прп. Серафим Вырицкий

Преподобный Серафим, Вырицкий чудотворец



 



Поддержите сайт! (пожертвование)
Дивен Бог во святых Своих !

Общество Трезвости

при храме  иконы  Божией  Матери  Казанской  в Вырице

(продолжние)


25 сентября 2010 года  по милости Божией, заступлению Царицы Небесной и молитвам преп. Серафима Вырицкого прозвучал под  сводами вырицкого Казанского храма первый обет трезвости.

Этот день стал Днем Рождения Общества  и началом православного трезвенного движения в Вырице.

Годовщина Общества Трезвости при вырицком Казанском храме в 2011г. (фото-репортаж)


Добро пожаловать в Вырицу!

Рождество Христово.

Поздравляем всех с Рождеством Христовым!

«С нами Бог»!
или «А что это за икс вэ»?



Вот и наступила зимняя пора. Природа преобразилась – облачилась в светлые ризы. С неба, тихо кружась, опускаются маленькие крестообразные снежинки. Застывшие реки покрылись белым пушистым покрывалом, готовясь к Великому Таинству – Освящению. Любительский хор воробьев собрался на заснеженных проводах на праздничную спевку. Весь Божий мир – в ожидании Господских праздников: Рождества Христова и Его Крещения.

К сожалению, некоторые из наших современников узнают о Рождестве лишь из фильмов о Санта Клаусе. А между тем уже около 2-х тысяч лет* празднуется этот светлый праздник – День Рождения Нашего Спасителя. Сам Господь пришел в мир, чтобы будучи Богом по существу – стать человеком по плоти. «Не в двух лицах разделяемый, но в двух естествах неслитно познаваемый». (Иоанн Дамаскин). Для чего Господь пришел в мир? «Сего бо ради высокий Бог на землю сниде, да нас к высоте привлечет».(Акафист Пресвятой Богородице , кондак 8). И «По своей великой любви, которой возлюбил нас». (Еф.2,4.). Вот,  где открывается Великая Божественная Премудрость, Сила, Благость, Любовь Божия и тайна Рождества.

Человек вследствие грехопадения Адама, отступил от Бога, стал рабом греха, пленником дьявола, наследником ада. Врата Небесного Царства закрыты и нет надежды на спасение. Нет ни ходатая на Небе, ни помогающего на земле: ни мудрецы, ни судьи, ни друзья не могли избавить род человеческий от зла и бедствий. Но был Он на Небе! Сжалился Господь над созданием рук Своих. «Сын  человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».(Мф.18,11). Сам стал человеком, показав путь ко спасению, путь освобождения от греха, от дьявольского рабства и вечных мук, «да нас к высоте привлечет». Привлекает же Господь ко спасению силой совести, заповедями, обетованиями Евангелия, Своим примером и примерами избранных своих, служением Церкви и ее Таинствами, Телом и Кровью Своими, невидимой благодатью Духа….. Но Сам Господь не может спасти нас, если развращено и нераскаянно сердце наше…. Души желающие достойно встретить Грядущего должны отвлечься от земных забот и устремиться к Спасителю… Он из любви к нам пришел на землю, а мы из любви к Нему должны взойти на Небо. «Возлюби Небо – и ты будешь жить на Небе».(Арх.Иннокентий).

Как хорошо, Господи, что Ты приходил! И как жаль, что МИР не хочет знать, зачем Ты это делал. Не хочет слышать о чем говорил, как взывал, как умирал… Не хочет или не может… Вот и какой-то мужчина проезжая мимо храма на велосипеде, притормозил и недоуменно глядя на горящие красным светом буквы «ХВ» на воротах, спрашивает: «А это, что за икс вэ»? Ну, как тебе, дорогой, здесь ВСЁ в двух словах объяснить? – «Это Христос Воскрес». Он родился, умер и воскрес.

Но прежде чем воскрес – родился. Рождение в мир Сына Божия – это свидетельство , что добро восторжествует. Зло, лжеучения, ереси – преходящи, а истина – непреложна и вечна. «Христос рождается, славите…».
«Сегодня веселятся небо и земля! Да играют и ликуют горы, холмы, долины, реки и моря! Да торжествуют ангелы и люди, ибо ныне Христос пришел для обновления и спасения душ наших».



