прп. Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим, Вырицкий чудотворец



 



Поддержите сайт! (пожертвование)

Тихая Вырица


    В 1918 году на постоянное жительство в Вырицу переезжает окормлявший братство Казанской иконы Божией Матери протоиерей Порфирий Десницкий. Богослужения в Казанском храме становятся постоянными в течение всего года. В холодное зимнее время он переносит богослужения из верхнего Казанского храма, в связи с невозможностью натопить его, в нижний, пещерный, устроенный им в 1918 году и освященный в честь преп. Серафима Саровского и Алексия, человека Божия.

Осенью 1919 года Вырица недолго была занята Северо-Западной Белой армией ген. Н.Н. Юденича, против частей которой красными были брошены «части особого назначения» (ЧОН). В память о событиях гражданской войны в Вырице сохранилась небольшая каменная плита на обрывистом берегу Оредежа.

С окончательным водворением в крае советской власти начались первые переименования селений и улиц в Петрограде и окрестностях. Так, в 1918 году Царское Село было переименовано в Детское Село, Павловск - в Слуцк, Гатчина - в Троцк, Петергоф - в Ленино. В честь крупных и мелких деятелей большевицкой партии и ее идеологов переименовывались улицы.

Не обошли переименования стороной и Вырицу: Княжеская Долина стала именоваться Красной Долиной, одна из частей города стала именоваться «поселком Ленина», другая - «поселком Бакунина». Магистральный и Романовский проспекты (бывший его же участок, проходивший через Княжескую Долину) становятся Коммунальным проспектом, Сегалевский проспект - проспектом Урицкого. Появились улицы «Жертв революции», а также улицы Соболевского и Сургучевская, переименованные в честь местных большевицких руководителей, казненных белыми. Еще десятка два улиц в Вырице были переименованы в честь «видных» большевиков.

Однако, в целом, жизнь тихой дачной Вырицы в 1920-х годах не сильно нарушалась новыми властителями по сравнению с тем, что творилось в красном Петрограде и ближайших к нему бывших дворцовых пригородах. Репрессии в среде духовенства и бывшего царского офицерства, дворянства, купечества побудили многих, не дожидаясь арестов, уезжать из Петрограда. Многие из беженцев избрали местом жительства Вырицу. Культурная жизнь была сосредоточена к этому времени не как в царское время, - в общественных парках, садах и театрах, а лишь в стенах собственных дач и домов и на прилегающей к ним земле, оправдывая старинную английскую поговорку «мой дом - моя крепость».

Вырица. Храм Казанской иконы Божией Матери. Фото нач. XX в
Вырица. Храм Казанской иконы
Божией Матери. Фото нач. XX в


1922 год, ознаменовавшийся небывалым голодом в стране, инспирированным властью, сопровождался массовым ограблением храмов и «изъятием церковных ценностей». Сохранились описи имущества Вырициких храмов этого времени и списки лиц, входивших в состав их общин (к этому времени все они стали приходскими).

После закрытия в Петрограде на Васильевском острове Дома призрения в память Николая и Елены Брусницыных и храма при нем (28.09.1922) дорогой резной четырехъярусный иконостас[26] его был перевезен в Вырицу в Казанский храм. Величественный и соразмерный объемам Казанской церкви, изготовленный в 1897 г. в мастерской Циммермана, он прибавил интерьеру ее купеческого размаха. В художественном плане это, вероятно, снизило цельность интерьера, стилизованного на позднее средневековье, но спасло шедевр церковной культуры XIX века.

Прежний двухъярусный иконостас меньших размеров, выполненный по рисунку М.В. Красовского, был перенесен в боковой придел свт. Николая Чудотворца.

