арх. Красовский
Михаил Витольдович
(1874 – 1939) Михаил Витольдович
Красовский (7 февраля 1874 — 15 апреля 1939) — русский и
советский архитектор (гражданский инженер), историк архитектуры. Внук
архитектора А. К. Красовского. Член-корреспондент Императорского
Московского Археологического Общества с 28 марта 1914 года.
Родился в Одессе. Среднее образование получил в 1-й Московской классической гимназии, высшее в Институте Гражданских Инженеров Императора Николая I. Отбыв воинскую повинность в лейб-гвардии Егерском полку, в 1900 г. поступил младшим помощником Инспектора в Институт Гражданских Инженеров. С 1903 г. назначен там же руководителем архитектурного черчения, с 1910 г. — преподавателем архитектурных ордеров и истории архитектуры, а осенью 1913 г. утвержден старшим помощником инспектора того же института. Дважды был командирован за границу; первый раз с целью изучения памятников Этрурии, а второй раз с целью изучения памятников церковного византийского зодчества. Занимаясь практической строительной деятельностью, работал над изучением памятников русской архитектуры. В 1909 удостоен половинной премии графини П. С. Уваровой, назначенной за сочинение на тему о Московском зодчестве ко дню 25-летия со дня кончины графа А. С. Уварова. В 1913 награждён орденом св. Анны 2-й степени. В 1916 — орденом св. Владимира 4-й степени. В советское время занимался проектированием промышленных зданий. Основным теоретическим трудом М. В. Красовского стал фундаментальный труд «Курс истории русской архитектуры». В 1916 году была опубликована первая часть — «Деревянное зодчество». Вторая часть этого труда, посвященная каменному зодчеству, так и не была издана. Остается только надеяться, что рукопись 2-й части, сохранившаяся в семье художника, вскоре увидит свет. Автором «Курса» и другими исследователями был собран огромный материал, использованный в работе М. Красовского и создавший яркую и впечатляющую картину деревянного зодчества России. М. Красовский сумел проникнуть в своем исследовании в глубь веков, показав развитие древнейших традиций в строительстве жилых зданий и общественных сооружений. Он установил, что некоторые приемы строительства языческих храмов использовались в последующей тысячелетней христианской практике. Таким образом, автор показал непрерывность тысячелетних традиций в области деревянного строительства. Отмечая взаимное обогащение традиций деревянного и каменного зодчества, автор предполагал дальнейшее плодотворное развитие традиционной деревянной архитектуры и дальнейшую эволюцию форм. Однако, он не предполагал масштабов предстоящей трагедии. В XX веке был утрачен огромный пласт русской традиционной культуры, уцелевший лишь в редких, сохранившихся, в основном, на Русском Севере, памятниках. Ушла культура создания образного строя сооружений из дерева; разрушены традиции в строительстве жилых построек; культура обработки дерева; утрачены смелые конструкторские и инженерные приемы, увеличивающие долговечность зданий; утрачена и высокая культура ландшафтной архитектуры. Сейчас уже можно говорить о том, что эпоха поступательного, медленного развития деревянного зодчества, все более совершенного, осталась позади. Все это делает книгу М. В. Красовского трудом огромной ценности — она становится главным свидетельством народной культуры. Книга представляет большой интерес и для специалистов-реставраторов, работающих в области сохранения памятников деревянной архитектуры и их воссоздания. Из предисловия Мих. Красовского к «Курсу истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество» : История
русской архитектуры входит в настоящее время в число обязательных
предметов, преподаваемых в некоторых учебных заведениях, причем в одних
из них она преподается как часть курса Истории искусств, а в других
выделена в самостоятельный предмет. Однако, до сих пор единственным
систематически составленным пособием по этому предмету была «История
Русской Архитектуры», изданная в 1894 г. академиком А.М. Павлиновым и
представляющая теперь большую библиографическую редкость, приобрести
которую почти невозможно; вследствие этого учащимся, при подготовке их
к экзамену, приходится извлекать необходимые им сведения из различных
изданий, не предназначенных для учебной цели и поэтому отличающихся то
излишней полнотой, то чрезмерной краткостью, отчего готовиться по ним к
экзамену очень затруднительно.