17 мая 2011г.  в п.Вырица прошел крестный ход, посвященный Матери Божией
и празднованию Её чудотворного Образа «Неупиваемая Чаша»
.

17 мая 2011г. в п.Вырица прошел крестный ход
17 мая 2011г. в п.Вырица прошел крестный ход
17 мая 2011г. в п.Вырица прошел крестный ход
17 мая 2011г. в п.Вырица прошел крестный ход
17 мая 2011г. в п.Вырица прошел крестный ход


Предлагаем вашему вниманию интервью с приходским психологом Гончаровой Е.Н. – дьякону Сергию (Чекоданову) сразу после крестного хода для газеты «Нечаянная радость».

Интервью

Диакон Сергий: Елена Николаевна, расскажите, пожалуйста, как родилась идея сегодняшнего крестного хода?
Е.Н. Как родилась идея? Все идеи родом из духовного мира. Как верующие люди, мы знаем, что ни одно доброе дело нам не принадлежит. Ибо для этого нужно не просто наше желание , но и совпадение его с Промыслом Божьим. Нам , трезвенникам, ничего не оставалось делать, как откликнуться на эту благую мысль , которую Господь вложил в наши сердца.

Д.С. А почему – крестный ход? Ведь, как я понимаю, крестный ход – это торжество, радость, выходящая за стены храма. Какая связь здесь с работой с алкоголе- и наркозависимыми?
Е.Н. Крестные ходы на Руси часто связаны с тяжелыми испытаниями. Как умолить Господа о помиловании, о прощении? Собирался православный люд (заметьте , в других конфессиях такой традиции нет) и шли по примеру и образу самого Господа шедшего по своему Голгофскому пути. Наши предки творили ходы во времена лихолетий, когда случалась засуха, война, эпидемия, мор. Сейчас ведь тоже мор. Сотни тысяч людей умирают от алкоголя и наркотиков ежегодно, столько же страждет в плену зависимости. С каждым годом ситуация становится всё тяжелее, идет вырождение народа. Врачебные средства не эффективны. Да и как человек может вылечить сам себя, когда у него нет представления об ИСТИННОМ здоровье?  У воцерковленных людей, по благословению Божьему, есть свои средства и методы борьбы за здоровье , здоровый дух.
Кроме того, к крестному ходу на земле присоединяется и Небесная Церковь. Сонмы ангелов и святых сопровождают шествие и умоляют Бога о нашем помиловании.