В 1920-х годах из разных мест, преимущественно из закрытых в это время храмов, в Казанскую церковь были переданы картины религиозного содержания кисти проф. Н.А. Кошелева («Благословение детей» и «Божия Матерь Всех Скорбящих Радосте»), большая мозаичная икона работы М.И. Зощенко и другие шедевры. Перенасыщения интерьера не произошло, так как в смутное время из храма были похищены или изъяты многие ценные поднесенные до революции иконы, утварь и предметы убранства.[27]

В то время, когда многие петербургские храмы были захвачены обновленцами, Вырица оставалась оплотом «староцерковников»-тихоновцев, т. е. православных христиан, твердо придерживавшихся линии святителя и исповедника Патриарха Тихона.

Иосифляне

В конце 1920-х годов была закрыта церковь-школа в Поселке (последним настоятелем ее служил свящ. Николай Портанский), два же приходских храма и монастырское подворье продолжали действовать. В их стенах совершались богослужения, вокруг них группировалось духовенство и монашествующие, перехавшие в Вырицу из Петрограда. Многие горожане стремились посетить Вырицу для общения с близкими им по духу пастырями, которым можно было доверить самые сокровенные свои мысли: о Боге, о семье и близких, об окружающей жизни.

В Петропавловском храме к этому времени продолжал настоятельствовать протоиерей Георгий Преображенский. Диаконом при нем был о. Аркадий Гаврилович Молчанов, служивший здесь с 1 января 1922 года. Родившийся в 1860 году в крестьянской семье в с. Усть-Введенское Царскосельского уезда С.-Петербургской губернии (близ Вырицы), до 1917 года он был кассиром Государственного банка. В 1921 году был рукоположен в сан диакона и последующие десять лет служил в Вырицкой Петропавловской церкви.[28]

В Казанском храме продолжал служить протоиерей Порфирий Десницкий.

На Успенском подворье служил иеромонах Пафнутий (Акиньшин), окормлявший сестер обители, проживавших при подворье, рядом с храмом, в доме 6 по Саратовской улице.

Уроженец Курской губернии (род. 1868 г. в с. Дальне-Игумново Старогородской волости Белгородского уезда в крестьянской семье), он окончил Духовную семинарию, позже (с 1887) служил в Варшавском полку, в 1913 г. ушел на Афон, где принял постриг. Был близок к настоятелю иеромонаху (?) Иродиону, служил экономом.

На некоторое время (после 1917 г. ?) приезжал в Петроград, где служил в церкви Старо-Ладожского подворья на Забалканском проспекте. Вновь вернулся на Афон, где был рукоположен во иеромонаха, после чего возвратился в Петроград. В 1922 г. привлекался властями по делу «об изъятии церковных ценностей», но был освобожден. С 1920-х гг. проживал в Вырице, служил на Успенском подворье.[29]

После издания декларации митрополита Сергия (1927) два из трех остававшихся к тому времени незакрытыми вырицких храмов и служившие там пастыри избирают линию митрополита Петроградского Иосифа, занявшего критическую позицию в отношении этого акта лояльности к гонителям веры. Эту же позицию разделяло большинство монашествующих из закрытых петербургских и иных монастырей, проживавших к этому времени в Вырице.

Нестроения, вызванные декларацией митр. Сергия, накалили церковную обстановку в Петрограде. Управление епархией высланный властями из города митрополит Иосиф (с декабря 1926 г. находившийся в ссылке в Николо-Моденском монастыре близ Устюжны) передал своему викарию епископу Ямбургскому Гавриилу.

После издания декларации (июль 1927) и безуспешной поездки в Москву делегации Петроградского духовенства с целью убедить митрополита Сергия изменить свою церковную политику, большинство петроградского епископата (пять епископов) и ряд видных и уважаемых в Петрограде пастырей, за которыми стояли большие группы прихожан, - оо. Василий Верюжский, Виторин Добронравов, Измаил Рождественский, Иоанн Никитин, Феодор Андреев, Василий Венустов и еще 30-40 священников, а также множество монашествующих, оставшись верными митрополиту Иосифу, по его благословению отделились (26.12.1927) от митрополита Сергия.

Разгром стороников митрополита Иосифа произошел после двух лет существования церковного разделения.

