорен к 25 годам лагерей. Вернулся он из Сибири в 1955 году, недолго прослужив вторым священником в Вырицком Казанском храме, он вышел на покой (здоровье пастыря, арестовывавшегося и проведшего в лагерях в общей сложности 10 лет, было подорвано). О. Алексий проживал в Вырице на покое вплоть до своей кончины, последовавшей 5 апреля 1964 года.[77]

Вырицкие Казанский и Петропавловский храмы, оставшиеся действовать после войны на протяжении всей второй половины XX века, остаются духовными центрами «тихой Вырицы». Известность их как святых мест постепенно вышла далеко за пределы С.-Петербургской епархии. Остаются они таковыми и до сего дня, привлекая множество богомольцев. Но это уже тема другого повествования.

Вырица. Часовня прп. Серафима Вырицкого
Вырица. Часовня
прп. Серафима Вырицкого
возле Казанского храма. 2002 г.



Примечания  к   И.В. Попов.  СВЯТАЯ ВЫРИЦА:
(журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», 2003)

[1] В.А. Лапшин. Археологическая карта Ленинградской области. Ч. 1. Западные районы. Л. 1990, с. 75, 119.
[2] Н.М. Карамзин. История Государства Российского в 3-х кн. 5-е изд. СПб. 1842. Том X. Глава III.
[3] А.В. Барановский. Вырица. Рукопись.
[4] Я.А. Крастиньш. Стиль модерн в архитектуре Риги. М., 1988, с. 30-35.
[5] Н.П. Крадин. Харбин - русская Атлантида. Хабаровск. 2001, с. 76-79.
[6] А.В. Барановский. Вырица за сто лет. Рукопись. Биржевые ведомости, газета. Февраль 1907 г. СПб.
[7] Новый путеводитель Петербурга и его окрестностей. 1909.
[8] А.В. Барановский. Вырица за сто лет. Рукопись.
[9] Архитекторы и строители С.-Петербурга середины XIX - начала XX века. Справочник. СПб, 1996.
[10] С.-Петербургский мартиролог. СПб. 2002, с. 290-291
[11] Прот. Иоанн Пашкевич. Вырицкий храм Петра и Павла. «Адмиралтейство», журнал. № 3/4, 2000, с. 50.
[12] Газета «Колокол», 24.06.1908 г., «Петербургский листок», 23.06.1908, № 170, с. 3.
[13] Прот. Иоанн Пашкевич. Вырицкий храм Петра и Павла. «Адмиралтейство», журнал. № 3/4, 2000, с. 50. Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с. 83.
[14] Синодик С.-Петербургской епархии. СПб. 2002, с. 199
[15] Состоящее под Августейшим покровительством Его Высочества Кн. Иоанна Константиновича Братство в честь иконы Казанской Божией Матери по постройке храма в память 300-летия Царствования Дома Романовых в местности «Княжеская Долина» близ станции Вырица М.-В.-Р. ж. д. Царскосельского уезда Петроградской губернии. Отчет со дня возникновения братства по 1 января 1915 г. Пг. 1916.
[16] А.В. Барановский. Указ. соч.
[17] Обращение архитекторов М.В. Красовского и В.П. Апышкова. Собрание Г.В. Защука (1911-1995).
[18] А.В. Барановский. Указ. соч.
[19] Царскосельское дело, газета. 19 июля 1913 г., № 29, с. 3 Подробнее: «Ведомости С.-Петербургского градоначальства и полиции», 1913, 17 июля, № 152, с. 2.
[20] А.В. Барановский. Указ. соч.
[21] Отчет комитета Общества благоустройства дачной местности Вырица, Поселок и Заречье за 1913-1914 гг. СПб. 1914.
[22] Там же, с. 5.
[23] Царскосельское дело, газета. 19.10.1914. См. также газеты «Речь» и «Новое время».
[24] А.В. Барановский. Указ. соч.; музей истории Царского Села, архив О.О. Пантюхова.
[25] А.В. Барановский. Указ. соч.
[26] В.В. Антонов, А.В. Кобак. Святыни Санкт-Петербурга. Т. 3, с. 58-59.
[27] А.В. Барановский. Указ. соч.
28] Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с.168.
[29] Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с. 37; И.И. Осипова. Сквозь огнь мучений и воды слез. М., 1998, с. 293.
30] В.В. Антонов. Сщмч. митрополит Иосиф в Петрограде. Возвращение, № 4, 1993, с. 51.
[31] Там же.
[32] Там же, с. 52.
[33] Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с.199.
[34] Там же, с. 59.
[35] Там же, с. 37.
[36] Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с. 173; И.И. Осипова. Сквозь огнь мучений и воды слез. М., 1998, с. 317.
[37] Там же, Г.Г. Кильчицкий, прот. Иоанн Никитин. Рукопись.
[38] В.В. Антонов. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде. С.-Петербургские Епархиальные ведомости. Вып. 23, с. 107.
[39] Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с. 98; И.И. Осипова. Сквозь огнь мучений и воды слез. М., 1998, с. 286.
