прп. Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим, Вырицкий чудотворец



 



Поддержите сайт! (пожертвование)

Вырицкие храмы

Церковь свв. апостолов Петра и Павла


    Одновременно с ростом дачной местности, в окрестностях Вырицы началось строительство храмов. Самым первым храмом Вырицы суждено было стать храму свв. апп. Петра и Павла. До постройки Петропавловской церкви жители поселка обращались за необходимостью к духовенству соседних приходов в Суйде и Усть-Введенском. С возникновением дачной местности при станции Вырица владельцы участков и дач подняли вопрос о необходимости строительства в Вырице самостоятельного храма для удовлетворения духовных нужд жителей.

Хотя строительство храма было запланировано еще на первом этапе обустройства «будущего города Вырица» и тогда же для храма был выделен участок земли, решение о том, что будущий храм станет именно православным, было принято не сразу. Коренное финское население этих мест (проживавшее в дер. Петровка, Мины и других) хотело, чтобы на церковном участке была выстроена лютеранская кирха. Тем не менее, несмотря на то, что на первом этапе строительства Вырицы финское население численно преобладало, большинством голосов на собрании владельцев земельных участков было принято решение о сооружении православной церкви, а также кладбища неподалеку от нее на участке, пожертвованном помещиком Корниловым.

Храм строился по проекту выпускника Института гражданских инженеров, техника С.-Петербургского градоначальства, архитектора Николая Ивановича Котовича[9], в основном, на пожертвования местного населения. Одними из первых жертвователей на храм был глава местного общества трезвости, постоянно живший в Вырице с 1900-х гг. и проводивший там «собрания на тему Евангелия по отрезвлению народа от пьянства» Иван Алексеевич Чуриков (1861-1931)[10] и работник Экспедиции заготовления государственных бумаг (ГОЗНАК) Быстроумов. Соорудить храм решено было в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла, в память чудесного спасения Царской Семьи во время крушения поезда в Борках (1888).

Закладка храма была совершена 10 сентября 1906 года, освящение последовало менее чем через два года, 22 июня 1908 года.[11] Вот как описывала это событие газета «Колокол»: «В Вырице совершен в воскресенье чин освящения нового храма, после него - первая литургия. Еще с вечера поселок стал приготовляться к освящению местного храма. Улицы подчистились, аллеи и тротуары посыпаны желтоватым песком, а местами их украсили гирляндами из живой зелени. Новая большая деревянная церковь, о которой уже давно печатается в публикациях о продаже участков земли в «будущем городе» Вырице, построена на Сиверском шоссе.... С экстренным поездом из Петербурга прибывало группами много богомольцев. Все украшения храма, иконы, сосуды, облачения - все это пожертвования отдельных лиц. Стоимость его достигает 12-ти тысяч рублей. Администрация железной дороги дала в тот день для богомольцев специальную пару поездов»[12].


Протоиерей Георгий Васильевич Преображенский. Фото 1930-х гг.
Протоиерей Георгий Васильевич
Преображенский. Фото 1930-х гг

Чин освящения храма совершил настоятель С.-Петербургского крепостного Петропавловского собора протоиерей Александр Дернов в сослужении местного благочинного прот. Афанасия Беляева и другого духовенства. Основными жертвователями на сооружение храма были: председатель строительной комиссии П.А. Смирянов, Н.В. Сургучев, К.Д. Любомудров, С.М. Ларин и И.А. Баусов (казначей)[13].

Новый храм был выстроен в «старомосковском стиле» и представлял собой деревянное крестообразное в плане здание на высоком фундаменте из валунов, с просторным двусветным церковным залом, вмещавшим до 1500 человек, шатровым куполом и высокой колокольней.