В 1929-1930 гг. чекисты расправились с наиболее достойной частью русского (и, добавим, петроградского) духовенства, «которая предпочла гонения, а затем и мученичество, приспособлению и угождению атеистическому и бесчеловечному режиму».[30] Разгром иосифлян начался в апреле 1929 г. и был, в основном, завершен в 1931 г. (в некоторых районах в 1932 г.). Ликвидация общин, сопровождавшаяся арестами и высылками наиболее твердого в исповедании веры духовенства была ускорена в связи с начавшимся уничтожением русского крестьянства - зверской коллективизацией.[31]

В ноябре 1929 года в Петрограде и окрестностях были арестованы: архиепископ Димитрий (Любимов), прот. Василий Верюжский, священники Николай Прозоров, Иоанн Никитин, Сергий и Александр Тихомировы, Петр Белавский, иеромонах Гавриил (Владимиров), многие монашествующие и миряне из окружения Владыки Димитрия и руководства храма Спас-на-Крови, бывшего центром духовного сопротивления властям в эти годы.

Священники Николай Прозоров и Сергий Тихомиров были в августе 1930 г. расстреляны, остальные сосланы в лагеря. 17 ноября 1930 г. был закрыт собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови), но тайные общины «иосифлян» продолжали существовать городе и его окрестностях до конца II мировой войны.[32]

Аресты вырицкого духовенства, возглавляемого благочинным, протоиереем Георгием Преображенским были произведены чекистами в январе-апреле 1931 г., вскоре после разгрома иосифлян в Петрограде.

Пастырь был арестован 2 января 1931 года. Обвинен в создании ячейки «из погромно-черносотенного монархического элемента при церкви на железнодорожной станции Вырица», 8.10.1931 приговорен к трем годам лагерей (в Мордовии). 4.04.1933 досрочно освобожден с лишением права проживания в определенных населенных пунктах на оставшийся срок. Скончался он в ссылке в Борисоглебске Тамбовской области в 1933 г.[33]
Одновременно с ним был арестован приехавший незадолго до этого в Вырицу и служивший также в Петропавловском храме священник Симеон Михайлович Бирюкович. Уроженец Белоруссии (род. 1.01.1875, с. Жари Речицкого уезда Минской губернии), выпускник Духовной семинарии, о. Симеон до 1929 г. служил священником в Бобруйске, к 1930 г. - проживал под Москвой, в Истре - у дочери . В 1930-1931 гг. он жил в Вырице, ставшей приютом для многих гонимых пастырей, был арестован 21 апреля 1931 г. по делу «церковников», приговорен 8.10.1931 к трем годам лагерей и отправлен Усолье (Вишлаг), на Север - в Коми (дальнейшая судьба его неизвестна).[34]

Нам пишут:

"СПАСИ ВАС ГОСПОДИ, ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!!!

  Пишет Вам раба Божия Ирина.  
Сегодня готовилась к предстоящим занятиям ( я преподаю Закон Божий в воскресной школе при Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Одессы), искала материал в   интернете о ЗАПОВЕДЯХ БЛАЖЕНСТВА и попала на Ваш сайт. Там   прочитала информацию. о моем прадедущке ПРОТОИЕРЕЕ СИМЕОНЕ   БИРЮКОВИЧЕ.

Из того, что известно нашей семье могу сообщить, что прот.СИМЕОН умер в лагере. 20 июля 1932 г. Его похоронили на  следующий день 21 июля (в праздник КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ) в отдельной могиле, как священника (всех умерших там сбрасывали в общую могилу). Перед этим достали в медпункте марлю и сшили ему облачение. Об этом рассказал бывший с ним в лагере однокурсник дочери ПРОТ. СИМЕОНА Таисии. Его дочь ездила в тот лагерь.