 Д.С. Расскажите немного о своих методах. Священник, сталкиваясь на исповеди с такими проблемами, врачует благодатью,  это понятно. А какие инструменты в руках у православного психолога?
 Е.Н. Православный психолог выстраивает концепцию работы с людьми основываясь на святоотеческой психологии. Священнику он - не конкурент, но помощник.
Светскую же психологию долго гнала. Потом как-то, спустя много лет, вернулась на эту «свалку» еще раз посмотреть: «нет ли чего пригодного». Выбрала пару – тройку инструментов да и приспособила в своем хозяйстве. Например , проективные методики. Любимая – «Жизненный путь». Это когда человек , ассоциируя с собой , рисует путника, преодолевающего некий путь… Дальше начинается важнейший процесс осмысления собственной жизни. Один клиент мне сказал: «А если я нарисую табуретку?». Я отвечаю: «Прекрасно! Тогда придется спросить – Чему соответствует или – что значит - эта табуретка в Вашей жизни?». И еще 32 уточняющих вопроса. И Вы точно также расскажите всю свою жизнь». Вообще, рисуночные методики , дают богатейший материал, не сравнимый ни с какими тестами, опросниками. И даже, не так важно,  какое задание выполняет человек рисуя, например, свою проблему, свой крест, сердце, , умеет ли он ,вообще,  рисовать. Важно , чтобы было развито наглядно-образное мышление, а язык метафор и притч понятен всем. Люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, часто рисуют себя тонущими в болоте , в море, погибающими от чего-либо. Зависимые люди, лишенные свободы  часто рисуют себя в замкнутых ограниченных пространствах. И отовсюду приходится совместными усилиями искать выход, как обрести свободу, как спастись...
Был правда, в моей практике один клиент, которому не смогла помочь. Это - юноша умирающий от рака. Нарисовал он себя на дне каменного колодца.
Спрашиваю: «Как Вы туда попали, что произошло?».
-  «Не знаю, вокруг фекалии…».
-  «Что может, вообще , сделать человек , оказавшийся в темном пространстве узкого колодца, в нечистоте , с одним источником света сверху?».
 Молчит.
- «Может он все же поднимет голову кверху и обратит свой взор к свету, к небу?».
- «Да, наверное».
- «С чем ассоциируется у Вас небо, свет?».
- «Не знаю».
- «Маленькие дети, например, говорят - на небе живет Боженька». Некоторые люди ассоциируют свет с каким-то выходом, верующие – с Богом. Вы к Богу пробовали обращаться?»
- «Всё это - религиозный фанатизм…» - слышу ответ….
Кроме рисуночных методик, клиенты ведут исследовательскую творческую работу над собой, выполняют домашние задания, пишут письма… Работа проходит сугубо индивидуальная и здесь уместно говорить о программе личностного роста. Жизнь страждущего  человека должна быть пересмотрена , проанализирована и наполнена новыми абсолютными смыслами, ради которых стоит жить в этом реальном , а не иллюзорном мире. Например: мысль о том , что отдавать себя , жертвовать собой ради других , дарить без остатка – хорошо – даёт человеку новый мощный источник смысла. Или: человек решает больше не пить , но ради чего? Ради здоровья телесного или, чтобы жена не ругала? Нет, не пить нужно ради того - чтобы не потерять любовь Божию, чтобы возрастать в добродетели воздержания ради Христа. Мы повреждены, ущербны, и наша жизненная задача – возвращение к райской целостности, полноте, чистоте, гармонии. Мы призваны к творческому преображению нашей индивидуальности – в личность, достойной любви Божией и Небесного Отечества. Без длительной и упорной работы над собой – эту задачу не выполнить. Ориентация на это – норма внутренней жизни человека.

Д.С. Если говорить о воздержании. Люди, приходящие к Вам дают обеты, зачастую совсем отказываясь от вина…
Е.Н. Обеты Богу давали люди всегда. Пр. Иаким и Анна – родители Богородицы просили у Бога: «Дай нам , Господи, ребёночка, а мы посвятим его Тебе». Что и сделали отдав трех-летнюю Деву Марию в храм. Обет девства в 14 лет дала  и Сама Богородица. Обеты дают дети своим родителям постоянно: «Папа, купи мне велосипед, а я буду мыть посуду, хорошо учиться …..». Обеты - больше не грешить – даем мы Господу на каждой исповеди. Люди , которые не трезвятся, не бодрствуют – попадают в плен страстям, в рабство сатане, своими силами освободиться не могут и дают обет-обещание Богу-Отцу: «Помоги , Господи, освободи, а мы исправимся…». И Господь , как отец верит своему ребенку, дает просимое , дарует благодать , да и еще и ангела -  в помощники сохранять обет, зная как тяжело чаду. Это область детско-родительских отношений, человека и Бога. И не более того.  

Д.С. А с интернет-зависимостью Вы не работаете? Ведь это тоже проблема, касающаяся многих людей, в особенности молодых.
Е.Н. У меня пока не было таких клиентов. Но дело в том, что бесы изворотливы, и используют любые механизмы, быстро перестраиваются в соответствии с тем, что происходит в мире. Однако страсть остаётся страстью. И от  такой зависимости нужно освобождаться, как и от  других страстей. Интернетзависимые –  это люди не понимающие зачем и кем дана жизнь. Все минуты , отпущенные нам для жизни на земле, сочтены у Бога. Любые удобства , блага, если ведут к страсти, порабощению, зависимости – обман , так как лишают человека самого главного и бесценного дара – свободы. У раба – нет свободы, он её променял на тот самый сыр из мышеловки.