[40] Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с.193.
[41] Там же, с. 209.
[42] Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с. 108; И.И. Осипова. Сквозь огнь мучений и воды слез. М., 1998, с. 308; I. Andreev. Russian Catacomb Saints. Platina, Ca. 1982, р. 371-382.
43] В. П. Филимонов. Иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб.1999. с.90-91.
[44] В. П. Филимонов. Иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб.1999. с.90-91; Л.И. Соколова. «Несение скорбей. Семья Муравьевых.» См.в этом номере «С.-Петербургских Епархиальных ведомостей», с.149-163.
[45] Л.И. Соколова. «Новомученик протоиерей Леонид Богоявленский», См.в этом номере «С.-Петербургских Епархиальных ведомостей», с. 169.
[46] В. П. Филимонов. Иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб.1999., с. 108.
[47] Земля Невская православная.Церковно-исторический справочник. СПб. 2000, с. 54.
[48] Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с. 134.
[49] Прот. Иоанн Пашкевич. Указ. соч.
[50] Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с.102. Свидетельство В.Г. Преображенского и А.Г. Преображенской. Аудиозапись.
[51] Материалы Центрального Государственного архива кинофотофонодокументов (С.-Петербург).
[52] О. Боброва. Тихая Вырица, или «Монплезир на девятый разряд». Невское время, 1991 г.
[53] Синодик Псковской миссии. «С.-Петербургские Епархиальные ведомости», вып. 26-27, с. 39; И.И. Осипова. Сквозь огнь мучений и воды слез. М., 1998, с. 289.
[54] Л.И. Соколова. Вырица. рукопись; АрхивУФСБ СПб и ЛО. Дело П-86061. Синодик Псковской миссии. «С.-Петербургские Епархиальные ведомости», вып. 27-28, с. 39, 42.
[55] Там же.
[56] А. В. Барановский. Указ. соч.
[57] Синодик Псковской миссии. «С.-Петербургские Епархиальные ведомости», вып. 26-27, с. 20. Архив С.-Петербургской епархии (прот. Владимир Богданов, дело).
[58] Синодик Псковской миссии. «С.-Петербургские Епархиальные ведомости», вып. 26-27, с. 41.
[59] Архив С.-Петербургской епархии. Переписка с благочинными Гатчинского округа.
[60] О. К. «За Родину» (Псков). 1942. № 13 (24 сентября). с.5.
61] Л.И. Соколова. Вырица. рукопись; Архив С.-Петербургской епархии. Дело Вырицкой Казанской церкви.
[62] Свидетельство прот. Алексия Коровина; «Крючская пустынь. Иеросхимонах Нил Крючский». См. в этом номере С.-Петербургских Епархиальных ведомостей, с. 44-55.
[63] Подробнее их биографии см. Синодик Псковской миссии, «Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости», вып. 26-27, сс. 42-43.
[64] Архив Гатчинского ЗАГСа.
[65] В. П. Филимонов. Иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб.1999., с. 123-124.
[66] Синодик Псковской миссии. «С.-Петербургские Епархиальные ведомости», вып. 26-27, с. 20-41; Приходы Псковской миссии, там же, с. 53.
[67] Л.И. Соколова. «Несение скорбей. Семья Муравьевых». См. в этом номере с.149-163; «Дневник Василия Молчанова». См. здесь же, с. 223.
[68] Синодик Псковской миссии. «С.-Петербургские Епархиальные ведомости», вып. 26-27, с. 39; Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с.201
[69] Синодик Псковской миссии. «С.-Петербургские Епархиальные ведомости», вып. 26-27, с. 42; Синодик С.-Петербургской епархии. СПб, 2002, с.134.
[70] Свидетельство прот. Вячеслава Клюжева.
[71] Свидетельство игумении Варвары (Трофимовой).
[72] Архив С.-Петербургской епархии. Ф. 1, оп. 4, п. 11 - 1945.
[73] Прот. И. Пашкевич. Указ. соч.
[74] Архив С.-Петербургской епархии. Дело Вырицкой Петропавловской церкви.
[75] Прот. И. Пашкевич. Указ. соч.; Архив С.-Петербургской епархии, Ф. 1, оп.7, п.28 и Ф. 1, оп. 10, п. 2 (переписка с благочинными).
[76] Подробнее о нем: «Духовенство и церковнослужители Феодоровского Государева собора»/ Публ. Д. О. Бохонского. С.-Петербургские Епархиальные ведомости, вып. 24, с. 98; М.В. Шкаровский. «Служение протоиерея Алексия Кибардина в годы войны». С.-Петербургские Епархиальные ведомости, вып. 26-27, с. 107-112; Синодик Псковской миссии. «С.-Петербургские Епархиальные ведомости», вып. 26-27, с. 22.
[77] Там же.


Дальше...






© 2005-2012  serafim.com.ru.
Все права защищены



Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100