Вырица. Петропавловская церковь. Фото 1900-1910-х гг
Вырица. Петропавловская церковь.
Фото 1900-1910-х гг

Сразу же указом Св. Синода в Вырице был образован приход, к которому, помимо Вырицы, отошли деревни Красницы и Петровка. Первоначально собственного причта в храме не было и богослужения в нем совершались настоятелем церкви с. Введенское священником Севастианом Воскресенским (1874-1938).13 Позднее, с 30.03.1911 г., настоятелем Петропавловского Вырицкого храма был определен священник Георгий Васильевич Преображенский (1879-1933 ?)[14]. Уроженец С.-Петербурга, выпускник столичной Духовной семинарии, с 1904 г. он служил в приходе Подмошье Лужского уезда (в Горской Знаменской церкви) и происходил из потомственного священнического рода, давшего церкви немало выдающихся пастырей и архипастырей, среди которых был и епископ Ямбургский Феофан (Быстров), (1872-1940), - духовник Царской Семьи. Он приходился свящ. Георгию Преображенскому дядей. В Петропавловской Вырицкой церкви священнику (впоследствии - протоиерею) Георгию Преображенскому суждено будет служить втечение двух десятилетий, вплоть до своего ареста (23.01.1931), высылки и заключения в лагерь. Все это время ревностный пастырь будет активно участвовать в духовной жизни Вырицы. Проживал он вместе с семьей рядом с храмом, на углу Церковной ул. (д. 3) и Сиверского шоссе.

Председателем общины (прихода) Петропавловского храма стал служащий канцелярии Ея Величества К.Д. Любомудров.
Вырица. Здание общины христиан-трезвенников братца Иоанна Чурикова. Фото 1900-1910-х гг
Вырица. Здание общины христиан-трезвенников братца Иоанна Чурикова. Фото 1900-1910-х гг

В преддверии 300-летия Дома Романовых

В те же годы, когда сооружалась Петропавловская церковь, храм был выстроен также в пригороде Вырицы, - дачном поселке Малая Ковшовка, возникшем при вновь открытой станции Царскосельской железной дороги (земли его входили раньше в состав Красницкого удельного имения). В начале 1900-х гг. местность была приобретена крестьянином Петром Лиуконеном, который построил здесь свою усадьбу, а расположенные рядом дачные участки стал продавать под застройку. Быстро было выстроено более 50 дач, где проживало до 500 человек, летом сюда приезжали отдыхать еще до 600 дачников. В 1907 г. местные жители пожелали выстроить в образцовом дачном поселке церковь, на что было получено Высочайшее разрешение, создана община и образован церковно-строительный комитет. Деревянный храм (арх. Б.Н. Басин) был выстроен в 1908-1910 гг. и освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Еще через три года, когда вся Россия отмечала 300-летие царствования Дома Романовых, железнодорожная станция и поселок Малая Ковшовка по просьбе местных жителей были переименованы (в 1914 г.) в Сусанино - в честь народного героя, 300-летие подвига которого отмечалось одновременно с юбилеем Династии. Юбилейный Романовский храм сохранился и действует в пос. Сусанино по настоящее время.

Храм Казанской иконы Божией Матери

в память 300-летия Дома Романовых  в пос. Княжеская Долина


Храм Казанской иконы Божией Матери в пос. Княжеская Долина
Храм Казанской иконы Божией Матери в пос. Княжеская Долина
в память 300-летия Дома Романовых.
Проект М.В. Красовского. 1913 г.

Местность Княжеской Долины к началу 1910-х гг. активно застраивалась дачами: за два года с момента начала распродажи земельных участков князьями Сайн-Витгенштейн, в излучине Оредежа на пятистах проданных участках было возведено около трехсот дач. Выстроенные посреди соснового бора причудливые деревянные дома с башенками, эркерами и мезонинами, обильно украшенные деревянной резьбой, радовали глаз.

Удаленность местности Княжеской Долины от центра Вырицы породила мысль о прокладке к дачным участкам от станции Вырица железнодорожной ветки, на которой появились Первая, Вторая, Третья платформы и конечная станция - Поселок (1910). Это сделало местность Княжеской Долины более привлекательной для дачников. То же обстоятельство, что Петропавловский храм, выстроенный в восточной части Вырицы, отстоял от местности Княжеской Долины, - нового района стремительно растущего «образцового города», в шести верстах, послужило основанием к строительству здесь еще одного храма.