Д.С. Скажите, а какова форма ваших встреч? Как бы Вы обозначили модель Ваших отношений с клиентами?
Е.Н. Конечно, это модель - не «врач- больной», и не  «учитель – ученик», отношения с клиентом – родственные, так как мы братья и сестры, находимся в одинаковых условиях и Отец у нас один. Всё Писание наполнено этими словами: «Отец, Сын, Мать, чадо…». Так что других отношений быть не может. Человек на консультации обнажает душу. И задача психолога,  как хирурга осторожно осмотреть больную душу и предложить лечение. Лечит же Господь. Православный психолог , в идеале, должен вести аскетичную, подвижническую жизнь, по чистоте стараться не уступать монахам. (Господи , помоги!) Вся нечистота искореняется чистотой, темнота просвещается светом. А у нас один Свет – Господь.





Отчет о работе вырицкого Общества трезвости

с июня 2010 года по сентябрь 2011 года.


I.
1. За этот период за психологической помощью обратилось около 200 человек.
Все православные, и 1 буддист, 1 мусульманин, 3 адвентистов.

2. Было проведено 148 индивидуальных консультаций с составлением т.н. программ личностного роста. Около 70 человек подготовили впервые генеральные исповеди за всю жизнь и исповедовались у выбранных ими духовников РПЦ.

3. Проведено около 50 бесед общего катехизаторского плана.

II.
4. Создано общество трезвости «Под покровом преподобного Серафима Вырицкого» при храме в честь иконы Божией Матери Казанская. Работа с трезвенниками ориентирована на авторскую программу «Дорога домой».

5. На пожертвования прихожан заказан и написан образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», точная копия Чудотворного Серпуховского образа. Икона освящена в монастыре, приложена, т.е. приняла Благодать у самого Чудотворного Образа. В настоящее время усилиями трезвенников готовится ювелирное украшение образа (серебряные венцы с драгоценными камнями).

6. По пятницам на литургии возносится особая ектенья о всех страждущих и о членах общества.

7. Перед иконой (к сожалению , только 1 раз в месяц) служится акафист, а также заказные молебны.

8. С сентября 2010 года в храме проходят «обеты трезвости». Всего было 6 обетов, в которых участвовало 27 человек (3 из них повторили обет - желая увеличить срок воздержания).

9. Направлены и проходят реабилитацию в Сологубовке 2 человека, в Псково-Печерском монастыре – 1 человек.

10. Совместными усилиями организованы две паломнические поездки, в которых участвовало более 60 человек:
a.  Четырех-дневная поездка - в Серпухов (к чудотворной иконе),
b. Двух-дневная -  к святыням Псковской области.

11. Для трезвенников и прихожан храма были организованы 4 встречи-беседы с интересными людьми:
a. Встреча с о.Александром (Захаровым) «Обету трезвости – 30 лет. Личный опыт».
b. Встреча с «главным наркологом СПб» врачом-психотерапевтом Кричевцовым Валерием Леонидовичем «Современная наркология. Ответы на вопросы».
c. Встреча с о.Евгением (Федотовым) «Россия хватит пить горькую…»
d. Встреча с о. Мефодием (Зенковским) «Трезвость – норма жизни»

12. Вырицкие трезвенники участвовали в двух конференциях:
a. «Встреча обществ трезвенников». Проходила в епархии, митрополичьем корпусе Александро-Невской Лавры.
b. «Чуриковцы. Мифы и реальность». Проходила в храме Царственных Мучеников.

13. Организация и проведение в мае 2011 года крестного хода посвященного празднованию Чудотворного образа Матери Божией «Неупиваемая Чаша». В крестном ходе участвовало более 100 человек (в конце -  50 человек). Преодолен путь в более чем 30 км. с иконами, непрестанной молитвой, 4 остановками для молебнов, 2-мя чаепитиями. В крестном ходу участвовало 3 священника, 1 дьякон. Вырицу обошли по кольцу. В этот день , в честь этого события,  один частный магазин в Вырице не торговал алкоголем и табаком.