Моя бабушка Валентина много рассказывала нам о своем папе. Она умерла совсем недавно в возрасте 99 лет. А за три года до ее смерти две ее дочери (моя мама и тетя, они живут в Самаре, мама - прихожанка собора Петра и Павла) и я ездили в Минск и Бобруйск (родину прот. Симеона и моей бабушки Валентины). Во время войны 14 года прот.Симеон ушел добровольцем ( имел шесть детей) и был полковым священником.

Прот.Симеон был инспектором церковно-приходских школ, духовно окормлял тюрьмы, начал строительство Кресто-Воздвиженского храма в Бобруйске ( мы там были и встречались со священниками, отвезли фотографию прот. Симеона).

Моя бабусенька рассказывала, что каждый год в свой отпуск прот. Симеон ездил в Оптину пустынь. Там он испросил благословение на строительство храма, это было до революции. И получил ответ, что грядет время, когда храмы будут разрушать, а ты собираешься строить. Но строительство храма в Бобруйске благословили (мы как раз ездили посмотреть этот храм). Прот. Симеон дружил со св.Анатолием Оптинским -младшим.

Высылаю ВАМ фотографию ПРОТ. СИМЕОНА.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!!!
МИЛОСТИ БОЖИЕЙ И ВСЕХ БЛАГ ЖЕЛАЮ ВАМ!!!

Ирина Барышникова-Кирилюк,
5 августа 2010. "

прот.Симеон Михайлович Бирюкович
прот.Симеон Михайлович Бирюкович
прот.Симеон Михайлович Бирюкович




прот.Симеон Михайлович Бирюкович


P.S.
Об аресте ПРОТ. СИМЕОНА нам известно следующее: К нему приехали верующие и попросили служить на Радоницу, потому что всех священников уже арестовали, некому было служить. Он, когда уходил из дома, уже знал, что не вернется, что его тоже арестуют, но сказал родным, что он же давал обет Богу и должен идти.

Возле Церкви его уже поджидали, чтобы арестовать. ПРОТ. СИМЕОН попросил разрешить ему отслужить службу. Ему разрешили. И как раз на Радоницу после службы его арестовали и сослали в лагерь, где он и умер, у него было больное сердце и гипертония и там над ним , как и над другими заключенными издевались.
ЦАРСТВО ИМ  НЕБЕСНОЕ!!!

    Когда в 2002 году я неизлечимо заболела (тогда мы жили в Киеве) духовный наставник нашей семьи ПРОТОИЕРЕЙ РОМАН БАРАНОВСКИЙ (благочинный больничных храмов Киева, руководитель сестринства милосердия) мне сказал, что ПРОТ. СИМЕОН мученик за веру и молится за меня ГОСПОДУ и я обязательно выздоровею. И БОГ ДАРОВАЛ МНЕ ИСЦЕЛЕНИЕ.

Нам, нашей семье, тепло и радостно, если Вы добавите на  Ваш сайт наше письмо.
Я  Вас прошу  дописать там имя моей мамы Нины и тети Евгении.

ДАЙ БОГ ВАМ ПОМОЩИ БОЖИЕЙ, МИЛОСТИ БОЖИЕЙ, ДУХОВНОЙ  РАДОСТИ И ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ !!!

С глубоким уважением
Ирина Барышникова-Кирилюк


    Иеромонах Пафнутий (Акиньшин) был арестован «по делу иосифлян» в Вырице (в 1930 г. он так же арестовывался «за сокрытие церковных ценностей», но через неделю был освобожден). Осужден 8.10.1931 г. к трем годам лагерей, также как и священник Симеон Бирюкович, был направлен в Усолье (Вишлаг), с 23.10.1932 г. на оставшийся срок выслан в Северный край.