В 1911 г. по инициативе дачников было образовано братство во имя Казанской иконы Божией Матери, обратившееся в Св. Синод с ходатайством о разрешении построить в Вырице, в местности Княжеской Долины, православный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. «Было время, когда богообщение было возможно и без храма. Бывают и теперь избранники вроде преподобного Серафима Саровского, выстраивающие храм в своем сердце, но это не для Княжеской Долины»,[15] - писали инициаторы возведения храма. Св. Синод 9 декабря 1911 г. благословил учреждение братства, ставшего, по сути дела, строительным комитетом по возведению храма во имя Казанской иконы Божией Матери, который решено было соорудить в память 300-летия Дома Романовых.

Самими князьями Витгенштейнами под церковь изначально были зарезервированы два бесплатных участка по Ракеевской улице, между Майским и Пильным проспектами. Однако, собрание владельцев участков попросило княжескую контору изменить это решение на более удачный вариант, предусматривавший отведение под храм четырех смежных участков на пересечении Ракеевской ул. и Магистрального проспекта. Оценочная стоимость нового лучшего участка значительно превосходила стоимость участка, ранее предложенного под храм. «В два раза дороже, - ну так что же!», - заявили члены строительного комитета и выразили готовность собрать требуемую сумму. Однако князь Г.Ф. Витгенштейн согласился снизить цену на половину и лично пожертвовал 700 рублей на святое дело. За счет пожертвований частных лиц - дачников Княжеской Долины, была собрана оставшаяся необходимая для покупки участка сумма - 717 рублей.[16]

Храм Княжеской Долины, в отличие от многих возводившихся в это время по типовым проектам храмов, решено было выстроить в стиле древнерусских деревянных храмов XVI-XVII веков, обращенных к идеалам Святой Руси. В объявленном братством конкурсе участвовало пять проектов, из которых лучшим был признан совместный проект архитекторов Михаила Витольдовича Красовского (1874-1939) и полковника Владимира Петровича Апышкова (1871-1939), строителя моста Петра Великого в С.-Петербурге.

Идея обращения к истокам древнерусского зодчества в 1900-1910-х гг., Высочайше поддержанная самим Императором Николаем II - будущим св. Царем-Мучеником, находила свое воплощение в строительстве целого ряда не только монастырских построек и храмов, но и административных, общественных и жилых зданий, - как в С.-Петербурге и окрестностях, так и по всей Империи.
Вот что писали сами архитекторы в преддверии строительства Вырицкого Казанского храма в память 300-летия Дома Романовых о мотивах, побудив:
Вырица. Княжеская Долина. Княжеский мост.
Вырица. Княжеская Долина. Княжеский мост.
Фото 1900-1910-х гг.

 «Реформы Петра Великого, сравняв культуру древней Руси с культурой цивилизованных государств западной Европы, одновременно с этим стремились уничтожить все самобытное, отмеченное печатью русского народного вкуса. Такое направление не могло не отразиться на архитектуре вообще и на церковном строительстве в частности и вследствие этого на Руси начали строить такие храмы, которые не имели ничего общего с религиозной мыслью русских людей, остававшейся почти неизменной со дня принятия христианства. Примером такого строительства может служить Вознесенский монастырь в Москве, построенный в готическом стиле, который всегда служил выразителем идей католичества, а никак не православия. Конечно такое направление долго продолжаться не могло, и русские люди стали постепенно охладевать к архитектуре совершенно чуждой их духу, по крайней мере в области церковного строительства и уже при Императоре Николае I взоры передовых людей начинают обращаться к родной старине, ее начинают изучать и охранять ее памятники. Следствием этого являются такие сооружения, как Троицкий и Введенский соборы в Петрограде, все еще далекие от идеала допетровской Руси. Однако, постепенно, наравне с увеличением изучения старинных церквей, и новые начинают к ним все более приближаться и, наконец, в наше время появляются такие храмы, как церковь в память моряков, погибших при Цусиме, которая безусловно прекрасна и в то же время бесспорно чисто русская по духу ее композиции. Все сказанное касается преимущественно каменных храмов, но и церкви деревянные в послепетровскую эпоху сильно изменили свой внешний облик, так как при постройке их зодчие стремились подражать формам каменных церквей и таким образом шли вдвойне ложным путем. Такой взгляд строителей продержался гораздо дольше, чем это можно было предполагать, и сменился в конце прошлого столетия другим, руководствуясь которым зодчие строили деревянные церкви, похожие на дешевые пригородные дачи и совершенно не отвечающие вследствие своей пошло-игривой внешности той серьезности и величию, которыми должно отличаться от людского жилья церковное здание. Наконец в начале текущего века строители стали всматриваться туда, куда следует - они стали изучать деревянные церкви нашего Севера, где сохранилось много памятников древнего деревянного строительства, оценили их величаво-спокойную красоту и простоту и стали им подражать в своих произведениях. Вот почему авторы проекта церкви для Вырицы руководствовались, как для плана, так и для фасадов теми принципами, которые господствуют в церквях Олонецких и Вологодских, совмещая их одновременно с требованиями нынешней техники.