Желание облегчить труд учащейся молодежи побудило меня к изданию курса Истории русской архитектуры, первой частью которой является эта книга, охватывающая Историю деревянного зодчества. Издать же одновременно обе части было бы при современном положении книжного рынка очень тяжело в материальном отношении и, кроме того, издание затянулось бы на долгое время. При составлении плана курса я не придерживался программы какого-нибудь одного учебного заведения, а старался только не обойти молчанием ни один из тех памятников русского зодчества, которые являются типичными представителями того или иного его направления. К сожалению, это не во всех случаях оказалось достижимым, за отсутствием в литературе хороших изображений или исчерпывающих описаний многих памятников; поэтому для иллюстрации некоторых из них пришлось ограничиться одной только фотографией или рисунком, исполненным с полувыцветшей фотографии. Последним способом иллюстрирована, например, большая часть малороссийских колоколен, отчего перспектива этих изображений страдает значительным искажением, обычным на фотографиях. Публикации: Вознесенская (Исидоровская) церковь в Ростове Ярославском // Зодчий, 1912. № 13; Изборск // Зодчий. 1905; Колокольный храм Василия Великого в с. Чириково, Московской губернии, Коломенского уезда // Зодчий. 1907. Вып 39-40, Вып. 41; Кремлевский собор Архангела Михаила в Москве // Зодчий. 1909. Вып. 51. Многошатровые церкви Москвы // Зодчий. 1915. № 15; Очерк истории Московского периода древне-русского церковного зодчества. М.: Издание ИМАО, 1911. VII I нен. + 432 с. Памяти Льва Владимировича Даля // Зодчий. — 1908. — Вып 17. — С. 147—151. Памяти Николая Владимировича Султанова // Зодчий. — 1908. — Вып 37. — С. 343—346. Печи гостиницы А. А. Соловьева в Новгороде Великом // Зодчий. — 1911. — Вып 40. Печь села Михайловского // Зодчий. 1915. № 15; Псковские звонницы // Зодчий. 1906; Псковский Георгиевский со взвоза храм // Зодчий. 1905; Путевые заметки: Коломенское и Дьяково // Зодчий. 1908. — Вып 15. — С. 131—133; Вып. 16. — С. 139—144; Работы по восстановлению башни Марка в Венеции // Зодчий. 1910; Решетка дворца графа С. Д. Шереметева // Зодчий. 1911; Село Измайлово // Зодчий. 1909. — Вып 46, Вып. 47, Вып. 48; Спаская Ружная церковь в Ростове-Ярославском // Известия Общества Гражданских Инженеров, 1908; Церкви Аркашона // Зодчий, 1911, Вып. 2, с. 14-18. Церковь в с. Храпове Рязанской области // Зодчий. — 1908. — Вып 4. — С. 23-24; Вып. 5. — С. 31-36; Вып. 6. — С. 43-45; Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла в Старожиловке // Зодчий. — 1896. — Вып 1. — С. 5. Церковь Иоанна Богослова на р. Ишне // Зодчий. 1906; Церковь с. Дубровиц // Известия Императорской Археологической Комиссии. Вып. 32; Церковь Спаса в Зварине // Зодчий. 1907. Вып 9; Вып. 11. (по материалам :
http://famous.totalarch.com/mkrasovsky )
КАЗАНСКОЙ
ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЦЕРКОВЬ
(пос. Вырица, пр. Кирова, 49). Деревянная
церковь Братства во имя Казанской иконы Божией Матери на 600 чел.
построена в 1913-14 в память 300-летия Дома Романовых (арх. М.В.
Красовский при участии В.П. Апышкова). Строитель и первый
настоятель – прот. Порфирий Десницкий.
Шатровый храм в сев.-рус. стиле окружен галереями, с запада – звонница псковского типа. Освящена 6 июля 1914, позднее устроены приделы: правый свят. Николая Чудотворца и нижний – прпп. Алексия Человека Божия и Серафима Саровского. В 1919 в ц. переданы мозаичная икона свят. Николая работы М.И. Зощенко, три иконы работы Н.А. Кошелева и иконостас из петрогр. ц. Свят. Николая при Доме призрения в память Н. и Е. Бруснициных. Прежний иконостас перемещен в Никольский придел. Церковь не действовала с 1937, закрыта пост. През. Леноблисполкома от 23 июля 1939. Открыта в конце авг. 1941. В 1930-49 прихожанином был прп. Серафим Вырицкий (похоронен вблизи церкви). Настоятель ц. в 1945-50 прот. Алексий Кибардин, духовник прп. Серафима, арестован и осужден в 1950 (после освобождения жил в Вырице в 1955-64, похоронен на поселковом кладб.); в 1968-2005 – прот. Алексий Коровин. Святыни: иконы Казанской Божией Матери, св. Пантелеимона, два образа прп. Серафима Саровского (один – с частицей мощей). Лит.: Попов И.В. Святая Вырица // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28-29. С. 79-102. А.В.