14. Трезвенники несут послушания при храме:
a. Участие в посадке растений и прочие ландшафтные работы – 2 человека,
b. Стрижка газонов – 2 человека,
c. Уборка снега – 2 человека,
d. Помощь в трапезной , продажа пирожков и чая для паломников – 1 человек,
e. Сбор садового домика – 6 человек.
f. Помощь в уборке храма – 3 человека (раз в неделю).
g. Строительство будки для церковного пса-сторожа, пожертвования – 2 человека.
h. Изготовление железной подставки под цветы в часовню – 1 человек,
i. Изготовление носилок для иконы и ремней для хоругвий на крестный ход – 2 человека.

15. Концерт художественной самодеятельности «Нам – 1 год» с участием трезвенников и их гостей» (25.09.2011).

16. Психолого-исследовательская работа «Подводим итоги». Анкетирование. Обсуждение результатов, планы на будущее.


14 декабря 2011г.
"Крысолов". ВОДКА ГУБИТ СТРАНУ!
700 000 человек в России ежегодно умирает от алкоголя.




 "Инновационные практики социальной работы в Санкт-Петербурге"
На научно-практической конференции присутствовали и члены Общества Трезвения под покровом преп.Серафима Вырицкого.
Выступление Елены Гончаровой ( факультет социологии  СПБГУ  ноябрь-декабрь 2012)

Выступление Елены Гончаровой
  выступление на конфереции в СПБГУ психолога Общества Трезвения

обсуждение
обсуждение выступления


Дорогие братья и сестры!

27 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге в СПбГУ на кафедре социологии , при участии администраций Центрального , Кировского, Красносельского районов Санкт-Петербурга прошла городская научно-практическая конференция «Инновационные практики социальной работы в Санкт-Петербурге».
В работе конференции по теме: «Практика работы с алкоголезависмыми в государственных и негосударственных учреждениях» принимала участие психолог прихода Казанского храма в пос.Вырица, Гончарова Е.Н.
Предлагаем вашему вниманию текст выступления на тему:

«Психологическое сопровождение алкоголезависмых и созависимых»