Подписали: Апышков, Красовский».



Вырица. Храм Казанской иконы Божией Матери в Княжеской Долине. Фрагмент (вид со стороны алтаря)
Вырица. Храм Казанской иконы Божией Матери в Княжеской Долине. Фрагмент (вид со стороны алтаря)

Главными вдохновителями сооружения в Княжеской Долине в Вырице этого сказочного храма стали председатель Братства Казанской иконы Божией Матери протоиерей Порфирий Десницкий и местный лесопромышленник Антип Христофорович Ефремов. Данные им средства были в двадцать раз меньше пожертвований на храм Павла Николаевича Летуновского (8938 руб.), но они послужили началу дела.[18]

В июле 1913 г. была совершена закладка храма. Так это событие описывалось в газете «Царскосельское дело»: «14 июля 1913 г. в Вырице в местности Княжеская Долина состоялась торжественная закладка нового храма в память 300-летия Царствующего Дома Романовых во имя Казанской иконы Божией Матери. Новый храм будет деревянным, с тремя приделами.

Рассчитана церковь на 600-700 молящихся. Расположен храм на углу Ракеевской улицы и Магистрального проспекта.

Торжественное богослужение и чин закладки совершил епископ [Тобольский] Алексий (Молчанов) в сослужении председателя братства о. Порфирия Десницкого, священника Вырицкой церкви о. Георгия Преображенского и прочего духовенства. Постройка храма началась 8 июня. Закончить постройку новой церкви предполагают в сентябре месяце текущего года».[19]

К осени 1913 г. постройка была вчерне завершена. Стены храма дышали заветной стариной, высокий шатер венчала крытая металлом главка. Он напоминал собою древнерусский скит или уединенную обитель, будучи окружен вековым сосновым бором.

Архитектор М.В. Красовский
Архитектор В.П. Апышков. Фото 1914 г.
Архитектор М.В. Красовский
Архитектор В.П. Апышков. Фото 1914 г.


21 мая 1914 г. было совершено освящение и подъем колоколов на звонницу храма.
Деятельное участие в украшении храма приняли: П.Н. Летуновский, оплативший изготовление иконостаса по рисунку арх. М.В. Красовского и изготовление множества прекрасной утвари, член Братства и председатель строительного комитета П.Я. Мешков заказал художественного письма образ Казанской Божией Матери, в серебряном окладе с камнями. Обер-прокурором Св. Синода В.К. Саблером была преподнесена шитая шелком ручной работы икона св. князя Владимира, от патриарха Иерусалимского Дамиана была привезена икона Воскресения Христова с частицей камня от Гроба Господня.

Строительство храма обошлось в 30 тысяч рублей. Убранство его и гонорары составили еще 28 тысяч.[20]



6 июля 1914 г. состоялось освящение церкви: из храма свв. апостолов Петра и Павла пришел крестный ход во главе со свящ. Георгием Преображенским. Совершение самого чина освящения возглавил епископ Гдовский Вениамин, будущий митрополит Петроградский, новомученик.

Августейший покровитель Братства Казанской иконы Божией Матери, старший сын Великого Князя Константина Константиновича (поэта К.Р.), Князь Иоанн Константинович, с 1913 г. согласившийся принять на себя эти обязанности, не смог приехать в Вырицу в день освящения храма, прислав из Павловска телеграмму: «Всей душой скорблю, что не был в состоянии присутствовать на освящении храма. Дай Господь всему Комитету счастья, благополучия и твердой веры в Царицу Небесную, Которая дает великое утешение страждущим душам, приходящим в сей храм, получающим исцеление как душевное, так и телесное. Помоги Вам, Господи. Иоанн. 6 июля 1914 года».