Петербургские иосифляне во главе с архиепископом Димитрием (в центре),
Петербургские иосифляне во главе с архиепископом Димитрием (в центре),
епископом Сергием Нарвским и прот. Василием Верюжским (сидят)
возле храма Спас-на-Крови. Рядом с ними (в центре, стоят):
архим. Клавдий (Савинский) и свящ. Викторин Добронравов.
Третий в верхнем ряду – монах Алексий (Карцев),
четвертый – иподиакон Петр Сазонов


Одновременно с разгромом в Петрограде иосифлян был арестован и один из виднейших петроградских пастырей, исповедовавший священников, присоединявшихся к митрополиту Иосифу, служивший в храме Воскресения Христова (Спас-на-Крови) протоиерей Иоанн Никитин (1880-1938). Родившийся в с. Лужно Демянского уезда Новгородской губернии, он закончил Духовное училище в Старой Руссе, Новгородскую Духовную семинарию. В 1901 г. принял сан священника. Выпускник С.-Петербургской Духовной академии (1907). В 1908-1922 г. служил в церкви равноапп. Константина и Елены при гимназии Императорского Человеколюбивого общества. До 1928 г. служил в Троице-Измайловском соборе, в 1928-1929 - в соборе Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Петрограде. Вместе со своей супругой, Еленой Петровной, и дочерьми Варварой Ивановной и Еленой Ивановной о. Иоанн жил в доме по наб. канала Грибоедова 74, кв. 13.

Протоиерей Иоанн Никитин. 1927 г.
Протоиерей Иоанн Никитин. 1927 г.

Протоиерей Иоанн Никитин был тесно связан с Вырицей и близко знаком с вырицким духовенством, в том числе с названными выше пастырями. В летнее время о. Иоанн и его семья проживали на даче в Вырице в небольшом домике, стоявшем в непосредственной близости от Успенского Вырицкого подворья, на Саратовской улице.

Арестованный 29.11.1929 г. по делу «иосифлян», 3.08.1930 г. о. Иоанн был приговорен к заключению в концлагерь сроком на 10 лет. Находился в Соловецком лагере, в г. Кемь. В 1938 г. в последних письмах семье дал понять, что его готовят к смерти. Скончался (расстрелян ?) 4 ноября 1938 г. Белбалтлаге (на Беломорканале). Похоронен в братской могиле на ст. Куземса в Карелии.[37]

Страстная ночь русского монашества



В 1932 г. Вырицу затронули новые аресты, коснувшиеся преимущественно проживавших здесь монашествующих: монахинь Успенского подворья и сестер-беженок из закрытых и разгромленных большевицкой властью монастырей, нашедших приют в Вырице.

В первую очередь, внимание властей привлекло Успенское подворье в Заречье, где в двух деревянных домиках на Саратовской улице подвизались и проживали шесть монахинь-иосифлянок.

Они зарабатывали себе на жизнь, трудясь на огородах и в советских учреждениях. Все они были духовными дочерьми иеромонаха Пафнутия, арестованного в 1931 году.

Маленький тайный монастырь никак не был связан с петроградскими общинами и был разгромлен в результате облавы НКВД в рамках всесоюзной акции по ликвидации монашества. Арестованные в Вырице пошли по одному делу с вышеописанными общинами.

«Самую пожилую вырицкую монахиню Марию Трофимовну Артемьеву (1869-1933), уроженку С.-Петербургской губернии, следствие обвинило в том, что она «устраивает чтение Евангелия и в беседах на религиозные темы проводит антисоветскую агитацию». Впрчем, аналогичные обвинения предъявлялись всем инокиням - чтение Евангелия вменялось в преступление. В поселке монахини жили незаметно: никуда не ездили и никого не принимали, только трудились и молились в Успенской подворской церкви. Они вышли из простых семей, были малограмотными и в разные годы попали в общину. Монахиня Мария (Артемьева) и Матрена Дорофеевна Дорофеева (1899 - ?) жили здесь с 1918 года, монахини Пелагея Степановна Мануйлова (1891 - ?) - с 1927, Татьяна Петровна Петрова (1901 -?) - с 1933 года. Всех их Господь объединил в служении Себе. Последние две монахини работали на местной почте. Обвинение усмотрело в этом факте «зашифровывание своего тайного монашества», хотя таких небольших общин из монашествующих закрытых большевиками монастырей и подворий было довольно много в Петрограде и его окрестностях до роковых дней 17-18 февраля 1932 года.