Дорогие участники конференции!
Моё выступление в большей степени адресовано верующей аудитории. Почему? Потому что я – психолог не светский , а религиозный, стало быть, учитывая традиции нашей страны – православный. И значит, не говорить о вере – я не могу. Поэтому, те из вас, которые считают себя неверующими людьми, уж потерпите немного…, можете пока отдохнуть.
Первая часть – это вступление, которое , на первый взгляд – отступление от заданной темы. Но на самом деле эту информацию, иногда, в индивидуальном порядке я даю клиенту, когда вижу, что человек может еще рассуждать и в состоянии подняться над своей проблемой. Во второй части познакомлю вас непосредственно со святоотеческим подходом в решении этой проблемы и в конце поделюсь своим опытом в работе.
И так , представьте сейчас, что идет консультация и вы стали случайным свидетелем – слушателем моего обращения к клиенту.
Настоящее национальное бедствие охватило нашу страну. Давно, ни для кого ни секрет: идет планомерное развращение, спаивание и  уничтожение народа, как когда-то индейцев из Америки с помощью «огненной воды». Природные богатства, большие территории не дают покоя нашим завистникам. Столкновение интересов, схватка убеждений, верований; насаждение культа потребления в противовес духовности давно вышли за пределы конфликта и территорий. Программа по уничтожению людей Ленина, Гитлера, Даллеса, а еще ранее Диоклетиана, Максимиана, Ирода свидетельствуют о том, что идет идеологическое противостояние со времен народов и на уровне мироздания.
Все идеи родом из духовного мира. Мир идей – область духовная. Значит всё, что с нами происходит, имеет духовную первопричину и речь идет о невидимой духовной брани. Главный завистник и злопыхатель дьявол завидует не материальным благам, нефтяным запасам, а тому кто возлюблен Богом-Творцом, кому уготовано Царствие на небе, кому дарована свобода духа, тому кто занимает теперь их ангельское место у престола, ныне изгнанных и падших. Подчинить свободных людей себе, заставить служить, ввергнуть в рабскую зависимость ,уподобить себе, заставить отречься от Небесного Отечества – вот задача противника Бога. И земля наша, и страна наша , и сердце каждого из нас – это плацдарм , Куликово поле борьбы зла против добра, тьмы против Света, борьбы за душу, за право творить добро, выбирать любовь и быть в этом выборе свободным. От нашего желания, осознания, личных качеств, духовного здоровья, крепости, веры и воли к победе зависит не только спасение собственной души , но и доблестная победа на злом, умножение добра, пусть на крупинку, но во вселенском масштабе.
На войне, как на войне. Имея четкую стратегию дьявол изощрен и в тактике.
Стеклянными бусами нас , как папуасов, теперь не заманишь (если они, конечно, не из брильянтов). Телевизионо-информационная интренет – похлебка , игровое – компьютерное опьянение, алкогольно-наркотичское оболванивание, словом, суррогатная жвачка – иллюзия, подмена истинной духовной пищи и радости ,  – вот нынешние крюки-наживки, инновационные практики, так сказать в работе с людьми.
В генной памяти человека сохранилась память о Боге, о благоденствии и блаженном состоянии в раю. Осознает человек или нет, но душа человеческая помнит, скорбит о потерянном, болеет, страдает,  стремится к тому состоянию гармонии, полноты бытия и счастья , ищет его и не находит…
Иллюзорный, синтетический, эфирный, пьяный, демонический, лже-рай тут же предлагается тоскующей душе. Здесь ничего и никого не нужно искать, главное, не нужно ничего помнить, не нужно ничего делать  –  проглотил наживку, «рюмочку, другую под щучью голову» и забыл всё. Не болит душа. Очнулся, а реальность другая, земные жизненные тяготы не ушли, надо жить, решать, достигать, трудиться. Тяжело. Жизнь как река течет мимо, но это человека не касается, он - на крючке. Лишен движения, свободы, хочет освободиться , а не может. «Не напрягайся, не дергайся, виси тихо, служить – тебе сказали» - и человек служит, подчинив свою волю новому господину – греху и тому, кто этот план придумал, кому этот грандиозный обман выгоден. Человек сам сделал этот выбор, потому что ему показалось, что так легче жить. Привычка жить расслаблено или с постоянным желанием поскорее расслабиться , перекурить, отдохнуть, встраивается в сознание, усваивается подсознанием и становится частью личности, её новым качеством. Будучи вредоносным, новое свойство постепенно искажает и деформирует , обезображивает человека, делает его некрасивым,  бессильным и в итоге – не способным выполнить своё высокое предназначение определенное Богом. Душа становится непригодной для Царствия Небесного и уже не может возрадоваться и воспользоваться истинными благами, которые уготованы любящим Бога. Протрезвевшее сознание умирающего человека охватывает ужас, когда он понимает: вот и всё, жизнь закончена,  а вернуть, изменить ничего нельзя, время выбора закончено. Трагедия и жизненная драма заканчивается смертью на земле, но в вечности – всё ещё только начинается!