После освящения храма Братство продолжило свое активное участие в благоукрашении храма. По степени участия (в том числе финансового) в созидании храма и в жизни общины братчики подразделялись на учредителей, почетных членов, пожизненных, действительных членов братства и соревнователей. Созидательная их деятельность не была прервана событиями Великой (Первой Мировой) войны. К слову сказать, Россия была вынуждена вступить в войну 19 июля (1 августа н. ст.) 1914 г., - менее, чем через две недели после того, как храм в Княжеской Долине был освящен. На склад Ея Величества членами Братства посылались сотни комплектов теплого белья и подарки воюющим героям…











Князь Иоанн Константинович (23.06.1886-18.07.1918),
Князь Иоанн Константинович (23.06.1886-18.07.1918),
почетный покровитель братства
Казанской иконы Божией Матери

Все князья Императорской крови - сыновья К.Р. (как их именовали в офицерской среде, на фронте - князья-Константиновичи) в первые же дни Великой войны отправились на поля сражений. 27 сентября 1914 г. под г. Ширвиндтом в Восточной Пруссии возле хутора Котовщизна был смертельно ранен один из них - князь Олег Константинович (1892-1914). Еще через четыре года на Урале, - в Екатеринбурге и Алапаевске, будет оборвана жизнь целого сонма свв. Царственных Мучеников и Страстотерпцев. В ночь на 4 (17) июля 1918 г. в Ипатьевском Доме будет убита вся Царская Семья вместе с верными слугами. В следующую ночь живыми в старую шахту под Алапаевском будут сброшены еще восемь мучеников, - представители Царского рода и их слуги. Среди них князь Иоанн Константинович с братьями князьями Константином и Игорем…

Первым настоятелем Казанского храма (не имевшего, к слову сказать, самостоятельного прихода, и числившегося храмом братства Казанской иконы Божией Матери) стал протоиерей Порфирий Сергеевич Десницкий (1874-1935). В 1914-1918 гг. он служил в храме преимущественно в теплое время года, когда сюда приезжало множество дачников. Зимой 1918-1919 гг. он окончательно перебрался вместе с матушкой Александрой Терентьевной (1884 - 18.12.1935) и семьей в Вырицу (проживал в Вырице на Боровой ул., 83). Здесь он жил и служил в Казанском храме вплоть до своей кончины в сентябре 1935 года.
Вырица. Храм Казанской иконы Божией Матери. Интерьер.
Вырица. Храм Казанской иконы Божией Матери. Интерьер.
Первоначальный иконостас храма
(по рисунку арх. М.В. Красовского).
Фото 1910-х гг.


Храм Преображения Господня в Поселке


Украсившаяся к 1914 году величественным «царским» храмом, изумительно соразмерным и тактично вписанным в природу, с возвышающейся среди вековых сосен точеной колокольней, Княжеская Долина стала благоустроенной частью «будущего города Вырица». Она получила к этому времени уже 12 верст трамвайного пути (первый маршрут его шел от станции Вырица по Магистральному проспекту до моста через Оредеж), три железнодорожные платформы и чуть ли не висящие в лесу телефоны прямой связи с Петербургом.

После обустройства района Княжеской долины А.Х. Ефремов и М.Я. Эдвардс переключились на застройку лесного района, примыкавшего к ней с юга и получившего название «Поселок». Активная застройка местности способствовала улучшению железнодорожного сообщения, в лесу прокладывались новые дороги и сооружались мосты, была замощена главная магистраль Поселка - Сегалевский проспект. До лета 1914 г. (до начала войны) здесь действовал театр, в котором ставились спектакли с участием видных артистов Императорских театров, действовала почта и телеграф, был разбит и благоустроен общественный парк. Активно действовал «Комитет общества благоустройства дачной местности», состоявший в подчинении Царскосельской Земской управы.