Монахиня Мария (Артемьева) была 18 марта 1932 г. приговорена к трем годам ссылки в Казахстан, Матрена (Дорофеева) получила «минус три», что означало запрет жить в Ленинградской и Московской областях, остальных двух монахинь освободили, очевидно, учтя их происхождение».[38] Еще две монахини, очевидно, на какое-то время покидали подворье и потому избежали ареста.

Одновременно с монахинями Успенского подворья в Вырице в те же дни (17 фераля 1932 г.) были арестованы еще три монахини, обвиненные в том, что они «находились в монашеском нелегальном общежитии»: игумения Никодима (Долгополова), монахиня Уриила (Рубашка) и монахиня Серафима (Пичкина).(Они проживали на Набережной ул., 6)


Протоиерей Николай Загоровский
Протоиерей Николай Загоровский
(впоследствии – иеросхимонах Серафим). 1929 г

Игумения Никодима (Долгополова Екатерина Карповна, 1857 - ?), уроженка мест. Юрбург Ковенской губ., провела в монашестве 54 года (с 1878 года). Арестованная в Вырице, она обвинялась также в том, что «устраивала паломничества на могилы блаженного Матфея и молчальника Патермуфия в Александро-Невской лавре». В марте 1932 г. была освобождена с запретом проживания в Московской и Ленинградской областях и пограничной полосе сроком на три года. Избрала местом жительства Нижний Новгород (дальнейшая судьба неизвестна).[39]

Монахиня Серафима (Пичкина Александра Васильевна, 1878 - ?) была уроженкой дер. Пристани Новгородской губернии, происходила из крестьян. Монашествовала 35 лет. В 1930-1932 гг. проживала в Вырице. 22 марта 1932 г. была приговорена к трем годам ссылки в Казахстан (дальнейшая судьба неизвестна).[40]

Монахиня Уриила (Рубашка Елена). В 1930-1932 гг. проживала в Вырице, приговорена к высылке из Ленинградской области (дальнейшая судьба неизвестна).[41]

Эти три монахини - сторонницы митрополита Иосифа, арестованные в Вырице, приехали сюда из различных закрытых к этому времени монастырей и поддерживали обширные связи с Сибирью и Центральной Россией.

В 1928-1930 гг. Вырица стала важным центром иосифлян и истинно-православной Церкви. Особенно роль вырицких храмов (Петропавловской церкви и Успенского подворья) возросла после разгрома храма Спаса-на-Крови и его общины. Многие пастыри, служившие в соборе Воскресения, приезжали служить в Петропавловский храм, в их числе известный пастырь-исповедник протоиерей Николай Загоровский, впоследствии - иеросхимонах Серафим (1872-1944). Отличавшийся прозорливостью, в 1920-1930-х гг. он служил в храмах Харькова и Петрограда. В заключении находился в Соловках, после освобождения жил в Обояни Курской губернии. В годы II мировой войны служил в Харькове и окормлял там тайную женскую общину, принял там постриг и схиму. Эвакуирован вместе с общиной в Польшу. Скончался в Перемышле в Галиции в 1944 г. (Прославлен Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 г.[42] и как местночтимый святой в Харьковской епархии в 1990-х гг.)

Вырицкий Казанский храм, где служил протоиерей Порфирий Десницкий, недолго оставался иосифлянским (о. Порфирий не был сторонником линии митрополита Иосифа и избегал участия в церковных разделениях того времени. Лишь недолгое время он, будучи в подчинении благочинного, прот. Георгия Преображенского, возглавлявшего церковный округ, из послушания подчинялся мнению большинства пастырей благочиния. Позже, после начала разгрома иосифлян, он отошел от них). Скончался о. Порфирий осенью 1935 г. и погребен на Вырицком кладбище. Рядом с ним похоронена матушка, пережившая его на три месяца.