Берташ, М.В. Шкаровский
Апышков Владимир Петрович (1871-1939), архитектор АПЫШКОВ Владимир Петрович (1871–1939), архитектор, инженер, педагог, теоретик архитектуры. Окончил Николаевскую инж. академию в СПб. (1901). В 1902-05 учился на архит. отделении АХ. Автор дисс. работы «Рациональное в новейшей архитектуре» (1905). Специалист в области мостостроения, пром. стр-ва. Наиболее выдающиеся постройки в СПб.: особняк С.Н. Чаева (1906-07, ул. Рентгена, 9) и комплекс зданий Центральной науч.-техн. лаборатории воен. ведомства (1909-14, Парадная ул., 8/3). С 1920 – проф. Воен.-инж. академии РККА. В 1913-14 совм. с арх. М.В. Красовским построил дерев. ц. Казанской Иконы Божией Матери в г. п. Вырица (пр. Кирова, 49). Участвовал в проектировании Свирьстроя и Волховстроя. Умер в Ленинграде, похоронен на Большеохтинском кладб. Лит.: Архитекторы-строители Санкт-Петербурга сер. XIX – нач. ХХ в.: Справочник / Под общ. ред. Б.М. Кирикова. СПб., 1996. С. 24; Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – нач. ХХ века / Сост. В.Г. Исаченко. СПб., 1998. С. 970-971; Защук Г. Храм в честь Иконы Казанской Божией Матери в поселке Вырица // Оредеж: Лит.-краевед. альманах. Вып. 1. СПб., 2002. С.75-84. А.Д. Марголис
Первый иконостас церкви Казанской Иконы Божией Матери в Вырице (статья арх.Мих.Красовского ) Церковь во имя иконы Казанской Божией
Матери
в Княжеской долине в Вырице (изложение статьи Мих. Красовского в журнале «Зодчий» от 25 мая 1915 года) В поселке Княжеская долина, где давно ощущалась необходимость в постройке церкви, в конце 1912 года, по инициативе священника П.С.Десницкого, образовалось из местных жителей братство, поставившее себе главной задачей сооружение церкви в память трехсотлетия царствования дома Романовых. По мысли строительной комиссии, одобренной общим собранием братства, храм решено было построить деревянный, без наружной и внутренней обшивки, в стиле древних олонецких церквей, с тем однако, чтобы кровли были сделаны из железа, а не из лемеха (гонта), как это предлагалось в первоначальном проекте. Равным образом общим собранием были отменены небольшие ризница и пономарня, спроектированные между главным алтарем и алтарями приделов, вследствие чего главный алтарь получил значительно большие размеры, чем требовалось бы для сравнительно небольшого храма на 300 человек. Таким образом из двух предполагавшихся первоначально ризниц и пономарни осталась только одна ризница, расположенная на уровне хор в звоннице, над помещением церковного старосты (ктиторской). Действия членов братства по сбору пожертвований были настолько энергичны, что уже в начале июня 1913 года явилось возможность приступить к постройке храма на приобретенном братством участке, располаженном на углу Магистрального проспекта и Ракеевской улицы. Благодаря хорошему песчаному грунту, фундаменты (из рванаго, по цементному раствору, гранита) можно было сделать сравнительно неглубоким, а именно: под углами основного квадрата глубиною в одну сажень, а в промежутках между фундаментами углов его и под остальными частями храма — глубиною в два аршина (глубина промерзания грунта в Княжеской долине никогда не превышает ¾ аршина). Подполье северного придела перекрыто бетонными сводиками по железным балкам для образования котельной центрального отопления, в настоящее время еще не исполненного за недостатком средств. Вся церковь срублена из неокантованного леса, вследствие того, что для нижних частей стен нельзя было достать бревен толще 5-6 вершков, при чем весь лес был настолько закомелистый, что с трудом удалось выбрать подходящий материал для двух колонн хор и крылец. По той же причине и вследствие значительной высот, шатра (около 7,5 саж.) конструкция его стропил разделена на три яруса, стропильныя ноги и горизонтальные пояса сделаны двойными, и все врубки отдельных частей усилены скобами и болтами. Предвидя значительную осадку здания от усушки леса и сжатия венцов (что и оправдалось на деле), пришлось оставлять над оконными и дверными коробками значительные зазоры, а четыре внутренния колонны, крыльца и галлереи исполнить лишь после того, как здание простояло законченным вчерне зиму и весну. Для предохранения дерева от действия атмосферных осадков все стены церкви покрыты снаружи горячей олифой, в которую прибавляли чернаго лака, что делалось исключительно с эстетической целью — получить тон старого дерева. Торцы венцов, концы стропильных ног, крыльца, двери, оконные переплеты и галлерии окрашены масляной краской. Главный крест храма имеет высоту две сажени (вся высота храма с крестом — 20 сажен ), он кованый, золоченый по мардану и притянут к луковице четырьмя цепями. Вес креста вместе с саженной штангой, которой он входит в мачту шатра, 25 пудов. Все кресты, фигурные ключевины и петли для дверей, а также кольца для шеи главы храма исполнены в мастерской И.П.Платонова. Колокола, общий вес которых равняется 300 пудам, отлиты и подняты на звонницу фирмой «Сыновья Н.И.Оловянникова». В переплеты окон алтарей и главной части храма вставлены стекла желтого цвета, дающия даже в пасмурную погоду иллюзию солнечнаго освещения. Иконостас и киоты отдельных икон резаны из сераго дуба, все иконы выполнены в Строгановском стиле. Все это, а также большая часть утвари, исполнены в мастерских названной выше фирмы. Иконостасы севернаго и южнаго приделов, равно как их клиросы и резьба на главных клиросах не выполнены — за неимением в настоящее время достаточных средств. Стоимость строительных работ по сооружению храма выразилась суммой 31.000 рублей, стоимость инвентаря — 24.000 рублей, таким образом общая стоимость равняется 55.000 рублям, в том числе: иконостас — 4.000 рублей, иконы иконостаса 1.100 р., колокола 6.720 р., громоотвод 200р. Освящение храма состоялось 8 июля прошлаго года. Мих.Красовский. 1915г. церковь Казанской Иконы Божией Матери в Вырице © 2005-2013 serafim.com.ru. Все права защищены |