Протоиерей Порфирий Десницкий
Протоиерей Порфирий Десницкий

Неподалеку от станции Поселок, рядом с Богоявленской (ныне - Купальной) улицей была возведена часовня, сгоревшая 2 августа 1913 г. На ее месте постановлением чрезвычайного общего собрания членов «Общества благоустройства» 8.08.1913 г. было решено выстроить церковь-школу, для чего была избрана комиссия из наиболее почтенных жителей Поселка. «Посельчане проявили редкое единодушное отношение к делу оборудования и благоустройства церкви-школы. Воззвание Комитета вызвало большой отклик… Пожертвований было собрано свыше 2000 рублей. Ныне здание подведено под крышу. Постройка здания вчерне обойдется около 4000 рублей. Такое быстрое сооружение здания могло быть произведено лишь благодаря оказанному Обществу кредиту. Наиболее крупными кредиторами являются гг. Липин (400 руб.), Белинький (450 руб.), Эдвардс (800 руб.) и Богданов.

Комитет не может не отметить, что массу трудов и энергии в деле сооружения общественного здания церкви-школы положили Д.И. Книгин, В.О. Рудаков, и отец Георгий Преображенский».[22]

Выстроенная в 1914-1915 гг. по проекту замечательного петербургского архитектора М.М. Перетятковича деревянная церковь-школа в Поселке была освящена в честь Преображения Господня и являлась приписной к Петропавловскому храму, и лишь позднее была обращена в приходскую. Богослужения здесь совершались причтом Петропавловского храма во главе с прот. Георгием Преображенским. В 1919 г. некоторое время здесь служил священник о. Россинский. В 1920-х гг. участок, примыкающий к церкви стал использоваться для захоронений и, таким образом, помимо приходского кладбища в Вырице здесь, возле Спасо-Преображенского храма, возникло еще одно, расположенное в Поселке. В 1930-х гг. храм был закрыт и передан под клуб. Благочестивые посельчане почти что не посещали его, и он пустовал. Детей, по неведению участвовавших в каких-либо концертах и спектаклях, устраиваемых в стенах закрытого храма, родители строго наказывали, запрещая впредь участвовать в осквернении святого места.

Здание храма сохранялось до 1940-х гг. и, очевидно, погибло в годы войны. На его месте установлен крест с небольшой каменной Голгофой, напоминающий о том, что здесь возвышался престол, и был алтарь храма.

Вырицкий Успенский женский монастырь

(подворье Кавказского (Моквинского) женского монастыря в Вырице)


Последним из Вырицких храмов, сооруженных здесь в начале XX века, был храм во имя Успения Пресвятой Богородицы при подворье Кавказского (Моквинского) Успенского женского монастыря Сухумской епархии.

Монастырь этот, один из древнейших как на Кавказе, так и среди монастырей Российской империи, основанный еще в X веке, был возобновлен в 1902 году. Располагался он в Абхазии в селе Моква и лежал в 15 верстах от порта и местечка Очемчири Кутаисской губернии, и относился к Сухумской епархии (село это лежит в 50 верстах от Сухума). Учрежденная первоначально в виде общины, в начале ХХ века она вновь стала монастырем. К 1910 г. здесь подвизалось около 50 сестер, возглавлявшихся игуменией.

В начале XX века многие монастыри России стремились открыть подворья в столице. Так, к 1917 году в С.-Петербурге и окрестностях действовало 64 монастырских подворья, бывших представительствами этих обителей - от знаменитых Лавр до бедных и заштатных монастырей. Подворья давали возможность обителям иметь свое представительство в столице, благодаря чему легче было решать любые вопросы в Св. Синоде, в государственных учреждениях. Небогатым монастырям подворья в столице давали определенный доход, иногда сравнимый с доходами самого монастыря. В то же время, жители Петербурга имели возможность познакомиться с жизнью обителей, столь далеко от него расположенных, участвовать в богослужении, пении в храмах, где поддерживался устав и традиция того или иного монастыря, прочувствовать уклад и особенности жизни в какой-либо дальней славной или уединенной обители.