Иеросхимонах Серафим Вырицкий



Иеросхимонах Серафим Вырицкий,
Иеросхимонах Серафим Вырицкий,
духовник Александро-Невской лавры.
1927-1928 гг.

Почти два десятилетия (1932 ? - 1949) в истории Вырицы связаны с жизнью и подвигами великого старца, подвижника веры и исповедника Православия, ныне прославленного Церковью в лике святых, преподобного Серафима Вырицкого (в миру - Василия Николаевича Муравьева).

Сейчас собрано и опубликовано немало материалов к житию прп. Серафима Вырицкого, свидетельств его молитвенного заступления и чудесной благодатной помощи страждущим людям, обращавшимся за советом к старцу. Поэтому ниже мы не будем пересказывать то, что читатель может узнать в большей полноте из этих изданий о праведнике. (В.П. Филимонов. Иеросхимонах Серафим Вырицкий и русская Голгофа. СПб, 1999. А. Трофимов. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий. М., 1996. Собеседник православных христиан. Изд. Л.С. Яковлевой. СПб. 1998-1999 и др.)

В Вырицу старец иеросхимонах Серафим, бывший в 1926-1929 гг. духовником Александро-Невской лавры переехал (см. как это было по книге В.П.Филимонова-прим. авторов сайта), вероятно, в 1932 (очевидно, во второй половине года) или в 1933 году из подгородней Поповки - дачного места по Николаевской (Московской) железной дороге, где он проживал в 1929-1932 гг. у протоиерея Леонида Богоявленского, с семьей которого он был близко знаком.

За время несения старцем подвига духовника Лавры «отец Серафим мало заботился о собственном удобстве. Известен случай, когда старец непрерывно принимал исповедников на протяжении двух суток.

Постоянное переохлаждение (во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу Свято-Троицкого собора, главный храм Лавры в ту пору за недостатком дров почти не отапливался, на стенах часто выступал иней), неимоверные физические и душевные перегрузки постепенно дали себя знать, и здоровье отца Серафима резко ухудшилось (врачи признали одновременно межреберную невралгию, ревматизм и закупорку нижних конечностей, боли в ногах стали невыносимыми). К этому прибавились застойные явления в легких и сердечная недостаточность.

Медики настоятельно рекомендовали ему покинуть город и перебраться в лесную зону. Митрополит Серафим (Чичагов), ознакомившись с заключением врачей, благословил немедленный переезд за город».[43]

Время оставления прп. Серафимом Лавры совпало также с сотрясавшими Петроград церковными нестроениями и разделениями, вызванными изданием декларации митр. Сергия. К этому времени проживавший в Лавре в 1923-1928 гг. епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев), викарий Петроградской епархии и наместник Александро-Невской лавры, «пользуясь древним правом ставропигии, которое имела Лавра», после выхода декларации прекратил возношение имени заместителя Патриаршего местоблюстителя митр. Сергия. Он ушел на покой 28.08.1928 «по причине расхождения в понимании церковной жизни епархии и ее нужд» и покинул Петроград. Бывший ближайшим его помощником в течение этих лет и духовником обители иеросхимонах Серафим (схиму он принял в 1927-1928 гг.) оставался духовником еще в течение года и ушел из Лавры по настоянию врачей и благословению митрополита Серафима в 1929 году (свидетельство сына, Н.В. Муравьева).[44]

В Поповке у прот. Леонида Богоявленского о. Серафим жил в небольшом, возможно, специально для него построенном домике-келии, в дальнем конце дачного участка. Там он провел около двух лет. В 1932-1933 гг. близкие люди решают перевезти больного старца в Вырицу, бывшую тихим дачным местом и климатическим курортом (к переезду в другое место о. Серафима, возможно, подвигли также трагические события весны 1932 г. - проживать у о. Леонида, уже неоднократно подвергавшегося репрессиям властей было небезопасно для обоих пастырей), - «возвышенная местность, вековой смешанный лес с преобладанием хвойных пород, сухая песчаная почва и целебный воздух, - все это должно было благотворно повлиять на здоровье старца».[45]