II
Что делать? Пока вы призадумались над этим вопросом , коротко скажу, что предлагает святоотеческая психология. Вообще, православная психология значительно отличается от научной бездуховной и от светской , часто оккультной психологии. Святотеческая христианская психология – это не новая школа или какая-то техника или направление в психологии, - это изначально и непосредственно – душеведение - наука о безсмертной человеческой душе. И речь здесь идет, в первую очередь о концепции человеческой личности, построенной на основе христианской антропологии, направленной на изучение внутренних и глубинных структур человека. Предметом изучения христианской антропологии является во всей своей совокупности человек, как образ и подобие Божие. А изучение и спасение безсмертной души (собственной в первую очередь), является , с христианской точки зрения , делом первостепенным и необходимым. Традиция  подлинного душевно-духовного врачевания появилась как священническая и монашеская помощь страждущим. Отцы православной Церкви интересующиеся психологией основные сведения черпали из Откровения свыше и в процессе борьбы со страстями. Постигая в совершенстве глубину духа человеческого , с его падениями, с его колебаниями, сомнениями, непосредственно переживая сложный процесс восхождения души к Богу , вложили они эти - великую программу освящения и спасения души в уставы Церкви, во все её учреждения. Загадочная природа наших чувств, желаний, страстей и воли, объясняется у отцов с изумительной полнотою и точностью, благодаря сравнительному изучению их в тройном процессе: во-первых, греховного состояния, далее, - в процесс постепенного нравственного религиозного перевоспитания естественным усилием воли и ума, стремящихся к преодолению греховности, и наконец, - в процессе радикального перерождения личности высшею силою Божественной благодати.
Использование церковного опыта исцеления от патологических зависимостей позволяет говорить о существовании надежного и эффективного направления во врачевании души – православной  психотерапии. Традиционный медицинский подход к лечению патологических зависимостей оказался несостоятельным. Это закономерно. Никакие медикаментозные вмешательства не могут изменить поведения зависимого человека, так как причинами тому является психический кризис и глубинные искажения в духовной жизни. Любая патологическая зависимость – заболевание которое затрагивает и тело , и душу, и дух. Особенностью православного подхода основанного на аскетике и творениях святых отцов, является то, что в центре реабилитационного процесса стоит Бого-человек, а не просто человек. Восстанавливающие программы Богоцентричны, а не человекоцентричны. Обращение ко Христу есть процесс двухсторонний, включающий в себя покаяние и веру. Излечение страждущих происходит не только с помощью человеческих методик, но благодаря помощи и действию Божественной силы (благодати), при взаимодействии (синергии) с человеческой волей, то есть желанием.

III
Полное исцеление зависимости возможно только при изменении сознания и образа жизни человека. Под изменением сознания, за которым естественно следует изменение образа жизни, в православной психотерапии понимается в первую очередь активная работа зависимого человека над собой, конечным итогом которой становится покаяние (метаноя, перемена ума, перемена стиля и образа мыслей). Для формирования нового зрелого сознания необходима внутренняя духовная работа, направленная на познание души. В психологии существуют разнообразные методики. Исходя из собственного опыта остановлюсь на двух , на мой взгляд, главных моментах в работе. Первое  – это работа с клиентом по развитию позитивного мышления (+ личная программа защиты от стресса) и второе – это формирование новых смысло-образующих ценностей (+ разработка стратегий).
В творениях Святых отцов чётко прослеживается мысль: «Дух наш питается мыслями как тело пищею. И от того (как говорил сербский старец Фаддей)  какие мысли наши, такова и жизнь наша». Сообщение с духовным миром идет через воздействие на мысленную сферу человека. Всё начинается от мыслей, всё исходит от помысла. Известно , кто генерирует зло в духовном мире и что это за источник.  Святые отцы учат, что негативные помыслы (осуждающие , соблазняющие на грех) нужно отсекать мгновенно, не принимая на обдумывание. Так как принятый на обдумывание негативный помысел опускается в сердце, смешивается здесь с чувствами, к нему присоединяется наша воля, получается , в итоге,  некая негативная смесь. И затем  наша, дарованная Богом, свобода превращает эту смесь в действие. Так происходит грех. Поэтому в духовной работе нет ничего более важного , чем научиться отражать негативные помыслы. Тот кто приобретает этот навык, эту добродетель, как говорят учителя Церкви, побеждает на войне без войны. Различение помыслов , от кого они, отражение негативных,  борьба с ними, бодрствование, держание ума на страже  и есть - трезвение.  «Трезвитесь и бодрствуйте , говорит Господь через апостолов, потому что противник ваш дьявол ходит , как рыкающий лев ища кого поглотить. Противостойте ему твердою верою».( I Пет. 5,8-9)
Общества трезвости  (а их более 60 по епархиям) объединяют людей желающих трезво жить, спасающихся высоким подвигом воздержания, где трезвость , в обычном понимании этого слова – первый этап духовного трезвения. Которое есть - искусство мысленной брани, цель которого сохранение сердца и помышлений в чистоте. Научиться этому – задача, вообще, всех людей , так как мы все страждем в разной степени.
Для выработки у страждущих клиентов соответствующих навыков, были с помощью Божией разработаны специальные упражнения, назовем условно их «бадминтон». Суть заключается в следующем. Психолог направляет мяч в строну клиента , сопровождая бросок высказыванием негативного содержания. Задача клиента быстро отражать удары-броски:
На  I этапе (3 минуты) – клиент отражает мячи-негативы сопровождая  короткой молитвой «Господи помилуй».
II этапе – негативные реплики-мячи отражаются противоположными по смыслу, позитивными высказываниями.
III этапе мячи-негативы отражаются разнообразными цитатами из Священного Писания, Предания или молитвой «Слава Богу за всё».
Например:  I  этап.
«Мне всегда не везёт» ------  Господи помилуй
«Опять болит спина» ----- Господи помилуй
«Все вокруг козлы» ---- Господи помилуй
II этап
«Погода – дрянь» ---- Каждая погода благодать
«Не могу больше терпеть» ---- с Богом всё перетерплю
«Какой же я урод» ---- Человек создан по образу и подобию Божиему
III этап
«Пойду напьюсь» ---- «… винопийцы Царствия Божия не наследуют…»
«Ну пивка-то можно» ---- «Трезвитесь и бодрствуйте…»
«Меня никто не любит» ---- «… и возлюбил Бог человека…»
На 4 этапе мячи летят с позитивом и негативом, нужно позитив ловить , негатив отражать сопровождая все удары  молитвой «слава Богу за всё». На главном 5 этапе психолог и клиент меняются ролями. Клиент продолжая увлеченно играть безболезненно и незаметно для себя:
Проговаривает свои чувства освобождаясь от психо-эмоционального напряжения.
1) Формулирует и озвучивает собственные переживания, проблемы , жизненные установки (что помогает в диагностике),
2) Обучается на практике приемам креативного реагирования и позитивного мышления.
3) Главное: приобретает новую привычку ,навык , формирующий качество ведущее к одной из самых важных доброделаний - трезвению и как следствие -оздоровлению личности в целом.