Место храма Преображения Господня в Поселке. Современный вид
Место храма Преображения Господня в Поселке. Современный вид

Так, очевидно, еще до 1917 г., в годы Первой Мировой войны, насельницами Успенского Кавказского (Моквинского) женского монастыря Сухумской епархии было решено открыть подворье своей обители в столице. Участок земли в Петрограде стоил дорого, и поэтому их выбор пал на Вырицу, к тому времени перспективному дачному месту, обещавшему в ближайшее время стать образцовым «городом Вырица». Выбор их, очевидно, был подкреплен еще и близостью Вырицы к дворцовым пригородам-резиденциям: Царскому Селу и Павловску. (Известен целый ряд случаев устроения монастырских подворий в непосредственной близости к загородным царским и великокняжеским резиденциям в пригородах С.-Петербурга. Так, в Петергофе распологалось подворье Серафимо-Дивеевского женского монастыря Нижегородской епархии (1904-1906), в Ораниенбауме – Городищенского Рождества Богородицы женского монастыря Волынской епархии (1905-1906), в Стрельне – Шамординского Казанского женского монастыря Калужской епархии (1915-1917), в Гатчине – Пятогорского Богородицкого женского монастыря (1896, 1905-1914). В более дальних окрестностях Петербурга располагались также подворья: Илецкого Николаевского женского монастыря Оренбургской епархии (в Нарве, на Ивангородской стороне, 1913-1915), Верхнеуральского Покровского женского монастыря Оренбургской епархии (в Любани, 1911), Пекинской Духовной миссии (на ст. Пелла, 1914).)

Участок земли, на котором было устроено подворье, располагался в Заречье, на холмистом берегу реки Оредеж, и ограничивался рекой, а также Саратовской, Московской и Костромской улицами (названия улиц в этой части Вырицы были даны по волжским городам и городам центральной России). Пожертвован он был монастырю в 1917 году местным землевладельцем Ивановым.
Иконостас Успенской церкви Вырицкого подворья
Иконостас Успенской церкви
Вырицкого подворья
(после перенесения его из Вырицы в Царскую Славянку). 1946 г.

Здания, занимаемые подворьем, представляли собой несколько дачных построек, в одной из которых в 1918 г. была освящена домовая церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, первоначально открытая как временная. Ей предстоит быть действующей (с перерывами) монастырской церковью более четверти века, вплоть до 1945 года.

Заведующей подворьем была назначена монахиня Ангелина, служил в храме в первые годы его существования заштатный протоиерей Никольский. В 1919 г., через год после открытия храма, монахини обратились к епархиальному начальству с просьбой об учреждении при нем кладбища, однако в прошении им было отказано «по причине близости приходского кладбища».

Подворье Успенского Кавказского монастыря в Вырице просуществует до 1932 г., когда оно будет в связи с арестом подвизавшихся здесь сестер и их духовника иеромонаха Пафнутия (Акиньшина) закрыто и обращено в приходскую церковь. В 1939 г. будет закрыта и она, после ареста служившего в этом маленьком дачном храме архимандрита Игнатия (Егорова), бывшего настоятеля Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне. В 1941-1944 гг., Промыслом Божиим, храм будет открыт вновь и снова станет монастырским. В эти годы здесь найдут приют сестры Крючского скита Великолуцкого Вознесенского девичьего монастыря. В связи с боевыми действиями в окрестностях Великих Лук в начале 1942 г. они будут эвакуированы немецким военным командованием по железной дороге в тыл, в Вырицу, где будут размещены на подворье б. Успенского монастыря. Здесь ими во главе с 99-летней схиигуменией Серафимой (скончавшейся в июле 1942 г. и погребенной здесь, за алтарем Успенского храма) и духовником обители иеромонахом Арсением (Стальмаковым) будет восстановлена монастырская жизнь. В 1945 г. храм Успения будет закрыт и позже снесен. Ныне на монастырском участке земли выстроена Вырицкая больница, и лишь вековые сосны напоминают о некогда бывшей здесь обители.