Возможно, переезд в Вырицу о. Серафима был подготовлен бывшей его супругой, до 1930 г. - монахиней Новодевичьего монастыря м. Христиной. Возможно, этому содействовал также кто-то из духовных чад старца, связанный с Вырицей. Нельзя исключить также и участие протоиерея Порфирия Десницкого, проживавшего в Вырице и служившего в местном храме Казанской иконы Божией Матери (второй по времени проживания адрес о. Серафима в Вырице - Боровая улица (дом неизвестен) косвенно подтверждает близкое знакомство пастырей, - прот. Порфирий также проживал в Вырице на Боровой улице).

Вырица. Дом на Ольгопольской улице,16,
Вырица. Дом на Ольгопольской улице,16,
первый адрес иеросхимонаха
Серафима Вырицкого

Свидетельства того, что о. Серафим служил в Вырице в Казанской церкви нет (по свидетельству близких о.Серафима, он служил  литургию в вырицкой Казанской церкви только однажды, сразу по переезду в Вырицу - прим. авторов сайта.), но он в течение всей жизни в Вырице жил в ее приходе и числил себя ее прихожанином, многие святыни семьи Муравьевых после кончины старца были переданы в Казанский храм, и именно у его стен праведник обрел место своего вечного упокоения.

Среди Вырицких адресов старца иеросхимонаха Серафима следует назвать дом по Ольгопольской улице, 16 (это первый адрес о. Серафима в Вырице, в этом маленьком домике батюшка жил у частных лиц в 1932-1933 ? году). Позже недолгое время старец жил у кого-то на Боровой улице (дом неизвестен). Затем семья Муравьевых перебралась в дом, принадлежавший семье провизора В.Т. Томберга (Пильный проспект, 7), где и жила с начала 1930-х гг. по 1945 год (о. Серафим снимал часть дома, здесь же с 1935 г. жила воспитанница Муравьевых м.Иоанна (Шихобалова), вернувшаясся к тому времени из ссылки). Неподалеку от сюда, по соседству со старцем, жила семья его сына Николая (Пильный, 19), где тот был арестован в январе 1941 года.

В саду дома на Пильном, 7 сохранился камень, на котором старец молился Господу о России, Церкви и спасении всего мира в годы войны. В 1945 году старец недолгое время жил в доме Смирновых (Пильный пр., 24) перед переездом в дом Л.Г. Ефимовой на Майском проспекте (д. 39), ставший последним местом земного пристанища старца (здесь о. Серафим снимал несколько комнат) в 1945-1949 гг.

В великом подвиге поста и молитвы пребывал старец в Вырице. По состоянию здоровья он почти не покидал своей келии, будучи прикован к постели, иногда с помощью родных выбирался на крыльцо, где имел возможность дышать свежим воздухом. Не вкушая почти ничего (порой его дневной едой была лишь часть просфоры со св. водой), батюшка ежедневно причащался св. Христовых Таин (причащать его приходили священники Казанского храма). Днем старец, как это было в Лавре, принимал посетителей, как жителей Вырицы, так и приезжавших издалека, слышавших, что в Вырице живет прозорливый батюшка. «В течение дня у старца собиралось множество записок о здравии и упокоении, которые оставляли посетители, испрашивая его святых молитв. Ночами батюшка со слезами и сердечными воздыханиями читал все эти записочки. На следующий день записочки обязательно относили к Престолу в Вырицкий Казанский храм, а батюшка совершенно искренне говорил: «Да какой же из меня молитвенник? Я же лежу...»[46]



Дальше...

Закрытие Вырицких храмов
Вырица в годы войны. Послевоенная Вырица.






© 2005-2012  serafim.com.ru.
Все права защищены



Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100