Что касается личной программы защиты от стресса, она  направлена на приведение к согласованности противоречий, убеждений и реальных поступков. Для этого клиенту предлагается применять критерий истины (который обсуждается с клиентом) и поступать в соответствии с выбором.
2-й важный момент, на который я обращаю внимание в работе - это формирование новых смыслов. И здесь невозможно не говорить о смысле жизни. В обычном сознании жизнь имеет только тогда смысл, когда имеются ценности ради которых стоит жить. И эти ценности не ветшают и не предаются смерти. Например: убежденность в том, что отдавать себя без остатка , жертвовать собой ради других – хорошо – даёт человеку мощный источник смысла. Тем более , что потребность служить людям,  стремление к творческому осмыслению своего жизненного пути заложены Богом и являются нормой внутренней жизни человека. Итог и  свидетельство правильного выбора – это истинная радость и благодать , та самая которую так ищут люди на земле и не находят… Господь  говорит: «Научитесь видеть Меня так , как видишь солнце в прозрачной воде… Тот, кто отпадает от Моей любви лишится всякого блага и враги Мои сразу же пленят его. Потрудитесь, чтобы всегда зреть Меня».

В заключении еще раз можно подчеркнуть , что ни уколы, ни торпеды, ни гипноз и кодировки не решают проблемы зависимости. Ориентируясь на святоотеческий опыт, с уверенностью можно сказать, что проблема преодоления любой страсти решается только тогда, когда человек поднимается над собственным духовным невежеством, работает над преображением  своей души, добровольно меняет себя и своё мировосприятие.



* * *


О трезвости и трезвении
(2009-08-20)

Профессор Алексей Ильич Осипов
Один из самых ярких православных богословов нашего времени: глубоко образованный, духовно трезвый, его выступления неизменно отличаются великолепным языком и полным отсутствием елейности.
( Другие лекции и выступления проф. А.И.Осипова:
http://predanie.ru/film/videolekcii-i-propovedi/professor-aleksei-ilich-osipov/
и
http://www.aosipov.ru/  )



Дальше...25 сентября 2010 года  по милости Божией, заступлению Царицы Небесной и молитвам преп. Серафима Вырицкого прозвучал под  сводами вырицкого Казанского храма первый обет трезвости.
Общество Трезвости в Вырице







© 2005-2012  serafim.com.ru.
Все права защищены



Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100