Царский Бор

В годы Великой (Первой Мировой) войны решено было названиям селений вдоль Царскосельской линии Северо-Западных железных дорог придать более громкое и патриотическое звучание. Так, в сентябре 1914 г. газета «Царскосельское Дело» писала: «Слава Богу, наши русские города и поселки постепенно выходят из своего младенческого существования, чухонская Вырица превратилась в Царский Бор, а бывшая Ковшовка в Сусанино». Возможно, здесь неточность: есть свидетельство, что в то же время южная часть Вырицы - Поселок получил название Княжий Бор. (Именно тогда появилось и название станции Михайловка, – поселок Заречье в северной части Вырицы, также в связи с юбилеем Дома Романовых получил новое название, вероятно, в честь основателя династии царя Михаила Феодоровича. Таким образом, подряд шли станции: Сусанино, Михайловка, Царский Бор. В настоящее время Заречьем именуется район Вырицы, лежащий непосредственно за рекой Оредеж. Кварталы, расположенные севернее, и примыкающие к одноименной станции, именуются Михайловкой. Сейчас мало кто помнит почему станция носит это название.) [23]

В те же годы Княжескую Долину часто посещали скауты, инициатором создания движения которых в России был штабс-капитан 1-го Стрелкового Е.В. полка Олег Пантюхов. В Царском Селе и Павловске им уже не хватало раздолья.[24]

Однако, Россия уже стояла на пороге великих потрясений, название Царский Бор, так же как и Царское Село, будет надолго вычеркнуто революционерами из русской жизни. Духовная жизнь, порой открытая, а порой - потаенная будет теплиться в тихой провинциально-столичной Вырице…









Вырица. Царскосельские скауты в местности Княжий Бор.
Июнь-июль 1916 г.

1917 год


Накануне «великих потрясений», в 1917 году, по неподтвержденным документально сведениям, Вырица получила статус города. (Очевидно, это произошло уже после февраля 1917 г., известно, что поселковое управление было переведено на городское положение указом Министерства Внутренних Дел. Косвенно это подтверждает то, что также в 1917 году статус города получил Сестрорецк (месяц и точная дата получения Сестрорецком этого статуса также неизвестна).) Таким образом, в Вырице должна была появиться ратуша (городское управление).

Перед самым 1917 годом (в 1915 году), в Вырице появился также римо-католический костел, выстроенный в лесу неподалеку от Второй платформы. Учитывая вероисповедание проживавших в Вырце дачников и селян из ее окрестностей, логично предположить, что из инославных храмов здесь, в первую очередь, должна была бы появиться лютеранская кирха. Однако, очевидно, в связи с большим наплывом в окрестности Петрограда беженцев из Привислинского края, Западной Белоруссии и Прибалтики (в первую очередь Литвы), возникла необходимость в сооружении костела. (В это же время, летом 1917 года, строится костел в соседней Сиверской, дачной местности при Варшавской железной дороге, ведущей в Западный край.) Освященный в честь св. Иосифа, вырицкий костел действовал в 1920-1930-х гг., был закрыт, вероятно, в 1932 г. и позже разрушен.

1917 год принес низвержение православной монархии и поношение всего, что было с ней связано. Дважды в 1917 году, в феврале и августе, через Вырицу на Петроград двигались на усмирение революции войска генералов Н.И. Иванова и Л.Г. Корнилова. Однако, оба раза, не достигнув столицы, в ближайших ее пригородах они были дезорганизованы и разоружены.

Тогда же, 1 марта 1917 года, в Вырице был арестован «братец» Иоанн Чуриков, возглавлявший общину трезвенников.Однако, вскоре он был отпущен. (Очевидно, наряд Георгиевского батальона, состоявшего под командованием ген. Иванова, посланного Государем в Петроград для восстановления порядка, был направлен в дом И.А. Чурикова в связи с его громкой дореволюционой деятельностью, в ряде вопросов расходившейся с учением Православной Церкви и мировоззрением государства.) [25]

Смута и брожение умов закономерно привели через полгода к новым потрясениям, завершившимся приходом к власти большевиков. В январе 1918 года ими будет объявлена война Церкви и всем сословиям прежней России.

Спасаясь из красного Петрограда, в годы начала кровавого большевицкого правления и гражданской войны в ближайшие окрестности столицы, в том числе в Вырицу, стали перебираться многие горожане. Те, кто имел собственные дома или снимал здесь дачи, предпочитали в годы смуты перебраться на жительство из города сюда, в ставший внезапно тихим (в связи с прекращением строительного дачного бума) бывший «образцовый город».


Дальше...

Тихая Вырица.
Страстная ночь русского монашества.







© 2005-2012  serafim.com.ru.
Все права защищены



Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100